Линзы для освещения дома

Обновлено: 25.04.2024

Как добавить света в темные помещения и подвал, но при этом не платить за электроэнергию?

В любом загородном доме найдутся помещения, которым «не досталось» солнечного света — чердаки, санузлы, кладовые, подвалы и т. п. А ведь естественное освещение — это не только фактор комфорта для человека, но еще и существенная экономия электроэнергии. Расскажем о том, какое техническое решение поможет организовать инсоляцию помещений без окон или с недостаточным дневным освещением.

Речь пойдет о световых туннелях (иначе — солнечных колодцах или фонарях туннельного типа). Конструктивно это несложные устройства, состоящие из внешнего и внутреннего элементов и соединяющего их светопроводящего канала.

Внешний элемент представляет собой квадратный модуль, который устанавливают в плоскую или скатную крышу, в ограждающие стены, а в случае подземного этажа — в плиту, перекрывающую приямок. Модуль имеет круглое светоприемное отверстие диаметром от 190 до 740 мм или более и снабжен полиуретановым или алюминиевым окладом для герметичного монтажа. Обратите внимание: светоприемные узлы с металлическим основанием допускают резку и гибку для подгонки к конкретным условиям установки. Отверстие может быть защищено съемной крышкой из закаленного 4-миллиметрового стекла (прозрачного или матового, с грязеотталкивающим покрытием) либо куполом из ударопрочного акрила или поликарбоната.

Внешние блоки с крышкой предназначены исключительно для крыш с уклоном от 15 до 60º и встраиваются в одной плоскости с кровлей. Оклады таких модулей специально адаптируют под профилированные или непрофилированные кровельные материалы, комплектуют их водоотводящим желобом, особыми щеточными уплотнителями, препятствующими замерзанию конденсата, а также паро- и гидроизоляционным контурами для соединения со слоями в «пироге» крыши.

Монтаж туннеля со светоуловителем сферической формы Монтаж туннеля со светоуловителем сферической формы

Блоки купольного типа с оголовком, возвышающимся над плоскостью основания, допускают монтаж как в наклонные, так и в вертикальные и горизонтальные ограждающие конструкции. Сферическая форма светоуловителя повышает эффективность устройства в пасмурную погоду, при снеге и дожде (осадки не скапливаются на куполе), а особенно — в утренние и вечерние часы, когда солнце стоит низко над горизонтом. Кроме того, поликарбонатные полусферы служат в качестве фильтров, отсекающих УФ-излучение, что предотвращает его воздействие на другие компоненты системы, а также выгорание предметов интерьера. Двойные стенки улучшают теплоизолирующие свойства купола, не снижая его светопропускающей способности.

Замеры уровня освещенности показывают, что кровельные туннели диаметром 350 мм даже в хмурый зимний день освещают помещение так же, как это сделала бы 60-ваттная лампочка накаливания
Параметры освещенности в зависимости от диаметра плафона-диффузора Параметры освещенности в зависимости от диаметра плафона-диффузора

Внутренний элемент системы — это устанавливаемый в помещении плафон-диффузор — как правило, круглый или квадратный, но на заказ может быть изготовлено изделие и других форм. Плафон равномерно распространяет мягкий свет (угол рассеивания 150-170º), который не слепит глаза и не искажает цвет предметов. Рассеиватели оснащают декоративными рамками, делают их из двух слоев поликарбоната или из матового двойного стекла с аргоновой прослойкой (как в стеклопакете), что препятствует потерям тепла и образованию конденсата на световом диффузоре.

Связующим звеном между встраиваемыми блоками системы является собственно световой туннель — канал, передающий свет на расстояние с минимальными потерями за счет отражающих свойств своих стенок. Это может быть как жесткая алюминиевая труба (тубус), так и гофрированный рукав из стекловолокна, на внутреннюю поверхность которых нанесено зеркальное покрытие с содержанием серебра. Трубы обеспечивают коэффициент отражения 98% и более, у рукавов он немного ниже.

Конструкция светового туннеля Конструкция светового туннеля

Гибкие трубы выпускаются длиной до 2 м и наращиванию не подлежат, обычно их применяют, если требуется обойти какое-либо препятствие на пути туннеля. Базовая длина металлических труб составляет от 0,8 до 1,7 м. При необходимости каналы можно удлинить за счет дополнительных сегментов, имеющих простую систему фиксации на защелках. Для соединения элементов используют переходники — колена с регулировкой наклона от 0 до 45º. Для нужд частного дома, как правило, достаточно световодов Ø 250–350 мм с максимальной длиной до 6 или 9 м, способных обслуживать помещения площадью до 10 и 20 м² соответственно (ванные, кухни, лестницы, прихожие, коридоры, гардеробные). Для полноценного освещения просторных гостиных, комнат с высокими потолками и пр. понадобятся каналы Ø 400–550 мм с возможной протяженностью до 15 м, рассчитанные на площадь до 35 м². При этом важно учитывать, что каждый добавочный погонный метр трубы, а также изгиб туннеля оборачиваются потерей 10% и более от объема светопередачи, заметно снижая эффективность системы.

Правильно выбрать световой туннель для конкретного помещения помогут специальные калькуляторы .

Солнечные колодцы — оптимальный вариант для освещения тех помещений, где использование электрических приборов может быть потенциально опасно, например топливохранилищ, газовых котельных, душевых и т. п.

Инсоляция подвального помещения Освещение подвального помещения с помощью светового туннеля Чтобы в помещения подвального этажа мог проникать солнечный свет, в зоне цоколя делают окошки (как правило, это широкие, но совсем невысокие конструкции, оказывающиеся почти под потолком подвала). Бывает, что размер цоколя недостаточен и для таких окон, и тогда их частично приходится опускать ниже поверхности земли, а в зоне проемов создавать приямки — ограждения из армированного бетона, накрываемые сверху решетками. Дно приямка выполняют на расстоянии 20 см от нижнего края окна и придают ему уклон для стока воды в дренажную сеть.Обеспечить инсоляцию подвала можно также с помощью туннелей дневного света. Установив в стену трубу (гибкий рукав), в бетонный приямок (обязательно с водоотводом) насыпают гравий и накрывают его монолитной или стальной плитой с выведенным на поверхность светоприемным куполом.

Дополнительные функции

На российском рынке представлены системы солнечного освещения марок Solargy, ALLUX, VELUX, FAKRO, Solatube®, Sunway и др. Производители адаптируют свою продукцию к особенностям нашего климата и расширяют ее функционал, делая максимально комфортной в эксплуатации. Так, VELUX предлагает устройство для дополнительной вентиляции помещений через световод и LED-подсветку в рассеивателе для организации освещения в темное время суток. Sunway, помимо светодиодных ламп, может комплектовать туннели диммером, создающим затенение вплоть до перекрытия светового потока, и защитой от проникновения (для каналов Ø 560 и 780 мм). Разработка Solatube® — система гибридного освещения на основе светочувствительного датчика и датчика движения, позволяющая экономить до 94% электроэнергии. А компания Solargy обладает уникальной технологией «Пересвет», использующей гелиостат. Он представляет собой неподвижную панель, которая «собирает» падающие под малым углом (до 15°) лучи восходящего и заходящего солнца и направляет их в световод.

«Умное» освещение дома или Как «дать» солнечный свет с крыши в любое помещение

Подвал, гардеробная, ванная, прихожая — все это классические «темные» помещения без окон, проблемные с точки зрения освещения дома. Такие «невезучие» помещения есть в каждом коттедже или квартире. Обычно их освещают с помощью ламп, мирясь со всеми недостатками искусственного света: искажением цветов, мерцанием, неравномерностью и счетами за электричество. Но это не единственный вариант. В любую такую комнату можно «провести» естественный свет, достаточно установить в ней световой тоннель.

Световые тоннели в ванной комнате

Содержание

Что такое световой туннель

Световой тоннель или колодец — это сравнительно простая и очень надежная конструкция, с помощью которой можно осветить солнечным светом даже те помещения, где нельзя сделать обычное или мансардное окно. Работает световой туннель по принципу многократного переотражения солнечных лучей, поэтому свет в кладовке или коридоре будет самый что ни на есть естественный. Даже если между комнатой и крышей несколько метров подкровельного пространства.

Чаще всего световые тоннели делают в помещениях мансарды. На этом этаже традиционно проблемы с окнами, при этом в большинстве случаев нужную комнату от кровли отделяет только гипсокартонный потолок и немного пустого пространства.

Световые тоннели в гардеробной и прихожей

Световые тоннели в гардеробной и прихожей дома

Второй по популярности объект освещения — подвальные и полуподвальные помещения. Обычно естественный свет в них попадает через узкие окна под потолком, которые расположены в приямках. Но, во-первых, этого освещения не всегда хватает. А во-вторых, отвод воды из приямков, чтобы она не подтапливала цокольный этаж, — отдельная задача, эффективно решить которую может только дренажная система с высокой пропускной способностью. Но она может забиться, да и делают такую систему редко из-за трудоемкости и немалой цены. Со световыми тоннелями таких проблем нет. Кроме того, они еще и безопаснее — мало кто способен пролезть через трубу диаметром 25-35 мм.

Конструкция световых тоннелей

Любой световой туннель состоит из трех частей:

  1. Внешнего окна.
  2. Светоотражающей шахты.
  3. Рассеивателя.
Внешний блок

Внешнее окно состоит из пластиковой рамы со стеклом и гидроизолирующего оклада, который обычно изготавливают из износостойкого полиуретана или алюминия.

Для скатных кровель окно — это небольшой купол или плоское закаленное стекло, причем его рама практически не поднимается над уровнем кровельного материала. Это нужно, чтобы внешний блок либо вообще не задерживал снег, либо создавал минимум препятствий, мешающих его сходу с кровли. Световой тоннель для плоских кровель снаружи закрывают куполом из акрилового или поликарбонатного стекла. Поверхность у такого стекла гладкая и скользкая, поэтому купол самоочищается от пыли и грязи дождем, и к нему не прилипает даже мокрый снег.

Конструкция светового тоннеля

Схема конструкции светового тоннеля

Световые тоннели на кровлю, покрытую черепицей, металлочерепицей, еврошифером, профнастилом или другим подобным материалом, снабжают полиуретановым окладом. При монтаже он принимает форму поверхности, на которой лежит, и хорошо прилипает к ней, обеспечивая герметичное соединение. Алюминиевый оклад используют, когда нужно сделать световой тоннель в крыше без уклона. В этом случае внешний блок герметизируют нахлестом на него рулонного покрытия самой кровли. За счет стойкости алюминия к коррозии такая конструкция прослужит не один десяток лет.

Светоотражающая шахта

Светоотражающая шахта или световод — это либо жесткая труба из алюминия, либо гофрированный рукав, на внутреннюю поверхность которого нанесен зеркальный состав на основе серебра.

Жесткая труба эффективнее — она отражает в комнату 98% солнечного света. Стандартная длина трубы 1,7-2 м, но ее можно нарастить до 6-12 м с помощью дополнительных сегментов и колен. При этом важно, чтобы у трубы было как можно меньше изгибов, поскольку каждый поворот — это потери в освещенности.

Гибкие трубы передают намного меньше света, но они незаменимы, если на пути тоннеля есть препятствия. Например, печная труба или воздуховод. Из-за низкой эффективности, гибкие тоннели обычно небольшой длины — 1-2 метра, поэтому для дальних комнат в недрах дома они не подходят.

Внутренний блок

Световой тоннель заканчивается внутри помещения светорассеивающим плафоном с оправой. Рассеиватель устанавливают в потолке, и обычно он выглядит как плоский или скругленный плафон потолочного светильника. Для упрощения обслуживания и большей эстетичности плафон снабжают матовой оправой, которая закрывает края отверстия. При этом стекло крепится к оправе на защелках или резьбе, поэтому его можно легко снять и помыть.

Плафоны Velux Lovegrove

Световой туннель — это стильно: оригинальные плафоны Velux Lovegrove в интерьере

В отличие от обычных ламп, плафон светового тоннеля дает мягкий живой свет с практически идеальным рассеиванием. Производители выпускают не только стандартные рассеиватели, но и плафоны разных цветов и форм, специальные затемняющие шторки, стекла с неравномерным затемнением, которые позволяют получить эффект прожектора или «нимба». С практической точки зрения все эти изыски особого значения не имеют, но для дизайнерских интерьеров подобные игры со светом могут быть очень кстати.

8 причин выбрать световые тоннели для освещения

Тоннели дневного света практичны и функциональны. По сравнению с мансардными окнами и искусственным освещением у них много преимуществ:

  1. Психологически комфортное для человека естественное освещение. С таким освещением пространство приобретает большую глубину, в нем не возникает ощущения запертой клетки и давящего потолка. Особенно это важно для детей.
  2. Экономия на электроэнергии. Световой тоннель в крыше заменяет как минимум одну лампочку в 60 Ватт, а в яркий солнечный день выдает в несколько раз большую мощность освещения.
  3. Инсоляция помещений. Нормы СанПиНа по количеству солнечного света, которое должно попадать в жилые комнаты, — это не прихоть законодателей. Естественное освещение дома не только оживляет комнату, но и уничтожает многие вредоносные микроорганизмы.
  4. Минимальные теплопотери. Тепловые потери через окна прямо пропорциональны их размеру. Поэтому через небольшие тоннели уходит минимум тепла по сравнению с мансардными и обычными окнами.
  5. Возможность провести естественный свет в любое помещение. В том числе в комнаты, которые находятся далеко от кровельного покрытия.
  6. Большой срок службы. У тоннеля дневного света очень простая конструкция и нет движущихся деталей, поэтому при грамотной установке он будет служить десятилетиями.
  7. Простоеобслуживание. У светового тоннеля не нужно чередовать зимний и летний режим, смазывать уплотняющие резинки и периодически их менять — все обслуживание сводится к периодическому протиранию внутреннего плафона от пыли и чистке внешнего стекла от грязи раз в несколько лет. Между чистками стекло моется дождевой водой.
  8. Стильный вид. Плафоны световых тоннелей выполнены в лучших традициях скандинавского стиля: они аккуратные и элегантные, а их форма продумана до мельчайших деталей.

Световой туннель относится к тем редким конструкциям, которые одновременно и выполняют важные функции, и выглядят эстетично. Причем это не оценочное суждение — многочисленные дизайнерские проекты и премии говорят сами за себя. Хрестоматийный пример — премия «Лучший из лучших» престижного конкурса Red Dot Design Awards, которую в 2010 году получил дизайнер Lovegrove за свою вариацию плафона для светового тоннеля.

Световой туннель Velux или Fakro: советы по выбору

Тоннели дневного света делают десятки компаний, а в России представлены 7-8 брендов. При этом, как и в случае с мансардными окнами, выбирают обычно между двумя лидерами: Velux и Fakro. И это, без преувеличений, сложный выбор. Продукция обеих компаний практически не отличается по качеству, поэтому дело остается за деталями и ценой. О них и поговорим.

Световой туннель Велюкс (Velux)

Velux — один из старейших производителей мансардных окон не только в Европе, но и в мире. Компания существует уже больше 75 лет и ее основная ставка — на проверенные временем конструкции и безусловную надежность. Поэтому световой туннель Velux при правильной установке прослужит десятки лет.

Световой тоннель Velux

Световой тоннель Velux на скатной крыше

Компания Velux выпускает световые тоннели для плоских и скатных кровель:

  • серии TWF и TWR для скатных кровель с профилированным кровельным материалом;
  • серии TLF и TLR для скатных кровель с плоским покрытием;
  • серии TCF и TCR для плоских крыш.

Все серии с буквой «F» в конце комплектуются гибким световодом длиной до двух метров. Серии с буквой «R» в конце комплектуются жестким тоннелем длиной 1,7 м и возможностью нарастить световую шахту до 6 м с помощью дополнительных секций. Диаметр тоннеля — 25 мм и 35 мм.

Важная особенность световых туннелей Велюкс — разнообразие аксессуаров. Это не только уже упомянутый дизайнерский рассеиватель Lovegrove, но и целый ряд плафонов разных форм и цветов. Кроме того, на рассеиватели Velux можно поставить светонепроницаемые шторки, если нужно периодически затемнять помещение.

Световой туннель Факро (Fakro)

По сравнению с Velux, компания Fakro — молодой производитель. Она была основана в 1991 году, и все 30 лет своей истории делает ставку на разнообразие и инновации. Ее световые тоннели на кровлю дешевле, но при этом практически не уступают световодам Velux в надежности.

Fakro выпускает две серии тоннелей дневного света для скатной кровли: линейку с жестким световодом SRT и линейку с гибким световодом SLT. Отдельных серий для плоской крыши, как у Velux, у компании Fakro нет, для такого монтажа нужно заказывать специальный оклад вместо комплектного. Кроме того, внешний блок Velux ставится практически заподлицо с кровельным покрытием, а световой тоннель в крыше компании Fakro будет сильно выступать над поверхностью из-за стекла-купола и, соответственно, задерживать снег на кровле, увеличивая нагрузку на нее. Если тоннелей дневного света будет много, это может даже привести к образованию больших снеговых шапок на кровле.

Характерный купольный внешний блок Fakro

Характерный купольный внешний блок Fakro, слегка возвышающийся над поверхностью ската

Оклады Fakro также отличаются. Там, где у Velux два вида окладов, у Fakro — целых три:

  • для кровли с плоским покрытием;
  • для крыши с профилированным покрытием;
  • для кровель с высокопрофилированным покрытием.

Последний вид оклада предназначен для тоннелей, которые устанавливают на промышленных и коммерческих зданиях с перекрытием из несущего профлиста. Компания Velux вообще не предлагает решений для таких задач — ее серии для плоских кровель предназначены для крыш с рубероидным или подобным покрытием. Поэтому Fakro в таких случаях предпочтительнее.

Наконец, максимальная длина световодов у Fakro больше: до 12 м для жестких и до 4 м для гибких. При этом внутрь тоннеля можно поставить лампочку, чтобы его можно было использовать в качестве светильника не только днем, но и ночью.

А теперь подведем итог. Световой туннель Velux подойдет тем, кто предпочитает безотказные и продуманные решения от ведущего мирового бренда. Тоннели дневного света Fakro — вариант для тех, кто больше ценит гибкость и хочет сэкономить без особой потери качества.

Как установить световой туннель своими руками

Монтаж светового тоннеля сложно назвать элементарной задачей, которую без проблем способен выполнить новичок. Да, поставить его намного проще, чем стандартное мансардное окно, но это все равно кровельные работы со всеми вытекающими из этого последствиями: с нарушением целостности кровельного пирога и необходимостью тщательной герметизации точки входа. Поэтому, если есть такая возможность, лучше наймите профессионалов и просто контролируйте качество их работы с инструкцией производителя в руках. Особенно если крыша плоская. Если такой возможности нет, то следуйте нашему руководству, мы постарались учесть все тонкости этого процесса.

Подготовка к монтажу

При выполнении любых работ на кровле подготовка крайне важна — спуститься за забытым инструментом с высоты намного сложнее, чем сходить за ним, стоя на земле. И первое, что нужно сделать во время этой подготовки, — обеспечить безопасность.

Чтобы уберечь себя от падения, надежно зафиксируйте страховочный трос на прочном элементе конструкции крыши. Это могут быть специальные элементы безопасности кровли, если световой тоннель встраивается в уже готовую крышу, или коньковая балка, если кровельное покрытие еще не уложено на скаты. Важно, чтобы при падении крепежная петля не сместилась вслед за вами, а конструкция, за которую вы зацепились, выдержала ваш вес. При этом обвязка страховочным тросом — это первое, что необходимо сделать после подъема на кровлю.

Страховка для кровельщика

Их чего состоит страховочный комплект для кровельщика

Для монтажа тоннеля дневного света понадобятся материалы:

  • деревянный брус 75х75 мм и более;
  • саморезы для крепления бруса;
  • армированный скотч для заклеивания пароизоляционной и гидроизоляционной пленки;
  • сам туннель с окладом;
  • утеплитель для тоннеля;
  • новое кровельное покрытие и крепеж к нему, если старое в месте установки тоннеля нельзя снять без повреждения.

Из инструментов будут нужны: ножницы по металлу для металлочерепицы и профнастила или болгарка для других кровельных материалов, шуруповерт, строительный уровень, линейка, маркер, канцелярский нож, электролобзик, строительный степлер, переноска. Весь инструмент также нужно привязать шнуром, чтобы случайно не упал во время работ.

При установке тоннеля дневного света учитывайте, что световод должен изгибаться и поворачивать как можно реже. Идеально, если после поворота со ската он будет идти в помещение вертикально. Поэтому перед монтажом по планам дома определите оптимальную траекторию тоннеля, затем нарисуйте ее и рассчитайте точку входа для световода.

Монтаж внешнего блока светового тоннеля

В первую очередь, точно отмерьте расстояние до точки монтажа, чтобы не сделать дыру не в том месте. В качестве ориентира можно использовать конек кровли или трубу вентиляции. В нужном месте разберите кровлю так, чтобы от нижнего края будущего монтажного отверстия до покрытия снизу было около 100 мм. Дальше выполняйте монтаж по плану:

  1. Разберите оклад и переведите защелки и крепления, которые расположены с внутренней стороны, в монтажное состояние по инструкции производителя.
  2. Электролобзиком выпилите монтажное отверстие в обрешетке так, чтобы не повредить слой гидроизоляции. Обычно оно равно 500х500 мм, но размеры отверстия прямо зависят от габаритов тоннеля, которые отличаются у разных производителей.
  3. Установите четыре бруска так, чтобы получился квадрат, по размерам равный монтажному отверстию. Горизонтальные бруски крепятся к стропилам кровли, вертикальные — к горизонтальным встык.
  4. В месте монтажного отверстия канцелярским ножом разрежьте гидроизоляцию по двум диагоналям.
  5. Полученные треугольники гидроизоляционной пленки заверните на бруски монтажного отверстия, натяните и зафиксируйте строительным степлером. Свободные концы пленки можно свернуть или отрезать.
  6. Углы квадрата тщательно проклейте армированным скотчем, чтобы обеспечить полную герметичность.
  7. Примерьте оклад к монтажному отверстию. Его клейкая рифленая часть должна заходить на кровельное покрытие примерно на 2/3.
  8. Если все правильно, наклейте рифленый полиуретан на кровельное покрытие. Он должен плотно прилегать и полностью повторять его форму. Лишние уголки отрежьте.
  9. Закрепите оклад шурупами, в том числе и кронштейны с внутренней стороны.
  10. Проклейте края рифленого материала для лучшей герметизации.
  11. Соберите крышу вокруг тоннеля.
  12. Опустите в тоннель трубу световода и зафиксируйте ее.
  13. Установите стекло.

После монтажа внешнего блока рекомендуем хорошо протереть стекло от пыли.

Монтаж световода и плафона

Все остальные работы выполняются изнутри. В первую очередь, вырежьте отверстие под плафон в потолке помещения. Если доступа в подкровельное пространство у вас нет, то через это отверстие необходимо будет собрать трубу и утеплить ее. Световой тоннель нужно утеплять в любом случае, чтобы внутри трубы не образовывался конденсат и не было чрезмерных теплопотерь. Пароизоляцию делают по одной из двух схем:

  1. Если у вас холодная кровля, то пароизоляция нужна только у самого отверстия для плафона.
  2. Если мансарда утеплена по кровле, то всю трубу поверх утеплителя нужно закрыть пароизоляционной пленкой.

После теплоизоляции световода нужно заняться оформлением отверстия для плафона. Для этого прикрепите к оправе пароизоляцию, фиксируя ее клейкой лентой, заведите оправу вместе с пленкой в отверстие, и закрепите шурупами. Затем опустите в отверстие трубу, отрежьте ее до нужной длины и тоже прикрепите к оправе. Место крепления проклейте армированным скотчем.

Два варианта пароизоляции светового тоннеля

Наконец, последний шаг — установка рассеивателя. Плафон светового тоннеля обычно просто ввинчивается в оправу, но может крепиться и шурупами. Светозащитные шторки также крепятся к оправе так, чтобы они прилегали к рассеивателю практически вплотную. Любые аксессуары, включая лампы, устанавливаются в тоннель или на него уже после окончания основных монтажных работ.

Подведем итоги

Световой тоннель — простая, но эффективная конструкция, которая позволяет сделать естественное освещение дома в тех помещениях, где нельзя поставить обычные или мансардные окна: в гардеробной, ванной, прихожей, кладовой, коридоре. Он работает как простой отражатель, причем качественная зеркальная поверхность позволяет передавать в комнату до 98% солнечного света.

Состоит туннель дневного света из внешнего окна с окладом, световой жесткой или гибкой шахты и плафона-рассеивателя. За счет такой конструкции он надежен, долговечен и почти не нуждается в обслуживании. Еще через него практически не уходит тепло, а солнечный свет, «поставляемый» по туннелю делает климат в помещении более здоровым.

Основные производители световых тоннелей — компании Velux и Fakro. Velux выпускает максимально надежные, проверенные временем конструкции, а Fakro делает упор на гибкости и инновации. И если в качестве особых отличий нет, то по цене они есть — продукция Fakro существенно дешевле, чем световые тоннели Velux.

Установка световых тоннелей — непростая задача, для выполнения которой лучше нанять профессионала. Если такой возможности нет, то сначала делают монтаж внешнего блока с окладом, потом утепляют трубу световода, и только после этого ставят оправу плафона, аксессуары и сам рассеиватель.

Линзы для светодиодов.

Мы часто говорим о светодиодной оптике,в этот момент мы склонны думать о прозрачной пластиковой линзе, которая помещается поверх самого светодиода для фокусировки или распространения света. На самом ли деле это так.

Давайте сделаем шаг назад и посмотрим на сам светодиод. Видите этот маленький защитный купол над диодом? На самом деле это называется первичной оптикой, которая служит для защиты и формирования выходного светового потока маленького диода. Свет от первичной оптики светодиодов все еще слишком широк для большинства светильников и ему не хватает интенсивности на большом расстоянии. Вот почему большинство светодиодных светильников используют вторичную оптику (линзы, отражатели, оптику МДП и т. Д.), Чтобы собирать весь этот свет и увеличивать его интенсивность по направлению к освещаемому объекту. Создание линз и отражателей для светодиодов (полупроводниковое освещение) сильно отличается от простого масштабирования других источников света. Это может показаться логичным способом их создания, поскольку светодиоды имеют гораздо меньшие форм-факторы, чем другие источники света, но они также различаются по тому, как они излучают свет.
Как видно из ламп накаливания, они светятся на 360 градусов, но светодиоды имеют направленное освещение, освещая только на 180 градусов. Это связано с конструкцией светодиода, как можно видеть на изображении,светоизлучающий диод состоит из одного или нескольких кристаллов, установленных на теплопроводном материале, с первичной оптической оболочкой, охватывающей кристалл. Следовательно, максимальный угол наклона светодиодов составляет 180 градусов, так как подложка находится на задней стороне матрицы.


Как подобрать линзу для светодиода.

Подробнее разберем как подбирать линзы для светодиодов. Все наши примеры будут отталкиваться от потребности создать правильный световой эффект, а уже потом учитывать характеристики светодиода. Все примеры будем приводить на примере линз Ledil.

Линзы для светодиодных светильников Ритейл.

Перед нами непростая задача равномерно распределить световой поток по торговым стеллажам не растрачивая световой поток на пол и окружающее пространство.


Для достижения такого светового эффекта применяют светодиодные линзы Ритейл для SMD плат. Например FLORENCE-ZT25.

линзы для светодиодов

Возможно вам будет интересна наша статья про освещение торговых залов

Линзы для COB светодиодов. Оптика для освещения магазинов одежды.

Освещение магазинов одежды, пожалуй самый лучший пример. Именно в магазине одежды используя качественную и правильную оптику можно получить качественное освещение.

линзы для светодиодов

Как правило большинство трековых светильников имеет источник света COB LED.

линзы для светодиодов

Для светодиодов COB LED стоит использовать фокусирующую линзу с мягким рассеивающим эффектом. Например линза OLIVIA-S.

линзы для светодиодов

Используя линзы такого типа вы добьетесь фокусировки света с мягким рассеивающим эффектом по краям. Это нужно для того чтобы создать эффект равномерной засветки без резких градиентов. То есть если вы поставите в ряд несколько трековых светильников и распределите направления света от них вдоль стены, вы не получите ярких пятен и темных зон. Освещение будет равномерным.

Световые эффекты от линз c COB LED на примере.




Линзы для светодиодных светильников офисного освещения или концепция темного света.

Светодиоды, которые настолько скрыты, что вы едва видите источник света, можно назвать темным светом. Таким образом, в основном вы можете видеть свет, но не источник, если вы не стоите прямо под ним и не смотрите вверх. Конечно же))).

Темный свет создает более естественное настроение, потому что вы не можете видеть сам источник света, создавая тем самым ненавязчивое, не слепящее освещение. Вместо того, чтобы яркие области света доминировали над пространством, светильники темного света могут использоваться для создания скрытой установки освещения, где трудно заметить, откуда исходит свет. Благодаря сдержанному освещению, особенно в сочетании с непрямым освещением, можно создать гармоничную, естественную атмосферу освещения. Здесь светильники темного света предлагают идеальное решение. Диаграмма ниже представляет типичное поле зрения. Центральная область представляет собой область, в которой изображение наиболее остро для глаза. У среднего человека горизонтальное периферическое зрение составляет приблизительно 90 градусов. Однако вертикальное периферическое зрение составляет менее 60 градусов.

линзы для светодиодов

На следующей диаграмме человек А не может видеть светильник и, следовательно, не источник света, поэтому блики не являются проблемой. Человек С стоит вне луча света, то есть за темной границей, и не может определить источник света, даже если он может видеть светильник. Человек B может видеть светильник, и он может видеть некоторую умеренную интенсивность света, учитывая, что свет ограничен, чтобы не вызывать блики выше предела потенциального угла блика.

линзы для светодиодов

Светильник можно классифицировать как «темный свет» только в том случае, если он удовлетворяет требованиям для ограничения темноты, что означает, что угол обзора не должен превышать 200 кд / лм 2 выше 60-градусного угла обзора.

линзы для светодиодов

Офисный светильник с специализированной не слепящей оптикой

линзы для светодиодов

Линзы для промышленных светодиодных светильников.

линзы для светодиодов

линзы для светодиодов

Возможно вам поможет наша статья о проектировании промышленного освещения.

Линзы для уличных светильников

Какие основные требования к уличным светильникам применяют в данный момент.

Большинство светодиодных уличных светильников по умолчанию имеют высокую световую отдачу (лм / Вт), но куда же уходит весь этот «эффективный» свет? Когда большая часть света распределяется там, где это не нужно, требуется меньше компонентов и энергии. Даже если у вас есть деньги, чтобы тратить их на потраченный свет и дополнительные компоненты, такие как светодиоды, оптика по-прежнему играет ключевую роль в выполнении требований к освещению для равномерности, бликов, светового загрязнения и т. Д. Разнообразие типов дорог, правил и расположения уличных световых столбов требует различной оптики и различное распределение света.

Специальные линзы для светодиодов и освещения дорог STRADA.

Рассмотрим несколько примеров каким образом применить линзы для светодиодов с целью создания равномерного уличного освещения.

линзы для светодиодов

Оптика STRADA также называется в народе Бабочка за характерную картину светораспределения. Данная оптика лучшее решение на сегодня для светодиодных уличных светильников и освещения дорог.

линзы для светодиодов

Возможно вам будет интересна наша статья о правилах проектирования уличного освещения.

Первичная оптика

Давайте возьмем, к примеру, Cree XP-G2 , который рассчитан на 115 градусов, то есть луч будет простираться на 57,5 ​​градусов с обеих сторон. Тот факт, что он рассчитан на это, не означает, что вы получаете весь световой поток светодиода по всему спектру. Свет будет тем сильнее, чем ближе вы находитесь к центру, как и другие точечные источники света. Взгляните на график «Типичное пространственное распределение» XP-G2, такой график вы сможете найти в техническом описании светодиодов любого производителя.

линзы для светодиодов

Вдоль центральной оси светодиод излучает 100% своей относительной силы света и будет терять интенсивность при удалении от центра.

Скажем, у нас работает Cool White Cree XP-G2 при 350 мА, мы знаем из таблиц данных, что при этом токе светодиод будет излучать 139 люменов, это номинальная мощность, на центральной оси. При 30 градусах от центра мощность светодиода падает до 125 люмен. Спускаясь по кривой распределения под 40 градусов, выход достигает всего 111 люмен. Интенсивность светового потока продолжает падать до тех пор, пока при 57,5 ​​градусах вы не получите только примерно половину выходного светового потока при 70. Очевидно, что когда вы теряете так много светового потока по всему спектру, то для усиления этого света и лучшего использования света необходима вторичная линза или оптика. Чтобы получить максимальную эффективность от светодиодов.

Светодиоды нужно фокусировать

Вторичная оптика используется для коллимирования световых лучей в управляемый луч, который привнесет всю необходимую интенсивность в нужную вам область. Коллимированные световые лучи распространяются параллельно, хотя невозможно сделать свет идеально параллельным из-за дифракции и конечного физического размера самого излучателя. Важно отметить, что чем меньше источник света (излучатель), тем эффективнее будет процесс.

линзы для светодиодов

Вторичная оптика предназначена не только для фокусировки светового луча, иногда она используется для улучшения однородности цвета и распределения света в целевой области. Выбор подходящей оптики или объектива зависит от области применения. Отражатели и оптика используются во многих различных приложениях, и оба имеют свои преимущества и недостатки.

Отражатели.

линзы для светодиодов

Отражатели используются в большинстве ламп накаливания, но у светодиодов есть один ключевой недостаток: большинство световых лучей, исходящих из центра излучателя, выходят из системы, даже не касаясь отражателя. Это означает, что даже при узкой отражающей системе значительная часть света отклоняется от цели. Это приводит к потере выходного луча или создает нежелательный яркий свет.

Вторичная оптика для светодиодов.

Оптика или линзы полного внутреннего отражения (TIR), как правило, изготавливаются литьем под давлением из полимеров и используют рефракционную линзу внутри отражателя. Они, как правило, имеют форму конуса и могут иметь очень высокую эффективность при отражении и контроле распространения света светодиодов. Обычно они работают так, что линза направляет свет от центра излучателя к отражателю, который затем отправляет его в коллимированном и управляемом луче, узком, широком, независимо от вашего выбора.

Над сборкой имеется дополнительная поверхность, которая дает больше возможностей для модификации освещения. Эти обработки поверхности (рябь, матирование, полировка и т. Д.) Рассеивают свет, расширяют луч или формируют распределение.

линзы для светодиодов

Вторичная оптика действительно качественно работает со светодиодами, поскольку в них используются характеристики излучателей. Другие формы света излучают тепло наружу, тогда как светодиоды излучают тепло из своей базы, что позволяет этой оптике плотно прилегать и полностью окружать куполообразную верхнюю часть. Это позволяет намного лучше контролировать световой поток светодиода, поскольку направляют свет буквально прямо от источника.

Оптика TIR широко используется в наружной и уличном освещении. Они идеально подходят для управления узким лучом, но не работают так же хорошо, когда акцент делается на рассеянный свет и слабое блики.

Размер имеет значение.

Отношение размера светодиода к размеру оптики определяет угол луча. Если вам нужен узкий луч, идущий от вашего светодиода, то для этого требуется излучатель меньшего размера или оптика большего размера. Меньшие излучатели будут ограничивать выход, в то время как большая оптика действительно расширяет границы литьевого формования. Важно по-настоящему знать, что вы ищете (больше всего света, равномерного распределения и т. Д.) В сочетании светодиодов и оптики для вашего приложения.

Делать совпадение.

Приспособить оптику к вашим светодиодам на самом деле довольно просто, особенно если вы знакомы с основными типами светодиодов.

Подробнее о типах светодиодов читайте в нашей статье.

Тройная оптика будет хорошо работать с светодиодными звездами, так как у них есть опускающиеся ножки, которые будут вписываться прямо в подложку светодиода. При использовании однопроходной оптики вам понадобится держатель объектива, и для вас важно посмотреть, какие держатели подходят к каким светодиодам.

Если вы хотите создать свой собственный качественный светильник, лучше всего протестировать несколько различных вариантов и посмотреть, какой из них вам нужен. Стоит провести эксперимент какой эффект даёт сочетание определённого вида оптики с светодиодами.

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ

Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.

Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели с целью создания конкретной формы. Если быть точнее, формы, которая создается благодаря тени на лице. В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:

1. Раздельный свет

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени. Часто эту схему освещения используют для создания характерных портретов, например, портретов музыкантов или художников. Раздельный свет больше подходит мужчинам, поэтому его чаще используют для фотосъемки мужского портрета. Тем не менее, правила существуют для того, чтобы их нарушать, поэтому вы можете использовать мои рекомендации в качестве подсказки, пока не научитесь различать схемы света.

Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку (расположение источника зависит от лица модели). Обратите внимание, как свет обрисовывает лицо и скорректируйте положение лампы соответствующим образом. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Примечание: Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Эта схема подходит не для всякого лица. Такой свет идет человеку с высокими или выраженными скулами. Для портретов людей с маленьким носом или плоской переносицей такой свет поставить сложно. Кроме того, вам не следует строго придерживаться той или иной схемы освещения. Если вы сумели подчеркнуть все преимущества внешности тем или иным светом, значит, он подходит модели. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа , при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

5. Световой полуоборот

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

6. Теневой полуоборот

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Читайте также: