Как припаять провод к штекеру рации правильно

Обновлено: 15.05.2024

О том, как правильно припаять новый штекер к наушникам (с распиновкой проводов)

Не секрет, что самой распространенной неисправностью любых наушников (затычек, капелек или больших накладных) является поломка провода возле штекера. В этой ситуации ничего не остается делать, кроме как поменять штекер на наушниках. Это легко и под силу вообще любому, кто хоть раз держал в руках паяльник. Единственное, что желательно бы разобраться в хитросплетении проводов (в некоторых наушниках под изоляцией кабеля находится аж 6 проводов!)

Сегодня речь как раз пойдет о том, как припаять наушники к штекеру и при этом не накосячить.

Не нужно ни о чем думать, просто действуйте согласно приведенной пошаговой инструкции и вы без труда отремонтируете свои любимые наушники.

1. Безжалостно откусываем штекер:

2. Как заменить штекер на наушниках? Для этого мы будем использовать старый разъем. Распотрошим его при помощи острого канцелярского ножа, вспоров его прямо по шву. Это метод позволяет разобрать практически любой штекер:

Раскрываем пластиковую оболочку и достаем внутренности. Видите группу контактов, к которым припаяны обрывки проводов?

Запоминаем распиновку проводов наушников (а еще лучше записываем на клочок бумаги к какому контакту какой провод был припаян). Вот стандартная распайка проводов наушников по цветам:

  • зеленый провод – это левый канал;
  • красный провод – это правый канал;
  • желтый (медный) провод – общий.

Более подробную информацию о том, какой провод в наушниках за что отвечает вы найдете далее в этой статье (листайте в самый конец).

3. Теперь надо немного зачистить провода наушников. Как должен выглядеть результат:

соединяем общие провода (которые в бесцветном лаке) вместе и залуживаем самые кончики:

Пару слов о том, как перепаять штекер на наушниках. Лудиться будет плохо, т.к. провода покрыты лаковой изоляцией. Для облегчения процесса можно слегка припалить самые кончики зажигалкой.

О том, как залудить провода от наушников при помощи таблетки аспирина, как показано в этом видео:


Лично я обошелся обычным ножом, которым аккуратно счистил эмалевое покрытие с проводков. А после этого залудил обычным способом - с припоем и канифолью.

Ручка-донор для корпуса штекера наушников

4. Теперь находим где-нибудь старую ненужную ручку:

Будущий корпус штекера

и отделяем от нее самый кончик:
Он и будет корпусом нашего нового штекера.

5. Подготавливаем кусочек термоусадки, которая будет защищать провода от резких перегибов на выходе из штекера:

6. Пришло время припаять провода наушников к штекеру. Паять нужно в полном соответствии с цветами проводов в наушниках (вспоминаем, куда какой цвет был припаян или ищем наш клочок бумаги, где все записано):

Не забудьте предварительно насадить корпус и термоусадку на провод!


7. Убеждаемся, что все работает. Для этого включаем мультиметр в режим прозвонки, втыкаем наушники в уши и поочередно касаемся щупами разных контактов. Должны быть слышны всякие шорохи и щелчки в разных каналах.

Или можно попытаться воткнуть этот недоделанный штекер в телефон или МП3-плеер и запустить музычку. В последнем случае важно убедиться, что правый и левый каналы работают независимо друг от друга (воспользуйтесь регулировкой баланса).

8. Если все звучит как надо, усаживаем термоусадку с помощью строительного фена или обычной зажигалки:

9. Бодяжим пару капель эпоксидного клея:

все склеиваем и оставляем на несколько часов до полной полимеризации.

10. Радуемся тому, как мы починили штекер наушников!

Посмотрите фото, как мне удалось припаять новый штекер к наушникам:

По-моему, это самый простой способ как починить штекер на наушниках из всех предложенных в интернете. При том, что результат получается вполне достойным. Если сильно не присматриваться, то даже и не понятно, что это самоделка.

Сода и суперклей

Кстати, поначалу у меня была мысль приготовить пасту из пищевой соды и суперклея, чтобы использовать ее вместо эпоксидной смолы.

Но оказалось, что эта смесь застывает настолько быстро (практически мгновенно!), что этот вариант пришлось отбросить как непригодный.

Вот и все. Теперь вы знаете, как сделать наушники если сломался штекер и какой провод в наушниках за что отвечает. Всегда старайтесь разобраться в том, как все устроено, как отремонтировать штекер на наушниках своими руками, экономьте свои деньги!

Дополнительно про цвета проводов в наушниках

О том, как правильно припаять провода к штекеру наушников не может идти и речи, если вы не знакомы с цветами проводов в наушниках и их значением (вот вы, например, знаете за что отвечает зеленый провод?)

К штекеру наушников может приходить разное количество проводов:

  • 2 провода (для моно-наушников);
  • 3 провода (для моно- или стерео-наушников в зависимости от схемы подключения);
  • 4 провода (для стерео-наушников);
  • 5 или 6 проводов (для стерео-гарнитуры с микрофоном).

2 провода

Думаю, никому не нужно объяснять, как отремонтировать штекер наушников, если у них всего два проводка. Тут что-либо о перепутать в принципе невозможно.

Штекер моно-наушника

3 провода

Схема наушников с тремя проводами

От каждого уха всегда идут два провода - плюс и минус, но иногда производитель объединяет минусы обоих динамиков вместе и получается, что к штекеру приходят всего три провода. Чтобы было понятнее, приведу схему пайки штекера наушников:

Разборный штекер для наушников (3 провода)

Эта картинка еще доступнее объясняет, куда припаивать провода к штекеру наушников:

Чаще всего провода покрывают лаком разного цвета:

  • красный - правый канал;
  • зеленый, синий или белый провод - левый канал;
  • бесцветный лак - общий провод (масса).

Конечно, жестких стандартов нет и цвета могут быть другими. Вот как это выглядит в реальной жизни:

Аудио-штекер с тремя контактами

Смотрим, как правильно припаять провод к наушникам (3 провода):

4 провода

Если к вашему штекеру подходит 4 провода, то тут могут быть варианты.

Вариант первый: у вас обычные наушники без микрофона и без кнопок (у штекера всего 3 контакта). Тогда эти четыре провода - это просто две пары проводов от каждого из динамиков. Минусы у них одного цвета (медного), а плюсы - разного (обычно синий и красный или зеленый и красный):

Как припаять к штекеру 4 провода от наушников

В этом случае общие провода (те, которые одного цвета) соединяют вместе и припаивают к общему контакту штекера. О том, как запаять 4 провода от наушников к штекеру вы должны сразу понять из рисунка:

А вот как припаять наушники к такому джеку:

Вариант второй: у вас полноценная гарнитура (т.е. наушнки с микрофоном) и на штекере 4 контакта. Тогда, скорее всего, эти четыре провода - это по одному проводу от каждого динамика, один сигнальный провод от микрофона и один общий провод на всех.

4-контактный штекер

Схематично это можно обозначить так:

А вот как сделать штекер на наушниках (правильная пайка наушников, когда там 4 провода):

Подробная инструкция по замене штекера для наушников с микрофоном приведена в этой статье.

Микрофонный провод в оплетке

Чаще всего микрофонный провод только выглядит как один проводок, а на деле это два провода: тонюсенький проводок в белой ПВХ-изоляции полностью обмотанный медным эмалированным проводом (в бесцветной эмали). Что-то вроде такого:И в этом случае правильнее будет сказать, что у наушников не 4 провода, а все 5.

5, 6 и более проводов

В зависимости от варианта реализации, внутри кабеля от гарнитуры может быть 5 и более проводов. Вплоть до 10! Как бы там ни было, а сигнальный провод от микрофона всегда стараются делать в собственной "земляной" оплетке.

5 проводов (на самом деле 6)

Короче, если вы распотрошили ваш кабель и он выглядит как-то так:

6 проводов к штекеру

или даже так:то никто вам так сразу не скажет, как правильно припаять штекер к таким наушникам. Тут может быть только один совет: берите тестер и прозванивайте все провода, пока не определите, где правое ухо, где левое. Остальные провода - это к микрофону.

Определяйте по цвету какие провода могут быть общими и соединяйте их все вместе. Все сигнальные распаивайте согласно распиновке разъема (см. на картинках выше).

После чего тестируйте наушники и микрофон. Если что-то не так, ищите причину. Тут вам никто ничего толком не скажет, действуйте методом научного самотыка.

Как запаять разъем на антенну от рации?

У всех СИБИ радиостанций стандартный вход под антенну, так называемый SO-239. У врезных антенн от автомобильных радиостанций как правило в комплекте нет разъема для подключения к рации. Называется такой разъем PL-259 .

Приобретается он отдельно и запаивается на свободный конец кабеля. Сразу он не запаян для того что бы удобнее было прокладывать кабель под обшивкой автомобиля. В этой статье мы расскажем как правильно припаять этот разъем. Откручиваем внешнюю часть разъема, она нам пока не пригодится. Ориентируясь по центральной части, отмеряем длину внешней оболочки кабеля для удаления.

Как распаять соединительный кабель (RG-58 и PL-259)

IMG_0409

Многие, купив КСВ метр для самостоятельной настройки антенны, задумываются о том, где достать соединительный кабель для подключения прибора к радиостанции. Я предлагаю сделать его самостоятельно. Ниже небольшое фото руководство.

Подобный кабель можно использовать также для соединения радиостанции и усилителя мощности.

Для изготовления соединительного кабеля я рекомендую использовать коаксиальный кабель от американской фирмы RadioLab марки RG-58 C/U (c цельно полиэтиленовым диэлектриком) или A/U (с диэлектриком из физически вспененного полиэтилена). Первый хорош для применения в автомобиле, второй для соединения компонентов на базе.

Отрезаем кусок необходимой длины и берем два разъема типа PL-259.

IMG_0388

Лучше всего использовать вот такие разъемы.

IMG_0391_cr

У них центральный контакт зафиксирован диэлектриком из не плавящегося материала. Он имеет коричневый цвет, чем-то напоминает бекелит, а может быть он и есть. Диэлектрики из белого пластика легко плавятся, да и в принципе не прочные. Поэтому их использовать не рекомендую (хотя, надо сказать, бывают исключения).

Откручиваем внешнюю гайку и откладываем ее в сторону. А ориентируясь на центральную часть, отмеряем длину внешней оболочки для снятия.

IMG_0392_cr

Аккуратно надрезаем оболочку по кругу и снимаем ее. Примерная длина около 3-3,5см.

IMG_0401_cr

IMG_0402_cr

Отрезаем лишний экран, оставив примерно 5мм, и заворачиваем его как на фото.

IMG_0403_cr

Надрезаем диэлектрик по кругу, оставив примерно 1см., и снимаем его.

IMG_0404_cr

После этого надеваем внешнюю гайку и накручиваем внутреннюю часть на кабель. Необходимо следить за тем, чтобы центральная жила кабеля попала в нужное отверстие и частично вышла из центрального контакта разъема.

IMG_0405_cr

После того как разъем накручен максимально плотно на кабель, включаем паяльник и припаиваем центральную жилу кабеля к разъему.

IMG_0407_cr

Должно получиться так.

IMG_0408_cr

Теперь все повторяем для другого конца кабеля и в итоге получаем хороший соединительный радиокабель.

IMG_0410

В некоторых случаях правильным шагом будет припайка экрана кабеля, к самому разъему используя технологические отверстия в самом разъеме. Это гарантирует отличный контакт и герметичность разъема, но в данном конкретном случае это не осуществимо и представленный вариант тоже имеет право на жизнь.

Организация правильного подключения рации в автомобиле.


Начнём с радиостанции – основы подводки питания:
1. Плюс питания аппаратуры связи рекомендуется брать с плюсовой клеммы аккумулятора.
2. Минус питания на радиостанцию (и усилитель) следует брать с кузова (желательно с винта или болта с полноценной резьбой непосредственно с кузова, а не с детали сидящей на кузове) проводом минимально удобной длины. (Существует распространенная ошибка тянуть на аппаратуру связи минус с клеммы аккумулятора.)
3. Любой провод, подключенный к плюсовой клемме аккумулятора, должен быть обязательно защищен предохранителем. Согласно нормативам, длина провода от плюсовой клеммы аккумулятора до предохранителя не должна превышать одного фута. Ток предохранителя не должен превышать максимально допустимый ток нагрузки провода выбранного Вами сечения.
Помните, что невыполнение рекомендаций этого пункта создает риск для здоровья и жизни не только Вас, но и Ваших пассажиров.
4. Для того, чтобы свести к минимуму потерю напряжения питания в проводе, следует выбирать провод большого сечения:
при питании голой станции и длине провода до 2,5 м — 1 мм.кв, свыше 2,5 м — 1,5 мм.кв;
предохранитель 5-10 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)
при наличии в цепи усилителя, сечение провода должно быть от 1,5 мм.кв до 4 мм.кв в зависимости от длинны кабеля.
5. Радиостанцию и усилитель рекомендуется запитывать с одного плюсового провода и не подключать к нему больше никакие потребители (особенно это касается потребителей, "шумящих" в радиочастотном диапазоне, например аудиоусилителей).

Теперь о прокладке кабеля под антенну:
Покупая автомобильную антенну на гражданский диапазон, Вы всякий раз бываете невольно обмануты продавцами, так как одна половина этой антенны у Вас уже есть — это кузов машины. Вы покупаете не более чем еще пол-антенны.
Устанавливая Вашу покупку на машину, Вы собираете антенну в единое целое, и, обеспечивая хорошую массу в точке установки антенны, фактически, подключаете к радиостанции ту ее часть, которая была у Вас изначально — кузов машины. Но магнитка электрически не подключена к нему в точке установки. Тем не менее, кузов также является противовесом магнитки, и электрически связанным с ней быть обязан по "условиям игры". Емкостной связи магнита с кузовом на частотах гражданского диапазона решительно для этих целей не хватает, но, тем не менее, выход из положения есть. Подобный способ "подключения" второй половины магнитки в виде кузова Вашей машины вызывает ряд проблем. Например, антенна, установленная на магнит, будет всегда проигрывать аналогичной антенне, установленной стационарно (с полноценной массой в точке установки), где-то 3 дБ, что по влиянию на дальность связи будет эквивалентно снижению Вашей выходной мощности и выходной мощности передатчиков тех, с кем Вы ведете радиообмен, вдвое. К слову, эта мощность далеко не сразу "уходит в тепло". Предварительно она в изрядной степени излучается антенным кабелем внутри салона машины и наводится на провода бортовой сети, датчики и т.п., иногда вызывая довольно забавные эффекты при работе на передачу.
При работе на прием, антенный кабель магнитки склонен собирать всю радиочастотную помойку с бортсети машины, что также неизбежно губит дальность связи.
Параметры магнитки (в том числе и КСВ) крайне нестабильны и зависят фактически от того, как Вы поставили антенну (плюс-минус 10 см от точки настройки уже замечательно видно по прибору) и проложили по салону кабель. Способ прокладки кабеля влияет на настройку в значительной степени, но от него также непредсказуемо зависит величина взаимонаводок аппаратуры связи и бортсети машины. Кабель должен лежать как можно прямее, не образовывая витков. Ни в коем случае нельзя сворачивать кабель магнитки в бухту.
В конце концов, магнитка просто царапает крышу. Причем при врезке антенны сверлится отверстие в 12 мм, а от магнита остается ободранное пятно в добрых 20 см диаметром… В принципе, можно наклеить пленку на место предполагаемой установки магнитки, если Вы еще не успели его ободрать.
И еще одно: магнитная антенна безобразно стыкуется с усилителем.
Если несмотря на все негативные стороны эксплуатации магниток Вы, тем не менее, выбираете такой вариант установки антенны, вот нехитрое устройство, позволяющее это сделать: ВЧ-отглушка.
Оптимальная длинна кабеля для магнитной антенны — 360-390 cм. Произвольное изменение этой длины, как показывает практика, ведет к потере работоспособности магнитной антенны и невозможности ее настроить. При удлинении или укорочении кабеля желательно ставить эту самую отглушку в цепь между старым проводом антенны и новым (либо между усилителем и антенной).
Для этого нам нужно ферритовое кольцо:


Моё внешним диаметром 2,3мм, внутренним – 1,4 мм. Если покупать, то берите проницаемостью 100-2000, диаметр кольца 20-40 мм. Этого вполне хватает чтобы 4 раза провести кабель через него.
Пропускаем через него провод от 3х до 5ти раз:


Но прежде чем посадить разьём PL (его можно взять фланцевый PL 259) нам необходимо хорошо прикрутить/припаять ещё один проводок либо к разьёму (внешней части) либо к внешней оплётке коаксиального кабеля. Проводок должен быть потолще и покороче. Получается примерно так:


Усаживаем всё это дело в термоусадочную трубку, можно даже в несколько слоёв дабы всё держалось очень крепко.
На этом конструирование ВЧ-отглушки закончено. Прозваниваем тестером наш дополнительный проводок, нет ли контакта на центральную жилу, прозваниваем весь кабель по концам и ставим всё в авто. Теперь можно менять длину кабеля от рации до антенны произвольно. Проводок который мы вывели отдельно необходимо крепко посадить на какую-нибудь гайку, чтобы был хороший контакт с массой.
Также по совету MWebber можно поставить ферритовое колечко на питание радиостанции. Я пока до этого не дошёл, но скоро попробую сделать, а то в рации слышен небольшой еле заметный фон при росте оборотов.
Не забудьте купить ещё PL разьём типа "папа" для другого конца кабеля, который пойдёт в рацию/усилитель.

Как установить запаять (припаять, установить, смонтировать) разъема PL 259 на кабель

Пайка (припайка, установка, монтаж) разъема PL 259 UHF на кабель.

Подавляющее большинство не портативных радиостанций гражданского диапазона имеют в качестве антенного разъем PL 259. Разъем этот достаточно надежен, прост в монтаже и замечательно служит на частотах вплоть до 70-ти сантиметрового диапазона.

Существует несколько видов разъемов PL 259, отличающихся друг от друга в основном способом посадки на кабель. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что высокочастотные разъемы, предназначенные для посадки в обжим, имеют безобразную статистику отказов в сравнении с пайкой даже в случае применения полноценного обжимного инструмента и не самых дешевых разъемов. Использовать такие разъемы крайне нежелательно, а если они использованы в готовых заводских конструкциях, иногда их стоит сразу же менять. Дело в том, что казалось бы сущий пустяк (ну подумаешь, обрыв или замыкание в разъеме) может привести например к выгоранию усилителя, то есть к дорогостоящему ремонту. Впрочем есть более противные отказы - например, отсутствие контакта с экраном внутри разъема. В этом случае (особенно когда контакт этот то появляется, то исчезает) набор глюков, которые могут происходить с Вашей аппаратурой и окружающими ее электроприборами, можно перечислять не одну страницу. Так что подключению кабеля к разъему я рекомендовал бы уделить внимание.

Наиболее распространенный (и наиболее удобный в монтаже) тип PL 259 "папа" крепится на кабеле посредством обычной резьбы.



Зачищается внешняя оплетка кабеля, экран чулком заворачивается назад, после чего миллиметрах в пяти от места среза внешней оплетки снимается изоляция с центральной жилы кабеля.


После этого центральная жила аккуратно направляется в "носик" разъема, а на завернутый назад по кабелю экран наворачивается его резьбовая часть.


После этого "носик" разъема с центральной жилой в нем пропаивается.

Процесс очень прост, но тем не менее, соединение получается весьма надежным. Правда следует выбирать разъем с диаметром резьбы четко соответствующим диаметру кабеля. Так к примеру на кабель, чаще всего штатно идущий с автомобильными антеннами (RG-58 ) очень хорошо идет разъем с резьбой М6, а на его белорусский аналог - с резьбой М5. На магистральный кабель RG-213 идет разъем с резьбовой частью М10. Ну и т.д.

Сложнее когда диаметр кабеля не соответствует имеющемуся у Вас диаметру разъема. Если кабель тоньше чем Вам нужно, то можно подмотать ниток под экран кабеля, промазав их клеем "Момент". Результирующий диаметр по завернутому на нитки экрану немного увеличится, и резьбовая часть сядет на кабель плотно. Если же диаметр резьбовой части разъема меньше диаметра кабеля, то качественно поставить разъем в этом случае будет возможно только если разница в диаметрах очень маленькая. Так например старый ГОСТовский РК-50-7-11 в распространенный разъем с резьбовой частью М10 не лезет, впрочем как и 8D-FB, но если очень аккуратно (не прорезая до конца) подточить по принципу карандаша внешнюю оплетку кабеля в том месте, где на нее будет завернут экран, разъем получается посадить качественно и надежно.

Хотелось бы уделить внимание еще одному моменту: от постоянных деформаций/перегибов кабель очень часто ломается на выходе из разъема или нарушается контакт разъема и экрана. Особенно часто это происходит в случаях когда разъемы ставят в на@би-сервисах модели А-27 помногу и на коленке. Визитной карточкой так посаженных разъемов служит красивая термоусадочка, под которую прячутся ляпы и не попавшие полноценно в резьбу "сопли" экрана.

Впрочем, и полноценно загнанный в резьбу разъема кабель как правило на выходе перегибается по недопустимо малому радиусу и часто в этой точке разрушается. Особенно остро этот момент я прочувствовал, когда на протяжении многих лет в постоянку обслуживал около полутысячи радиофицированных машин таксистов со всеми отсюда вытекающими. Довольно быстро стало понятно, что если подопечный отрывает разъем один раз в год, то мне с таким объемом работы придется паять их один-два в день. Я человек ленивый, пришлось задуматься.

Основная причина поломки, как уже говорилось, в малом радиусе изгиба кабеля на выходе из разъема, и надо было придумать, как его увеличить. Термоусадка, надетая на "хвост" разъема и первых 3-4 см кабеля, должной жесткости не формировала, и от этого способа пришлось отказаться. Выручил все тот же бандаж из ниток и клей "Момент".


Когда через сутки-двое клей полностью затвердевает, бандаж становится достаточно жестким для того, чтобы увеличить радиус изгиба кабеля на выходе из разъема до вполне допустимых пределов

Заранее всех благодарю.

GreG, для начала вспомнить физику и чем плюс отличается от минуса, и только в том случае если это поймёте, только тогда приниматься за установку станции.
По установке читать здесь. И вспомните русский язык, здесь с этим строго.


_________________
Астра седан, Stelth 5, четверть на основании от river31 , SG-200 . VX-6R.
"-Вы, пожалуйста, патриотизм с идиотизмом не путайте!"

На всякий случай сообщаю, что черный - минус, красный - плюс. В прикуривателе - в середине плюс, внешний - минус.
Штекер этот антенный к рации не подойдет, так что привет продавцу. Вам нужен PL-259, он же UHF-папа. viewtopic.php?f=1&t=2035
Остальное - по ссылкам.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ИСПРАВИЛ!


_________________
Ушел в себя, вернусь не скоро
Не всё то мозг, что из двух полушарий.


_________________
Астра седан, Stelth 5, четверть на основании от river31 , SG-200 . VX-6R.
"-Вы, пожалуйста, патриотизм с идиотизмом не путайте!"

Дак значит сам штекер теоретически к рации подходит, но его конструкция полное барахло ?? И даже если его удастся прикрепить к кабелю антенны, это просто может привести к серьёзным проблемам с аппаратурой.
Правильней всего его просто выкинуть, и купить новый??

Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле


Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!

Подключение радиостанции к питанию

Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:

Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.

Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.

Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции - черный и красный — мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.

штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!

003

Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.

В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.

Установка антенны

Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.

  1. Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
  2. Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
  3. Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
  4. Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
  5. А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.

Настройка антенны

Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.

Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.

Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.

Пайка проводов и кабелей с разъемами

Пример пайки

Паяльник необходим каждому домашнему мастеру. С его помощью, при минимальных знаниях электротехники можно самостоятельно устранить большинство мелких и визуально видимых поломок домашних электроприборов.

Расскажем, как проводится пайка проводов. Кроме того опишем как восстановить работоспособность при повреждении кабелей, с наиболее распространенными стандартами разъемов.

Ход выполнения спайки от начала, и до конца

В данной главе, мы подробно опишем весь процесс, учитывая как значимые моменты, так и кажущиеся простыми, но от того не менее важными, тонкости.

Что необходимо для работы

Инструменты электромонтажника

Инструменты электромонтажника

Набор инструментов и материалов для работы не очень большой, все это можно легко приобрести в специализированных магазинах. Цена на все это небольшая.

Нам будут нужны:

Совет! Очень удобен трубчатый припой с канифолью внутри.

Также может возникнуть проблема «третьей руки», когда нужно держать два провода или провод и разъем, но рука занята паяльником. Для ее решения можно воспользоваться струбциной или любым подходящим зажимом.

Если нужно соединять загрязненные провода, то нужно дополнительно применить спиртобензосмесь, бензин или какое ни будь другое средство для обезжиривания.

Готовим паяльник

Заточенное жало паяльника

Заточенное жало паяльника

Жало у паяльника должно быть заточено под углом 45 о, и не иметь дефектов на поверхности. Затачиваем его, если нужно удаляем лишний металл до получения ровной поверхности.

У нового паяльника и после заточки жало лудится. Для этого нагреваем его опускаем в канифоль а затем касаемся припоя чтобы он покрыл всю поверхность скошенного рабочего участка.

Паяем провода

соединение проводов пайкой: пример качественной работы

соединение проводов пайкой: пример качественной работы

Толщина не влияет на последовательность операций, пайка толстого провода не отличается ничем, разве что, при чрезмерно большом диаметре, он не будет прогреваться. В таком случае, надо взять просто более мощный паяльник.

Внимание! Согласно действующим правилам эксплуатации электроустановок (ПЭУ) и ГОСТ, пайка медных проводов на силовых, заземляющих и зануляющих линиях электрооборудования запрещена. При аварийной ситуации они могут сильно нагреться и припой стечет. Для соединения используются специальные зажимы.

Если мы паяем одножильные провода без изоляции нам необходимо:

На видео можно наглядно увидеть, как выполняется работа:

Соединение провода, контакта или клеммы

Все операции проводятся точно в той же последовательности. В случае если нельзя контакт погрузить в канифоль, пользуемся жидким флюсом.

Многожильные провода

Все точно также. Но если мы хотим повысить надежность, то не лудим весь пучок, а распушиваем его так, чтобы каждый проводник залудился отдельно. Затем переплетаем между собой, скручиваем и пропаиваем.

Провода в изоляции

Для того чтобы удалить изоляцию обычно пользуются кусачками или ножом. Но удобнее проплавить ее по кругу паяльником, и просто стянуть (не действует с термостойкой изоляцией). Такой способ исключает возможность нечаянно повредить проводник.

Совет! Если жилы очень тонкие, то можно сжечь изоляцию открытым огнем (зажигалкой).

Эмалированные провода

Такой провод обычно используют для намотки катушек трансформаторов и т. п., но иногда их можно встретить и под слоем другой изоляции. С виду они кажутся чистыми, но на самом деле покрыты слоем бесцветной эмали. Удаляем ее точно так же как и окислы.

Кабеля из нескольких изолированных проводов

При соединении данных проводов, не стоит спаивать все сразу, так как потом, их будет сложно обмотать изолентой. Соединяем все жилы по очереди, после завершения изоляции предыдущего проводника.

Совет! Вместо изоленты удобно использовать термоусаживающиеся трубки (в обиходе «кембрики»). Отрезаем кусок и надеваем его на провод, после того как пропаяли, быстро, чтобы стык был еще теплым натягиваем их на него.

Изоляция термоусаживающейся трубкой

Изоляция термоусаживающейся трубкой

Внимание! Встречаются провода в экранирующей оплетке. Работаем с ней точно также как и с многожильным проводом. Расплести ее участок поможет шило или булавка.

Пайка стандартизированных кабелей

Теперь давайте уделим внимание проводам, используемым при подключении всевозможной электроники и техники.

Кабеля с разъемами RJ 45

Кабель с разъемом RJ45

Кабель с разъемом RJ45

Другое название — витая пара. Используются они для подключения компьютера к проводному интернету, роутерам и свитчам, или для объединения нескольких машин в локальную сеть. К разъемам, провода в этих кабелях не припаиваются, а просто обжимаются специальным инструментом.

Паяльник может понадобиться только в случае повреждения самого кабеля. Проводники помечены разными цветами, так что ошибиться трудно. Но все же опишем, в каком порядке идет распайка rj 45 4 провода к разъему.

Для подключения к роутерам и т. п. кроме связи компьютеров между собой

Здесь используется прямой порядок (на двух концах кабеля, провода подключают одинаково). Идем снизу вверх:

  • коричневый;
  • коричневый с белой полосой;
  • зеленый;
  • синий с белой полосой;
  • синий;
  • зеленый с полосой;
  • оранжевый;
  • оранжевый с полосой.

Для соединения машин между собой

В этом случае порядок несколько иной, это называется кроссовым соединением, хотя его применять уже не обязательно, так как современные машины могут сами определять тип распайки, и подстраиваться под нее, но если вы имеете дело с устаревшей техникой, то провода соединяем следующим образом.

  • коричневый;
  • коричневый с полосой;
  • оранжевый;
  • синий с полосой;
  • синий;
  • оранжевый с полосой;
  • зеленый;
  • зеленый с полосой.

Разъемы XLR

Кабель xlr — jack

Кабель xlr — jack

Эти разъемы предназначаются для подключения микрофонов, звукоснимателей и высококачественной аудиотехники. Особенность данных кабелей в том, что сигнал в них передается двух полярностей по скрученной паре проводов. Это делается для лучшей защиты от помех.

Часто возникает проблема, что микрофон с этим разъемом нужно подключить к компьютеру, в котором чаще всего установлены розетки TRS (Jack в обиходе). Также, часто нужно подключить XLR и к другим типам разъемов, или требуется более длинный провод.

Можно конечно поискать переходники в магазинах, но там они довольно редки. Но есть и второй путь — если наша инструкция помогла Вам освоить пайку, то кабель можно сделать своими руками за 5-10 минут.

Для этого нужны:

  • разъем XLR;
  • двухжильный экранированный провод;
  • разъем Jack или любой другого типа, к которому мы будем делать переходник.

Схемы распаек разъема XLR

Схемы распаек разъема XLR

Здесь начерчены (рисунки считаем сверху вниз).

  • Распайка провода xlr jack балансная (защищенная от помех).
  • Распайка провода xlr xlr балансная.
  • Распайка xlr jack не балансная.
  • RSA —xlr не балансная.
  • xlr — jack стерео, не балансная.

Подписанный «Ground/Shield» провод это экран.

Совет! Припаивать провода, к контактам штекера, удобно, вставив его в розетку неисправного или хотя бы отключенного прибора.

Кабеля USB

Кабель USB

Кабель USB

USB это наиболее распространенный на сегодня формат разъемов. Первоначально они разрабатывались для соединения компьютеров и периферии, но на сегодня почти все мобильные устройства используют USB не только для передачи данных, но и для зарядки.

Хотя приобрести взамен испорченного новый кабель не трудно, все же можно произвести и самостоятельный ремонт. Это может помочь в критических ситуациях, когда магазин недоступен, или у вас нет времени на его посещение.

USB распайка проводов не сложна, все провода в зависимости от назначения, разного цвета. Причем витых пар одинакового цвета в версиях 3.0 три (это делается для увеличения скорости) но подсоединяются они параллельно к одной и той же контактной площадке.

  • Красный — питание (+ 5V или VCC).
  • Белый — данные минусовой (D-).
  • Зеленый — данные плюс (D+).
  • Черный — масса (GND).
  • Фиолетовый — используется для реализации OTG (обозначение ID);
  • Экран — без цвета, подсоединяется на корпус.

Пятый фиолетовый провод не используется.

Расположение контактов в обычных (не micro и mini) штекерах

Подсоединяются жилы следующим способом. В разъемах типа А (плоских) соединяются они по порядку (слева направо, если расположить штекер контактной площадкой вниз, и смотреть со стороны подключения проводов).

В штекерах типа В, расположение следующее (штекер лежит скошенными гранями вверх) слева направо:

  • Верхний ряд 2,1;
  • Нижний ряд 3,4.

Штекера microи mini

Точно также, смотрим со стороны подключения проводов (контактная площадка внизу):

  • Мини тип А подсоединяют следующим образом — 4,5,3,2,1.
  • Мини тип В — аналогично предыдущему, только 5-й провод не подключают вообще, и контакт остается пустой.
  • Микро тип А — 1,2,3,5,4.
  • Микро тип В —1,2,3,4 площадка для пятого провода пустая.

Вот и все что мы хотели рассказать вам о соединении проводов пайкой и ремонте кабелей различных стандартов. Будем рады, если помогли Вам освоить технологию выполнения работ и узнать все секреты паяльника, с помощью которых можно добиться качества. Делайте, несложны ремонты самостоятельно, экономьте время и деньги.

Читайте также: