Кто должен платить за уличное освещение во дворе дома

Обновлено: 25.04.2024

Как должно осуществляться освещение придомовой территории?

Освещение придомовой территории многоквартирного дома по закону является обязанностью городских властей, управляющих компаний и владельцев квартир. Обеспечить качественную и своевременную подсветку двора, отвечающую критериям безопасности, при этом сэкономив затраты на потребляемую электроэнергию, помогает соблюдение установленных правил и нормативов СНиП.

Особенности придомовой территории

Пространство улицы, прилегающее к многоквартирному дому (сокращенно мкд), в жилищном и земельном кодексах РФ обозначено как придомовая территория. Право на использование этой земли распространяется на всех владельцев, имеющих жилую недвижимость в здании.

По законодательству РФ общим домовым владением являются:

Все перечисленное должно располагаться в границах территории, закрепленной в государственном кадастре. Контроль за порядком во дворе, прилегающем к жилому дому, в разных долях возложен на:

  • городские органы исполнительной власти;
  • владельцев квартир;
  • управляющую компанию или ТСЖ.

Разделение обязанностей закрепляется на договорной основе в соответствии нормами Жилищного кодекса РФ. В документе на право пользования общей домовой территорией оговариваются правила эксплуатации земельного участка, в которые включены нормативы по уличной иллюминации.

Закон об освещении прилежащей к многоквартирному дому территории

Интенсивность освещения придомовых территорий около жилых зданий регулируют санитарные нормы и правила. По этим предписаниям во дворах, прилегающих к микрорайонам, должна быть обеспечена подсветка, соответствующая показателям СНиП.

Это касается таких объектов, как:

  • пешеходные тротуары возле мкд;
  • входные группы в подъезды;
  • сантехнические зоны;
  • автомобильные парковки;
  • служебные и аварийные проезды;
  • велодорожки:
  • детские площадки;
  • инвентарь для занятия спортом:
  • тропинки, аллеи и т.п.

Включение электроприборов и освещение придомовой зоны в темное время суток входит в обязанности УО или ТСЖ. Если по документам территория двора не является общим имуществом жильцов мкд, контроль за своевременное включение уличных фонарей возлагается на городской муниципалитет.

Если участок относится к общей долевой собственности владельцев квартир жилого дома, то они в равной степени разделяют обязательства на электрификацию обозначенной зоны. Жильцы могут контролировать порядок освещенности самостоятельно, а также делегировать полномочия по данному вопросу своей управляющей компании или ТСЖ.

В ст. 39 ЖК РФ сказано, что собственники в мкд самостоятельно оплачивают стоимость обслуживания общего имущества в процентных долях от площади принадлежащей им недвижимости, включая затраты на функционирование уличного освещения в темное время суток.

Расходы на подсветку территории двора оплачиваются по факту потребления или по нормативам (при отсутствии общего счетчика) всеми собственниками квартир. Сократить энергозатраты при эксплуатации системы уличной иллюминации можно, установив экономичные светодиодные лампы или датчики движения.

Нормативный уровень освещения

Полноценное освещение дворовых территорий возле мкд в темное время суток необходимо для создания безопасных условий передвижения граждан в пространстве жилых микрорайонов. Установленные законом нормативы по уровню освещенности:

Характеристика объектовСредний показатель горизонтальной освещенности в люксах

  • Тротуар, ведущий к многоквартирному дому - 4
  • Главные проезды и улицы, пролегающие к жилым микрорайонам - 4
  • Второстепенные и служебные проезды - 2
  • Велодорожки, аллеи для перехода - 2
  • Детские городки и спортивные сооружения - 10
  • Хозяйственные блоки (парковки, мусорные контейнеры, трансформаторные будки и т.п.) - 2
  • Пешеходные дорожки - 1

Эти показатели являются минимальными величинами. В случае необходимости они могут быть увеличены.

При организации освещения соблюдаются следующие требования:

  • подсветка входа в каждый подъезд мкд ;
  • рекомендованное СНиП количество уличных фонарей, установленных вдоль проезжей части;
  • особое внимание уделяется подсветке автомобильных парковок, детских игровых зон и основных проездов (ввиду опасности повышенного травматизма и аварийности на данных участках).
Несоблюдение нормативов горизонтальной подсветки улиц и дворов, установленных СНиП, влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Что не входит в обязанности УО

Если на придомовую территорию мкд распространяется право общего владения, управляющая компания обязана гарантировать жильцам предписанные нормами СНиП уровни освещенности и следить за исправностью уличных электроприборов.

УО не должна без резолюции решения собственников вводить в эксплуатацию дополнительные элементы подсветки, не задокументированные в техническом паспорте жилого здания.

Когда собственники договариваются о строительстве на общей территории новой парковки, спортивного или детского городка, они обязаны самостоятельно оплатить все счета по установке дополнительных приборов искусственного освещения в соответствии с нормативами СНиП.

В дальнейшем эти светильники становятся частью общедомового хозяйства, а финансирование, обеспечивающее их эксплуатацию, разделяют между собой собственники жилья.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Уличное освещение на придомовой территории

Подборка наиболее важных документов по запросу Уличное освещение на придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Уличное освещение на придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 N 19АП-2947/2021 по делу N А14-10198/2019
Требование: О взыскании за счет средств муниципальной казны стоимости потребленной без договора электрической энергии.
Решение: Требование удовлетворено. Принимая во внимание, что опоры уличного освещения не запитаны на внутридомовой системе энергоснабжения (из ВРУ МКД), арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что уличное освещение придомовой территории многоквартирных домов N 22- N 24 по ул. 20-летия Октября не может являться общим имуществом в многоквартирном доме.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Уличное освещение на придомовой территории

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Факт выполнения обществом работ и их принятия для обеспечения потребностей муниципального образования (устройство наружного освещения придомовых территорий многоквартирных домов) судами установлен. Ответчик не оспорил объем и качество выполненных работ, их стоимость и сроки выполнения. Администрация не представила также доказательств фактического выделения средств на оплату выполненных работ. В связи с этим вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска за счет средств казны муниципального образования основан на законе. "

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Гражданско-правовая ответственность управляющей организации в сфере ЖКХ
(Пастухов М.М.)
("Власть Закона", 2018, N 2) Управляющая организация призвана осуществлять контроль и поддержание надлежащего состояния придомовой территории. Рассмотрим типичную ситуацию, в которой истец обратился в суд с требованием взыскать с управляющей организации денежную сумму в счет компенсации расходов на медицинские препараты и обследования, транспортных расходов, а также морального вреда. Данные требования мотивированы тем, что истец, двигаясь по тротуару придомовой территории, поскользнулся и упал. Территория была не убрана, не обработана реагентами, отсутствовало уличное освещение. После падения у истца резко ухудшилось состояние здоровья, и он вынужден был обратиться за медицинской помощью .

Нормативные акты: Уличное освещение на придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Методические рекомендации по организации деятельности старост сельских населенных пунктов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров"
(утв. МЧС России 05.07.2017 N 2-4-71-29-28) 6.3.3. контролировании содержания мест общего пользования, малых архитектурных форм, придомовых территорий (окос сухой травы, несанкционированные свалки мусора);

Освещение придомовой территории

Подборка наиболее важных документов по запросу Освещение придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Освещение придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 N 19АП-2947/2021 по делу N А14-10198/2019
Требование: О взыскании за счет средств муниципальной казны стоимости потребленной без договора электрической энергии.
Решение: Требование удовлетворено. Принимая во внимание, что опоры уличного освещения не запитаны на внутридомовой системе энергоснабжения (из ВРУ МКД), арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что уличное освещение придомовой территории многоквартирных домов N 22- N 24 по ул. 20-летия Октября не может являться общим имуществом в многоквартирном доме.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 18.06.2020 N 33-851/2020
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об оспаривании акта о безучетном потреблении; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об аннулировании начисленной задолженности.
Требования ресурсоснабжающей организации: 4) О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Материалами дела установлено, что в отношении физического лица установлен факт бездоговорного потребления электрической энергии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено. Как верно указано судом первой инстанции, то обстоятельство, что осветительный прибор был установлен не лично Ю.Т., но имел для нее потребительскую ценность, факта самовольного подключения к сетям ООО "ВСК" не исключает. Осветительный прибор (прожектор) принадлежал Ю.Т., что она сама подтвердила своим заявлением от , и использовался для освещения ее придомовой территории, что повлекло бездоговорное потребление электрической энергии.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Освещение придомовой территории

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Факт выполнения обществом работ и их принятия для обеспечения потребностей муниципального образования (устройство наружного освещения придомовых территорий многоквартирных домов) судами установлен. Ответчик не оспорил объем и качество выполненных работ, их стоимость и сроки выполнения. Администрация не представила также доказательств фактического выделения средств на оплату выполненных работ. В связи с этим вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска за счет средств казны муниципального образования основан на законе. "

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Исследование проблем правовой охраны окружающей среды в городах: методологический аспект
(Лисина Н.Л.)
("Экологическое право", 2018, N 4) Сравнительно недавно Правительство Российской Федерации стало внедрять новую модель развития городов, ориентированную на комфортную городскую среду, благоустройство территорий муниципалитетов. В 2017 - 2018 гг. на эти цели было выделено значительное финансирование, и планируется финансирование в последующие годы. Проводятся уборка, озеленение, организуется освещение общественных мест, во многих городах обустраиваются придомовые территории, реконструируются существующие скверы и парки, возводятся новые тысячи квадратных метров жилья и т.п. Д.А. Медведев на одной из дискуссионных площадок форума, посвященного проблематике городской среды, высказался о целях и перспективах указанной работы, указав, что "главная цель - не квадратные метры, а жилье в комфортной среде, отвечающей подходам XXI века. и чем красивее и удобнее город, тем больше туда едет квалифицированных специалистов, а те, кто вырос в этом городе, не ходят оттуда сбежать как можно быстрее" .

Нормативные акты: Освещение придомовой территории

Постановление Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9
(ред. от 12.10.2000)
"Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства" В эту статью себестоимости включаются расходы по уборке придомовой территории, а также содержанию и освещению мест общего пользования жилых домов; очистке дымоходов; обслуживанию лифтов; противопожарным мероприятиям; дезинфекции и дератизации, озеленению; вывозу твердых бытовых отходов, другие расходы по обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004"
(утв. Госстроем России) замена и установка фотовыключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением общедомовых помещений и придомовых территорий;

УО и благоустройство дворовой территории

УО и благоустройство дворовой территории

Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Благоустройство дворовой территории

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Обязаны ли собственники оплачивать освещение во дворах?


Обязаны ли собственники оплачивать освещение во дворах многоквартирных домов (МКД)? Этот вопрос в Орске остро стоит уже несколько месяцев, после принятия депутатами новых Правил благоустройства города.

Напомним, администрация города настаивает на том, что это ответственность жильцов (касаемо тех территорий, которые относятся к МКД по кадастру). Горожане и некоторые управляющие компании с этим не согласны. В результате в отдельных дворах Орска света не было несколько месяцев, споры дошли до судов, но единого ответа так и не было найдено.

Если пробежаться по просторам Интернета, можно понять, что это проблема не только Орска. При этом можно найти несколько трактовок и выводов, которые эксперты и юристы делают, опираясь на федеральные законы и Жилищный кодекс Российской Федерации.

Позиция 1: «Платить жильцы не должны»

В начале ноября жительница Орска получила ответ от Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области. В нем указывалось, что отнесение на собственников расходов на содержание придомовой территории, в том числе опор освещения и оплату электроэнергии, связанной с освещением такой придомовой территории, неправомерно . Ссылались специалисты ГЖИ на положения ЖК РФ, в частности, на то, что к общему имуществу собственников помещений в МКД (за которое в дальнейшем будут возложены обязанности на собственников) относятся объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства конкретного дома. При этом они должны быть расположены на земельном участке такого дома согласно кадастровому учету.

В самом же ЖК РФ прописана следующая формулировка п. 4 статьи 36:

— земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Позиция 2: «Платить жильцы должны»

Прогулявшись по просторам сети Интернет, мы обнаружили и другие трактовки вышеуказанной ситуации.

Например, на «Информационном портале Екатеринбурга» приводится комментарий заместителя главы администрации города по вопросам ЖКХ Владимира Гейко. Он рассказывает о порядке оплаты расходов на уличное освещение на территориях МКД (публикация 2017 года).

Согласно ему, «в правилах содержания общего имущества МКД, утвержденных постановлением правительства РФ № 491 сказано, что собственники обязаны содержать принадлежащее им общее имущество… На основании 131-го Федерального закона органы местного самоуправления организовывают тепло-водо-энергоснабжение потребителей, но не снабжают и не оплачивают эти ресурсы».

При этом, перечень объектов, относящихся к общему имуществу, не является исчерпывающим. Главный критерий отнесения имущества к общему, указывает Владимир Гейко, – обслуживание более одного помещения в многоквартирном доме.

В итоге делается вывод о том, что элементы освещения (опоры, осветительные приборы и электрические кабели), расположенные на земельном участке МКД, также входят в состав общего имущества. Их надлежащая эксплуатация должна обеспечиваться на основании решения общего собрания собственников помещений организаций, осуществляющей управление МКД.

Вывод: организовать энергоснабжение, в том числе и дворов, должен муниципалитет, но эксплуатировать их должна УК по решению общего собрания жильцов.

Позиция 3: «Делают одни, но платят жильцы»

Позиция, которая приводится на портале «Живем в России», во многом схожа с предыдущей. Однако в своей публикации автор приводит конкретные нормы закона. Ссылаясь на ФЗ № 131 он говорит, что все улицы, дороги, аллеи и дворы находятся под покровительством органов местного самоуправления. Однако последние (дворы) не являются территориями общего пользования, а попадают в категорию придомовой территории.

В публикации также говорится, что если верить статье 162 УК РФ, то жильцами дома заключается договор с определенной организацией. В нем прописываются ее обязанности, которыми являются различные услуги по обслуживанию имущества, принадлежащего дому. Но эти услуги, соответственно, оказываются не просто так. Их необходимо оплачивать.

Таким образом, делается вывод о том, что оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в ежемесячные квитанции, которые приходят жильцам. При этом речь, по всей видимости, идет еще и о содержании этих фонарей, а не только потребленной электроэнергии.

Однозначного ответа нет?

Принять какую-либо конкретную позицию, конечно, можно. Однако прийти к однозначному мнению затруднительно.

Ведь даже на одном из порталов «юридической социальной сети» на два практически одинаковых вопроса юристами даются совершенно противоположенные ответы.

Вопросы: «Должны ли собственники МКД оплачивать освещение придомовой территории. На основании какого НПА?» и «Кто несет расходы за придомовое освещение?»

«Нет. Это обязанность Управы, Управляющей компании или Жилищника, но явно не жильцов. Пишите заявление в Управляющую компанию и администрацию вашего города, если вдруг заставляют платить»

«Собственники многоквартирного дома. Это входит в общее имущество в соотв. С постановлением правительства от 13 августа 2006 г. N 491 ЖК РФ, Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме 1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме».

Освещение двора многоквартирного дома. Кто должен. ?

"Какая, ссу. " - довольно часто возникает такой вопрос у горожан, возвращающихся вечером домой, тусклым светом смартфона подсвечивающих дорогу к родному подъезду.

- Звоните в вашу управляющую организацию , - отвечает вам диспетчер электросетевой организации.

- Обращайтесь в администрацию района, - убеждает голос диспетчера аварийной службы управляющей компании.

- Двор это ваше имущество, которое обслуживает ваша нерадивая УК, звоните туда. Если не сделают, жалуйтесь в ГЖИ (государственную жилищную инспекцию, надзор), - посылает чиновник администрации.

В ГЖИ, так в ГЖИ, так бы сразу и сказал.

Методическое обеспечение государственного жилищного надзора (ГЖИ) осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

То есть, по мнению Минстроя, управляющая компания, из цепочки "Звоните туда" , - выпадает.

Но кто-же поменяет лампы на столбах во дворе?

Минстрой, в своем письме уточняет, - " В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц)".

Ну и вывод Минстроя, - "Учитывая вышеизложенное, Минстрой России полагает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления".

Электросетевая организация из цепочки "Звоните туда" тоже исчезла!

Есть и еще один довод в пользу выводов Минстроя, и он весьма убедителен. При расчетах норматива электроэнергии на содержание общего имущества собственников жилья, как его ранее называли ОДН, не берется во внимание ни объем электроэнергии на освещение придомовой территории, ни её площадь. Весомый аргумент!

Что все это значит?

Ну и маленький бонус от Минстроя! Управляющая компания не будет (не должна) тратить оплаченных вами денежных средств на электроэнергию и обслуживание дворового освещения. Их можно потратить на другие нужды вашего дома.

Кстати говоря, решение общего собрания собственников МКД по поводу добровольной обузы по обслуживанию опор и фонарей во дворе, должно приниматься не менее, чем 75% от всех собственников жилья в доме.

Для электросетевой организации, - это означает, что менять лампы на фонарях во дворах МКД, они должны при наличии договора с муниципалитетом. Ну, и при наличии соответствующей оплаты услуг по этому договору.

Для управляющей организации, - это вовсе не значит, что вас не будут напрягать администрации муниципалитетов, по поводу обслуживания сетей уличного (внутридворового) освещения. Будут! Административный ресурс никуда не делся, политика из ЖКХ никуда не исчезла. Но теперь, по крайней мере, есть надежда, что вас не будут заставлять это делать под угрозой штрафных санкций со стороны ГЖИ. Есть все основания сказать - "Нет", не налетев на 250 тысяч за нарушение лицензионных требований!

Для муниципалитетов, - это означает, что пора пересмотреть бюджет, и заложить в него расходы на обслуживание увеличившегося объема сетей уличного освещения. При этом, не стоит взваливать всю ответственность на глав муниципальных образований. Они всего лишь исполняют бюджеты, принятые местными депутатами.

Есть и более привычный вариант действий, - продолжить напрягать управляющие компании. Но, господа чиновники, Боливар уже не вынесет двоих. Хотя, я понимаю, и мне очень жаль, что ваша Гнедая тоже сломала ногу. Простите за прямоту!

Читайте также: