Как проверить дроссель светодиодного светильника

Обновлено: 01.05.2024

Инструкция по проверке дросселя на лампах дневного света при помощи мультиметра

Одним из наиболее часто встречаемых осветительных приборов, особенно в помещениях общественного назначения, является лампа дневного света. Такие осветительные изделия благодаря своему строению получили широкое применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности.

Но бывают ситуации, когда такие светильники выходят из строя и их нужно проверить на предмет обнаружения поломки. При этом очень большую роль в работоспособности такой осветительной продукции играет дроссель. О том, что и где следует искать, а также причем здесь мультиметр, расскажет наша статья.

Какое строение имеют источники светового потока

Дневное освещение является самым экономичным вариантом в плане освещения. При этом оно лучше всего подходит для глаз, благодаря чему служит отличной альтернативой всем существующим на сегодняшний день вариантам подсветки помещений.
Для создания дневного света сегодня используются различие виды люминесцентных ламп. Такие лампы могут классифицироваться по оттенку и яркости излучаемого света:

  • теплый белый;
  • холодный белый;
  • желтоватый тон.

Элемент лампы

Но для повышения их безопасности во время работы принято использовать специальный прибор – дроссель. Им оснащены все лампы дневного света.

Обратите внимание! Покупая светильник дневного света, обязательно поинтересуйтесь у продавца гарантией и другой сопроводительной документацией на приобретаемое изделие. Так вы точно купите качественный прибор для своих нужд.

Что же представляет собой дроссель? Внешне дроссель имеет вид катушки индуктивности, у которой имеется специальный ферримагнитный сердечник. Это такая деталь, которая необходима для стабильной работы любой лампы при создании дневного света. По сути, дроссель входит в состав энергосберегающего источника света, установленного в светильнике. При его неисправности или падении работоспособности на концах лампы появляются почернения. В задачи данной детали входит контроль напряжения, создаваемого на выходных контактах энергосберегающего источника света.
Очень часто дроссель входит в состав люминесцентных ламп. Здесь, для того чтобы источник дневного света не погас, создается балласт. Он способен поддерживать в контактах осветительного прибора ток на требуемом уровне.

Обратите внимание! По существующим на сегодняшний день стандартам, такой балласт нужно подключать последовательно. Затем к нему параллельно подсоединяют стартер. Он ответственен за зажигание лампы.

Такое строение и способ подключения играет важную роль в работоспособности лампы, используемой для создания дневного света в помещении. Поэтому если имеются неисправности, то в первую очередь нужно проверить дроссель. О том, как это сделать мы расскажем несколько ниже.

Люминесцентные светильники: строение и принцип работы

Чтобы понять, почему лампы дневного света перестали работать, необходимо быть знакомым с их конструкцией, а также принципом работы. Это нужно для того, чтобы по косвенным признакам проверить их работоспособность и определиться с вариантами починки.
На данный момент в продаже существует несколько типов люминесцентных ламп. Но все они имеют одинаковое строение.

Устройство люминесцентной лампы

Строение люминесцентной лампы

Такие источники дневного света в своей конструкции обязательно содержат стеклянную колбу различной формы. В ней находятся спиральные электроды и инертный газ (пары ртути).
Сверху колба покрыта специальным слоем из люминофоров.
Принцип работы лампы таков:

  • при поступлении электрического тока на электроды (спирали) они нагреваются;
  • в результате нагревания спиралей происходит зажигание газа;
  • под действием него начинает светиться люминофор.

Из-за того, что электроды имеют ограниченные размеры, имеющегося в сети напряжения недостаточно для розжига электродов. Вот для этого и используют дроссель. А чтобы предотвратить чрезмерный перегрев спирали в лампы устанавливают стартер. Он после зажигания газа запускает процессы, приводящие к отключению накала электродов.

Устройство и принцйип работы люминесцентной лампы

Принцип работы люминесцентной лампы

Первым в работу вступает стартер. Его роль сводится к прогреванию биметаллических электродов. В результате этого наблюдается их короткое замыкание. Затем ток в цепи, ограниченный только внутренним сопротивлением дросселя, резко увеличивается (более чем в три раза). Электроды быстро разогреваются. В то же время у стартера его биметаллические контакты остывают и размыкают цепь запуска. Во время разрыва электрической цепи наблюдается эффект самоиндукции, который приводит к высоковольтному импульсу. Он и обеспечивает в среде инертного газа электрический разряд. Под влиянием созданного разряда формируется видимое ультрафиолетовое свечение находящихся в колбе паров ртути.
В дальнейшем при работе лампы происходит равномерное распределение электрического тока, а дроссель обеспечивает ее стабильную работу.

Какие неисправности возможны и как их устранить

В ситуации, когда уровень освещения, которое дают лампы дневного света, перестал быть стабильным, нужно искать причины дабы выяснить, подлежит ли источник света ремонту или нуждается в замене.

Обратите внимание! Поверку ламп дневного света (мультиметром) следует начинать со стартера или дросселя, так как это два наиболее важных элемента источника света.

Стоит отметить, что чаще всего из строя выходят стартеры. Поэтому проверить в первую очередь нужно именно их. У него обычно ломается конденсатор, который подключается параллельно источнику света. Делая замену конденсатора, необходимо учитывать напряжение, на которое рассчитан этот элемент. Здесь нет универсального решения и каждый случай нужно оценивать отдельно.
А вот дроссель ломается гораздо реже. Хотя такая ситуация не является исключением. Дроссель может престать функционировать из-за того, что произошел обрыв его обмотки. Это связано с тем, что при межвитковом замыкании данный элемент сильно нагревается. При этом можно почувствовать характерный запах, который источает горелая изоляция. В такой ситуации через некоторое время источник дневного света также выйдет из строя.

Почернение на лампочке

Также очень часто поломка люминесцентной лампы происходит из-за перегорания вольфрамовой спирали. Это вообще самая распространенная причина выхода источника света из строя.

О неисправности дросселя или постепенному, но верному перегоранию вольфрамовой спирали свидетельствует появление на концах изделия почернений разной площади. Если такие пятна появились, то лампе осталось функционировать уже чуть-чуть, и она подлежит замене в ближайшее время.
Но это все лишь домыслы, так как для определения причины поломки нужно прибегать к помощи специального прибора – мультиметра.

Как проводится проверка работоспособности ламп

Прибор

Проверка источника света сводится к тому, чтобы убедиться в сохранности целостности спирали с обеих сторон колбы. Для этих целей можно использовать цифровой мультиметр или тестер.*

Обратите внимание! Многие модели мультиметров оснащены функцией звуковой прозвонки. Вместо нее можно включить наименьший предел измерения сопротивлений.

Если прибор выдал значение (например, 10 ом), то лампа целая и нити не перегорели. А вот если мультиметр выдает полный обрыв, то нить перегорела.

Дополнительным визуальным способом определить неисправность дросселя, без помощи измерительного прибора, является наличие эффекта «огненной змейки». Она периодически «вьется» по колбе. Ее появление демонстрирует факт того, что ток в источнике света превышает свои допустимые значения. Поэтому электрический заряд стал нестабильным. В такой ситуации мультиметром нужно проверить вольт-амперные характеристики источника света. Если будут выявлены даже незначительные несоответствия с заданными производителями параметрам, то необходимо менять дроссель.

Обратите внимание! Проверку дросселя рекомендуется проводить при помощи контрольного светильника, который точно исправлен.

В данной ситуации проверка проводиться следующим образом:

  • два провода, идущие от дросселя, нужно отсоединить;
  • их соединяем с цоколем рабочей контрольной лампы;
  • подключаем полученную конструкцию к электросети.

Если люминесцентный осветительный прибор загорелся в полную силу, то значит дроссель исправен и причина поломки кроется в другом.
Самостоятельно ремонтировать устройство источников света дневного типа можно только людям, имеющим необходимые знания, а также набор инструментов. Заменяя дроссель нужно обязательно отключить осветительный прибор от сети электропитания.
Обратите внимание! Помните, что просто нажав на выключатель, вы не сможете полностью обесточить светильник. Напряжение в нем все равно останется.
При ремонте внимательно следите за схемой подключения определенных элементов устройства прибора, а также обязательно используйте мультиметр для проверки конечного результата ремонтных работ.

Заключение

При неисправности дросселя, находящегося в составе лампы дневного света, можно и нужно использовать такой измерительный прибор, как мультиметр. С его помощью вы сможете быстро и эффективно не только обнаружить причину поломки, но и своими руками провести необходимые ремонтные действия.

3 схемы подключения люминесцентной лампы без дросселя и стартера.

подключение лампы дневного света без дросселя и стартера

Конечно, срок их службы не сравнить со светодиодными моделями, но как оказывается, даже при серьезной поломке, все эти ЛБ или ЛД светильники опять можно восстановить без каких либо серьезных капитальных затрат.

В первую очередь вам нужно выяснить, что же именно сгорело:

  • сама люминесцентная лампочка
  • или дроссель

Как это сделать и быстро проверить все эти элементы, читайте в отдельной статье.

как проверить лампу дневного света дроссель стартер

Если сгорела сама лампочка и вам надоел такой свет, то вы легко можете перейти на светодиодное освещение, без какой-либо серьезной модернизации светильника. Причем делается это несколькими способами.


Одна из наиболее серьезных проблем - это вышедший из строя дроссель.

как проверить дроссель лампы дневного света

Большинство при этом считают такой люминесцентный светильник полностью негодным и выбрасывают его, либо перемещают в кладовку на запчасти для остальных.

Сразу оговоримся, что запустить ЛБ светильник без дросселя, просто выкинув его из схемы и не поставив туда чего-нибудь другого, у вас не получится. В статье пойдет речь об альтернативных вариантах, когда этот самый дроссель можно заменить другим элементом, имеющимся у вас под рукой дома.

Как запустить лампу дневного света без дросселя

Что советуют делать в таких случаях самоделкины и радиолюбители? Они рекомендуют применить, так называемую бездроссельную схему включения люминесцентных ламп.

бездроссельная схема включения лампы дневного света

В ней используется диодный мост, конденсаторы, балластное сопротивление. Несмотря на некоторые преимущества (возможность запуска сгоревших ламп дневного света), все эти схемы для рядового пользователя темный лес. Ему гораздо проще купить новый светильник, чем паять и собирать всю эту конструкцию.

Поэтому сперва рассмотрим другой популярный способ запуска ЛБ или ЛД ламп со сгоревшим дросселем, который будет доступен каждому. Что вам для этого потребуется?

Вам понадобится старая сгоревшая энергосберегающая лампочка с обычным цоколем Е27.

энергосберегающая лампочка что внутри

Конечно, схему с ее использованием нельзя считать абсолютно бездроссельной, так как на плате энергосберегайки дроссель все таки присутствует. Просто он по габаритам гораздо меньше, так как экономка работает на частотах до нескольких десятков килогерц.

Этот минидроссель ограничивает ток через лампу и дает высоковольтный импульс для зажигания. Фактически это ЭПРА в миниатюрном варианте.

Раньше была большая рекламная компания по замене ламп накаливания на энергосберегающие. Сегодня уже их активно меняют на светодиодные.

Выкидывать в мусорку экономки не рекомендуется, впрочем как и отдельные модели светодиодных.

можно ли выбрасывать светодиодные лампочки в мусорку

Поэтому некоторые сознательные и бережливые граждане, которые еще не сдали их в специальные пункты приема, хранят подобные изделия у себя на полках в шкафчиках.

зачем хранить сгоревшие энергосберегающие лампочки

Меняют их не зря. Эти лампочки в рабочем состоянии очень вредны для здоровья, как в плане пульсаций света, так и в отношении излучения опасного ультрафиолета.

Хотя ультрафиолет не всегда бывает вреден. И порой приносит нам много пользы.

лампы от комаров инсектицидные лампы работают ли они

При этом не забывайте, что теми же самыми негативными факторами, в равной степени обладают и линейные люминесцентные модели. Именно ими активно пугают любителей выращивать растения под светом фитоламп.

вред от фитоламп мифы или правда

Но вернемся к нашим энергосберегайкам. Чаще всего у них перестает работать светящаяся спиральная трубка (пропадает герметичность, разбивается и т.д.).

негодная энергосберегающая лампочка вторая жизнь

При этом схема и внутренний блок питания остаются целыми и невредимыми. Их то и можно использовать в нашем деле.

Сперва разбираете лампочку. Для этого по линии разъема, тонкой плоской отверткой вскрываете и разделяете две половинки.

как разобрать энергосберегающую лампочку

При разделении ни в коем случае не держитесь за стеклянную трубчатую колбу.

разбор экономки энергосберегающей лампочки как правильно

Далее вытаскиваете плату. На ней находите места, к которым подключаются проводки от "нитей накала" колбы. Они обычно идут в виде штырьков.

куда в энергосберегающей лампе подключаются нити накала

При разборе запомните, какая пара куда подключена. Эти штырьки могут находиться как с одной стороны платы, так и с разных сторон.

Всего у вас должно быть 4 контакта, куда вам и следует подпаять в дальнейшем провода.

Ну и естественно не забываем про питание 220В. Это те самые жилки, которые идут от цоколя.

куда подключать питание 220в на плату энергосберегающей лампочки через предохранитель

Все что нужно сделать далее, это припаять по два проводника к каждому контакту на плате (от бывших нитей накала трубок) и вывести их к боковым штырькам лампы дневного света.

То есть, отдельно два провода справа и два провода слева. После чего, остается только подать напряжение 220В на схему энергосберегайки.

Лампочка дневного света будет прекрасно гореть и нормально работать. Причем для запуска вам даже не нужен стартер. Все подключается напрямую.

как запустить лампу дневного света без дросселя
подключение лампы дневного света без дросселя

Если стартер в схеме присутствует, его придется выкинуть или зашунтировать.

Как выбрать мощность энергосберегающей лампы

Запускается такой светильник моментально, в отличие от долгих морганий и мерцаний привычных ЛБ и ЛД моделей.

разные размеры светоидодных ламп для переделки под светильники дневного света

Какие есть недостатки у такой схемы подключения? Во-первых, рабочий ток в энергосберегайках при равной мощности, меньше чем у линейных ламп дневного света. Чем это чревато?

что такое индукционная лампа сравнение с ДРЛ ДНаТ люминесцентными и светодиодными

А тем, что выбрав экономку равной или меньшей по мощности с ЛБ, ваша плата будет работать с перегрузкой и в один прекрасный момент бабахнет. Чтобы этого не случилось, мощности плат от экономок в идеале должны быть на 20% больше, чем у ламп дневного света.

То есть, для модели ЛДС на 36Вт, берите плату от лапочки на 40Вт и выше. Ну и так далее, в зависимости от пропорций.

таблица соответствий мощности разных ламп освещения

Если вы переделываете светильник с одним дросселем на две лампочки, то учитывайте мощности обеих.

схема подключения люминесцентной лампы с одним дросселем и двумя лампочками

Почему еще нужно брать именно с запасом, а не подбирать мощность КЛЛ равную мощности ламп дневного света? Дело в том, что в безымянных и недорогих лампочках КЛЛ, реальная мощность всегда на порядок меньше заявленной.

Поэтому не удивляйтесь, когда подключив к старому советскому светильнику ЛБ-40, плату от китайской экономки на те же самые 40Вт, вы в итоге получите негативный результат. Это не схема не работает - это качество товаров из поднебесной не соответствует "железобетонным" советским гостам.

2 схемы бездроссельного включения ламп дневного света

Если вы все таки намерены собрать более сложную конструкцию, при помощи которой запускаются даже сгоревшие линейные светильники, то давайте рассмотрим и такие случаи.

Самый простейший вариант - это диодный мост с парой конденсаторов и подключенная последовательно в цепь в качестве балласта, лампочка накаливания. Вот схема такой сборки.

бездроссельная схема включения лампы дневного света

Главное преимущество ее в том, что подобным образом можно запустить светильник не только без дросселя, но и перегоревшую лампу, у которой вообще нет целых спиралей на штырьковых контактах.

Как проверить дроссель с мультиметром и без него. Все причины неисправности ПРА и ЭПРА.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Люминесцентные лампы, несмотря на широкое распространение светодиодного освещения, по-прежнему остаются одним из самых распространенных типов светильников в домах, гаражах и производственных помещениях.

Когда такая лампа перестает гореть, первым делом нужно винить саму лампочку или стартер. И если они не виноваты, как проверить еще один не менее важный элемент: ускоритель?

Содержание

Для чего нужен дроссель

Во-первых, давайте определимся, что такое дроссель или как его еще называют балластом. По сути, это обычный индуктор с ферромагнитным сердечником.

Вот как это выглядит в разделе.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

В схемах балласт нужен для трех функций:

  • проверьте ток, чтобы он не превышал номинальный
  • образование за счет индуктивности кратковременного импульса повышенного напряжения
  • возможное сглаживание пульсаций в сети 220В

он включен последовательно и параллельно ему монтируется стартер.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Для зажигания лампы требуется стартер.

Как работает лампа дневного света

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Напряжение, приложенное к спиральным электродам на концах лампы, изначально недостаточно для ее зажигания. И тут на помощь приходят дроссельная заслонка и дроссельная заслонка.

После появления напряжения в пускателе внутри образуется разряд, который нагревает биметаллический электрод.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Из-за нагрева форма электрода меняется и закрывается.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

В результате ток резко возрастает и электроды перегреваются. Ток ограничен только сопротивлением самого дросселя.

При запуске контакты остывают и постепенно размыкаются. При размыкании за счет индуктивности в лампе создается эффект самоиндукции с образованием импульса высокого напряжения и электрического разряда напряжением до 1000В.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Этот разряд создает ультрафиолетовое свечение паров ртути, которые заполняют баллон. Он воздействует на люминофор и только благодаря ему мы можем различить свет в привычном нам спектре.

Если для кого-то это объяснение слишком умно, вот одно из самых простых и понятных видео, в котором на доступном для всех языке объясняется, как работает лампа LDS.

Оказывается, сам процесс зажигания люминесцентной люминесцентной лампы довольно длительный и требует 5 этапов:

  • подача 220В от розетки и замыкание контактов стартера
  • нагреть спиральные электроды
  • открытие пусковых контактов
  • высоковольтный импульсный источник питания от индуктивности
  • формирование раскаленного разряда в баллоне и его опоре при внешнем напряжении 220В + шунтирование стартера и исключение его из схемы

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Как видно из процедуры запуска, в случае неисправности лампы могут быть ответственны три элемента:

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

В то же время лампочки и стартеры часто повреждаются из-за сгоревших вольфрамовых нитей и конденсаторов.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Как проверить дроссель ПРА без мультиметра

Без специальных измерительных инструментов неисправность контрольной аппаратуры может указывать на действие огненной змеи. Вы можете визуально наблюдать это внутри лампы.

Что это значит? И это в первую очередь говорит о превышении максимально допустимого тока. Из-за этого заряд потерял стабильность.

Вы также можете столкнуться с неравномерным освещением или мерцанием лампы. При выходе из строя балласта лампа не включится с первого раза.

В результате стартер будет постоянно запускаться и останавливаться, запускаться и останавливаться. Из-за этих частых запусков в области спиралей на концах лампы появляется почернение.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Подключите его последовательно по следующей схеме с балластом и посмотрите, как он светится.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Проверка балласта ПРА мультиметром

Но чтобы убедиться, что дроссельная заслонка повреждена, все же лучше воспользоваться мультиметром и провести замеры.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Повреждение дроссельной заслонки бывает пяти типов:

  • расставаться
  • замыкание нескольких обмоток
  • замыкание катушек в обмотке
  • неисправность магнитопровода
  • разбивка по делу

Обрыв

Часть проводов, которыми заводится стартер, может просто оборваться. Это легко обнаружить.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Во время измерения не прикасайтесь руками к оголенным концам зондов. В противном случае измеряйте сопротивление своего тела, а не акселератора.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Кстати, поломки всех видов выявить проще всего. Это также можно сделать без мультиметра, используя обычную индикаторную отвертку.

Нет необходимости ничего отключать и разбирать, даже провода не отсоединяются. Если на клемме входа шестерни горит индикатор:

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

а на выходе нет свечения:

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

тогда считайте, что вы нашли обрыв.

Замыкание обмоток

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Некоторые дроссели могут иметь не одну, а две обмотки. В обычном режиме они должны быть изолированы друг от друга.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Но утеплитель может высохнуть или сломаться.

Чтобы выяснить короткое замыкание, проверьте мультиметром выводы не одной, а нескольких обмоток. Если вы высветили непонятно малые цифры, обмотки замкнуты.

Межвитковое замыкание

Если стартер постоянно нагревается, изоляция окрашенного провода может высохнуть. И одно или несколько соседних колец просто спекаются вместе.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Обнаружить такую ​​поломку очень сложно даже мультиметром.

вам нужно точно знать начальные значения сопротивления обмотки, чтобы было с чем сравнивать. Если вы завершили раунд или два, вы не увидите разницы с обычным тестером.

неисправность инверсии может быть обнаружена при спекании достаточно большого количества проводников. Так что разница будет видна сразу.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Нормальный (некитайское удушье), он имеет примерно следующие сильные стороны:

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Магнитопровод

Сердечник индуктивности изготовлен из ферромагнитных материалов. И они (раненые) довольно капризны сами по себе.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Во время эксплуатации на поверхности легко могут образоваться трещины или сколы. Если это произойдет, параметры индукторов в индукторе изменятся.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Также в сердечниках из-за механических нагрузок могут меняться специальные зазоры.

Не все мультиметры могут проверять индуктивность индуктивности. К сожалению, большинство из них лишены этой функции.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Однако еще раз, чтобы разобраться в проблеме, необходимо знать начальные значения этой индуктивности.

Пробой на корпус

О неисправности катушки может свидетельствовать ее нулевое сопротивление относительно корпуса. Здесь нет ничего сложного.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Поднесите один щуп мультиметра к металлическим частям корпуса, а другим прикоснитесь к кабелям воздушной катушки.

Вы также можете проверить в режиме непрерывности. Если нет звукового сигнала, значит, неисправности нет.

Повреждение электронного дросселя

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

А если у вас электронный балласт, как его проверить? Электронные балласты, как их сокращенно называют, больше не похожи на индуктивную катушку.

Все современные модели выпускаются с электронными дросселями без стартера.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Тут не получится поиграть мультиметром сразу в два конца. Придется постоянно шаг за шагом проверять все элементы схемы.

Лучше начать с предохранителя. Вызовите его целостность в режиме составления.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Далее проверяем конденсаторы. В тех, которые имеют бочкообразную форму, повреждение также можно определить визуально по вздутию нижней стороны.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Также внимательно посмотрите на все точки пайки. Некоторые ноги могут упасть, и контакт исчезнет.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Диоды и транзисторы также проверяют мультиметром, предварительно переведя его в соответствующий режим измерения.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

Получите данные о сопротивлении из таблиц в Интернете в зависимости от их цвета.

Как проверить дроссель мультиметром и без него. Все причины выхода из строя электронных балластов и балластов.

И сравните с фактическими измерениями, которые вы получили.

В целом проверка и ремонт электронного стартера требует минимум навыков радиолюбителя.

Вот очень хорошее и подробное видео о проверке каждого элемента на плате ЭПРА, замене поврежденных деталей на ремонтируемые. Также здесь повреждений не было, а несколько.

Как проверить дроссель лампы дневного света

Таблица основных неисправностей

Основные виды неисправности, которые на практике возникают в дросселях, сведены в таблицу.

Вид неисправностиК чему ведетВнешнее проявление
Обрыв обмотки катушки или внутренней проводкиРазрыв электрической цепиСветильник не горит (нет даже мигания)
Межвитковое замыканиеПотеря индуктивности, снижение реактивного сопротивленияПерегорание спиралей ламп (включая повторное после замены), мигание без устойчивого зажигания
Замыкание на корпусВ сети с защитным проводником создает замыкание на землюЕсли подключен проводник PE, вызывает сверхток и срабатывание защитного аппарата. Если защитное заземление в сети отсутствует, может себя не проявлять, но на корпусе прибора при этом присутствует напряжение сети.
Потеря ферромагнитных свойств сердечника катушки (в результате перегрева и т.п.)Потеря индуктивности, снижение реактивного сопротивленияПерегорание спиралей ламп (включая повторное после замены), мигание без устойчивого зажигания

Способы проверки

Для диагностики состояния желательно применять приборы, но если их нет, оценку состояния можно сделать и без них.

Без тестера

Проверить дроссель люминесцентной лампы можно без тестера и других приборов (хотя бы индикаторной отвертки). Но достоверность этих методов ограничена.

  1. В первую очередь это поведение лампы. Если при подаче напряжения она мигает, но не доходит до устойчивого свечения, значит, есть повод проверить дроссель (хотя могут быть и другие причины, включая неисправность самой лампы). При обрыве в катушке мигания не будет – схема совсем не будет подавать признаков жизни.
  2. Визуальный осмотр. Если на корпусе дросселя есть почернение, вздутие, следы локальных перегревов – все это повод усомниться в исправности аппарата. Его надо заменить или выполнить диагностику с помощью приборов.
  3. Установка в заведомо исправный светильник взамен штатного. Если после замены осветительный прибор перестанет работать, значит, дело в дросселе. Или, наоборот, в неработающий светильник установить заведомо исправный дроссель. Если проблема решится, значит, неисправность найдена.

Можно собрать стенд для проверки элементов ПРА. Это имеет смысл, если приходится обслуживать систему освещения здания, офиса, цеха и т.п., построенную с применением люминесцентных ламп. В качестве стенда можно взять готовый светильник и заменять в нем штатные детали на тестируемые, а можно собрать несложную схему. В ней используется обычная лампа накаливания на 220 вольт.

Как проверить дроссель лампы дневного света

Стенд для проверки балластов.

Для проверки дросселя лампы дневного света используются свойства индуктивного сопротивления катушки дросселя. Возможны различные ситуации:

  • лампа горит вполнакала – дроссель исправен, его реактивное сопротивление ограничивает ток в последовательной цепи;
  • лампа горит в полную яркость – межвитковое замыкание, индуктивность катушки мала, реактивная составляющая сопротивления близка к нулю;
  • лампа не горит – обрыв внутри дросселя.

Проверять элементы электронной пускорегулирующей аппаратуры (ЭПРА) на таком стенде не получится. Она работает по другому принципу.

Если проверяется дроссель с пробоем на корпус, то при подаче питания на его корпусе будет присутствовать сетевое напряжение. Подключать элементы ПРА надо при отключенном напряжении. При поданном питании соблюдать меры предосторожности.

При помощи мультиметра

Мультиметр дает более широкие возможности для проверки элементов ПРА и достоверность подобного тестирования выше.

На обрыв

Для проверки на обрыв мультиметр в режиме измерения сопротивления (или звуковой прозвонки) надо подключить к выводам балласта. Если устройство исправно, тестер покажет сопротивление несколько десятков ом (зависит от типа дросселя, у большинства распространенных моделей около 55..60 ом).

Как проверить дроссель лампы дневного света

Проверка на обрыв.

Если внутри цепь оборвана, измерительный прибор покажет бесконечное сопротивление.

Также на обрыв балласт можно проверить с помощью индикаторной отвертки. Это можно сделать, не демонтируя аппарат из светильника, а лишь сняв крышку и подав питание 220 вольт (включив выключатель освещения).

Как проверить дроссель лампы дневного света

Проверка на обрыв индикаторной отверткой.

Надо проверить наличие напряжения на входе дросселя, а потом на выходе. Если питание на вход балласта приходит, а на выходе его нет, значит в дросселе обрыв.

На короткое замыкание

Короткое замыкание – нечастая неисправность. Она может возникнуть в результате глобальной проблемы – спекания витков катушки и т.д.

Как проверить дроссель лампы дневного света

Проверка на замыкание.

Проверяется так же, как на обрыв, но в случае неисправности цифровой прибор покажет сопротивление около нуля.

Гораздо более вероятная проблема – межвитковое замыкание. Обнаружить ее в режиме проверки сопротивления практически невозможно. Если замкнулось малое количество витков (2-3), омическое сопротивление практически не изменится, а индуктивность резко упадет. Не каждый недорогой мультиметр имеет функцию замера индуктивности, да еще с достаточной точностью. К тому же надо знать индуктивность исправного прибора, а этот параметр производители указывают редко. Но можно попытаться сравнить индуктивность тестируемого балласта с индуктивностью заведомо исправного.

Как проверить дроссель лампы дневного света

Проверка на межвитковое замыкание.

Также к потере индуктивности может привести изменение параметров сердечника (вследствие перегрева, механического повреждения и т.д.). И в этом случае неисправность обнаружить непросто.


Как сделать ремонт люминесцентных светильников своими руками
На пробой корпуса

Для проверки на пробой на корпус надо один щуп тестера подсоединить к корпусу устройства, другой к выводу балласта (потом к другому).

Как проверить дроссель лампы дневного света

Проверка на замыкание на корпус.

Если дроссель исправен, мультиметр покажет бесконечное сопротивление. Если пробой присутствует, то либо ноль, либо какое-то значение, зависящее от места пробоя:

  • если замыкание произошло в точке 2, то тестер покажет полное сопротивление катушки;
  • если в точке 1 – ноль;
  • в точке 3 – какое-то промежуточное значение.

Вне зависимости от места пробоя, измеряемое сопротивление будет меньше бесконечности.

Заключение

Традиционная пускорегулирующая арматура ламп дневного света вытесняется электронной (ЭПРА), да и сами люминесцентные лампы активно уходят в прошлое – пришло время тотального доминирования светодиодного освещения. Но в прошлом лампы дневного света были популярны, ими оснащено большое количество систем освещения, они выпускаются до сих пор. Поэтому вопрос проверки дросселей на исправность еще долго будет актуален.

Проверка светодиодной лампы на работоспособность мультиметром

Поскольку колба LED-лампочки не прозрачная, визуально не получится определить, какие из чипов перегорели. Это касается и остальных элементов. Чтобы проверить светодиодную лампу, используют мультиметр – прибор для измерения сопротивления и тока. Также он понадобится при проверке кабеля на обрыв.

Чтобы выявить неисправность, следует научиться пользоваться мультиметром, узнать принцип его работы, ознакомиться с режимами и правилами подготовки к использованию. Существуют аналоговые и цифровые мультиметры. Специалисты советуют покупать второй вариант из-за более точных показателей при диагностике.

Подготовка мультиметра для проверки

Перед проверкой нужно внимательно осмотреть мультиметр на отсутствие повреждений. Крышка батарейного отсека должна закрываться плотно. Далее стоит проверить щупы и идущие к ним провода. Если необходимо сделать изоляцию, для этого подойдёт изолента или термоусадочная трубка. На щупах не должно быть сколов, в противном случае их стоит обмотать так же.

Перед работой режим нужно переключить на сопротивление 200 Ом. Черный кабель подключается к гнезду «Com», а красный к измеряемым величинам. На экране должна появиться единица. Если показание другое, мультиметр сломан или работает некорректно. Далее щупы скрещиваются между собой, после чего вместо единицы должен появиться 0.

Проверка светодиодной лампы на работоспособность мультиметром

Рис.1 – мультиметр.

Эти показания говорят что тестер работает правильно. Если изображение на дисплее бледное или цифры мигают, скорее всего, батарейки садятся. Для проверки светодиодной лампы необходимо выбрать на тумблере режим «поиск обрыва». Он обозначен пиктограммой чипа.

Этапы проверки LED-лампы 220 В

Чтобы проверить светодиоды в лампе на 220 В тестером, необходимо выполнить следующее:

  • проверить тумблер и установить режим проверки чипов;
  • подключить провода к проверяемому диоду;
  • проверить полярность.

Если всё сделано правильно, показатели на экране изменятся. Ещё один способ диагностики - проверить транзисторы. На участке pnp катод подключается к отверстию «C», а анод к «E».

Прозвонка отдельных светодиодов

Для прозвонки отдельных светодиодов мультиметр следует перевести в режим проверки транзисторов Hfe. После диод вставляется в разъем, как на фото.

Проверка светодиодной лампы на работоспособность мультиметром

Рис.2 – прозвонка чипов через режим Hfe.

Данные контакты являются минусовыми и плюсовыми электродами, заставляющими диод светиться. Важно не перепутать полярность, так как светодиод не загорится. На всякий случай можно поменять местами выводы чипа, чтобы убедиться в его неисправности.

Перед прозвонкой определите, где у диода анод и катод. Мультиметры могут иметь разные характеристики и конструкцию, а гнезда для проверки иногда отличаются. Но каждый имеет все необходимые слоты.

Проверка LED-прожектора

Определите тип светодиода. Если он имеет вид желтого квадрата, проверить его с помощью мультиметра не получится, так как напряжение такого источника иногда превышает 30 Вольт. В данном случае для проверки используется рабочий драйвер с соответствующим напряжением и током.

Проверка светодиодной лампы на работоспособность мультиметром

Рис.3 – прожектор с одним мощным светодиодом.

Если в прожектор установлена плата с большим количеством SMD-чипов, его можно проверить мультиметром.

Рис.4 – прожектор с платой и светодиодами SMD.

Внутри корпуса находится драйвер, прокладки для защиты от влаги и плата с диодами. После разборки действовать нужно также, как и в случае с проверкой LED-лампы.

Проверка светодиодного моста

Засветить мост целиком мультиметром не получится. Иногда можно получить легкое свечение в Hfe. В режиме проверки диодов проверяется каждый из чипов отдельно.

Проверка светодиодной лампы на работоспособность мультиметром

Рис. 5 – токоведущие части ленты.

Если проверяются токоведущие части, тестер следует перевести в режим прозвонки и пройтись по каждому выводу питания на всех концах проверяемой зоны. Таким образом можно отыскать поврежденную часть моста. На фото синей и красной полосой выделены зоны, которые должны прозваниваться от начала ленты и до конца.

Как проверить, не выпаивая диод

Светодиоды, установленные на плату, проверяются с помощью щупа. Но стандартные инструменты могут и не пролезть в разъем для транзистора. Здесь понадобится тонкий проводник. Это могут быть:

  • швейные иглы;
  • часть кабеля или жилки из многожильного провода;
  • канцелярские разогнутые скрепки.

Проводник придется припаять к фольгированному щупу или подсоединить без штекера, получив переходник. Если используется фольгированная пластинка с припаянными кусочками проволоки, необходимо вставить её в соответствующий слот мультиметра и воспользоваться самодельными щупами.

Почему светодиодные лампы выходят из строя

Светодиодом называется полупроводниковое устройство, внешне напоминающее стандартный диод. Они отличаются малым пределом обратного напряжения. Электрический разряд или некорректная настройка схемы могут спровоцировать перегорание чипов. Малоточные яркие диоды, которые служат индикаторами источников питания, чаще всего перегорают из-за нестабильности напряжения в сети.

Советуем посмотреть видео: Как проверить светодиод в светодиодной лампе с помощью мультиметра.

Самые распространенные причины перегорания диодных ламп – это:

  • неправильная сила тока. В характеристиках, прописанных на упаковке, указывается максимальный срок службы. Но это параметр при оптимальном токе около 20 мА. Китайские лампочки редко отличаются качеством, так как производители устанавливают в них дешевые чипы, часто использующиеся для подсветки дисплеев гаджетов. Эти элементы рассчитаны на 5 мА и перегорают быстро;
  • низкое качество диодов. С целью экономии производители нередко устанавливают в лампу чипы, изготовленные по устаревшим технологиям, а именно с прозрачным р-контактом. Этот вариант самый экономичный и применяемый для подсветки экранов смартфонов. При нагревании срок службы таких светодиодов значительно сокращается. Поэтому их нельзя использовать в светильниках;
  • тепловыделение. Иногда лампочка перегорает из-за перегрева. Это может быть спровоцировано плохим сочетанием корпуса со светодиодами. Например, если чип разработан на основе новейших технологий, работать в корпусе чипов прошлых поколений он будет с трудом и быстро перегорит. В большинстве случаев это связано с размером посадочного гнезда.
  • некачественная сборка. Из-за жесткой конкуренции производители пытаются выводить на рынок как можно больше устройств. Поэтому контроль сборки снижается, что становится причиной деградации диодов.
  • неправильное использование. Перегрев лампочки может произойти не только из-за нарушения технологии сборки. Иногда целесообразнее приобретать лампы российских производителей, так как они адаптированы под работу местных сетей и лучше переносят перепады напряжения.

Проверка светодиодной лампы на работоспособность мультиметром

Рис. 6 – низкокачественная диодная лампа.

Светодиодные ленты устанавливать нужно только на алюминиевый профиль. Если лампа постоянно перегорает независимо от производителя, необходима проверка проводки.

Заключение

Мультиметр – один из лучших вариантов проверки работоспособности светодиодной лампы. Единственное, что требуется от мастера, это научится использовать его и настраивать. Неправильная настройка тестера может привести к некорректным результатам.

Читайте также: