Как правильно рисовать розетку

Обновлено: 28.04.2024

Как начертить розетку для резьбы по дереву

Ниже приводятся методы деления ок­ружностей на различное количество равных частей. Освоив их, вы можете самостоя­тельно создавать 10-ки собственных розеток.

От того, сделаете вы тот либо другой эле­мент выпуклым либо углубленным, зави­сит очень почти все. Время от времени разница бывает поразительной: просто не верится, что в базе настолько различных розеток лежит один узор.

  • Поставьте иглу в точку 2 и, не меняя раствора циркуля, отметьте точки Б и В.
  • Проведите полосы от точки 1 к точкам А, Б и В. Эти полосы поделят окружность на три равные части.
  • Если вы соедините линиями Ас, Б, Б с В и В с А, то получите равносторонний треугольник.

Поделить окружность на три равные части можно при помощи транспортира сделав на ней отметки через каждые 120 градусов.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Чтоб отыскать точки А иБ, произвольно повысьте раствор циркуля. Поставьте иглу циркуля по очереди в точки 2 и 3 и начертите фото резьба художественная по дереву недлинные дуги, пересекаю­щиеся за пределами окружности.

Поделить окружность на четыре равные части можно при помощи транспортира, сделав на ней отметки через каждые 90 градусов.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Чтоб отыскать точки АиБ, произвольно повысьте раствор циркуля. Поставьте иглу циркуля по очереди в точки 2 и 3
  • При помощи линейки соедините точки А иБ. Сделайте отметку на окружности в точке В.
  • Уменьшите раствор циркуля до перво­исходного и поставьте его иглу в точку 2. Отметьте на окружности точки Г и Д.
  • Проведите линию, соединяющую точ­ки Ги Д. В месте ее скрещения с крути­кальной линией отметьте точку Е.
  • Поставьте иглу циркуля в точку Е, а грифель &mdash фото резьбы по дереву ручной работы; в точку В. Проведите дугу до скрещения с вертикальной линией. В месте скрещения отметьте точку Ж.
  • Поставьте иглу циркуля в точку В, а грифель — в точку Ж. Не меняя раство­ра циркуля, разделите окружность на 5 равных частей.

Поделить окружность на 5 равных частей можно при помощи транспортира, сделав на ней отметки через каждые 72 градуса.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Не меняя раствора циркуля, поставьте его иглу в точку 2 и отметьте точки 3 и 7 либо просто начертите дугу от точки 3
  • Поставьте иглу циркуля в точку 3 и отметьте точку 4 либо просто начертите дугу от точки фото узоров для резьбы по дереву 4 до точки 2.
  • Продолжайте ставить иглу циркуля в каждую новейшую полученную вами точку, пока не окончите викинг резьба по дереву построение шестиконечной розетки.

Поделить окружность на 6 равных частей можно при помощи транспортира, сделав на ней отметки через каждые 60 градусов.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Не меняя раствора циркуля, поставьте его иглу в точку 2 и начертите недлинные дуги, пересекающие окружность в точках А и Б.
  • Проведите линию, соединяющую точ­ки А и Б. В месте ее скрещения с крути­кальной линией отметьте точку В.
  • Поставьте иглу циркуля в точку В, а грифель — в точку Б. Не меняя раствора циркуля, разделите окружность на семь равных частей.

Поделить окружность на семь равных частей можно при помощи транспортира, сделав на ней отметки через каждые 51,5 градуса.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Чтоб отыскать точки AиБ, произвольно повысьте раствор циркуля. Поставьте иглу циркуля по очереди в точки 2 и 3 и начертите недлинные дуги, пересекаю­щиеся за пределами окружности.
  • Проведите линию, соединяющую точ­ки А и Б. В местах ее скрещения с окружностью отметьте точки 4 и 5.
  • Произвольно уменьшите раствор циркуля, поставьте его иглу по очереди в точки 2, 3, 4 и 5 и проведите корот­кие дуги, пересекающиеся вне окруж­ности винтообразная резьба дереву.
  • Полосы, соединяющие точки В и Е, Г и Д, А и Б, делят окружность на восемь равных частей.
  • Начертите две перпендикулярные друг дружке полосы — горизонтальную и крути­кальную (красноватые полосы на рисунке).
  • Поставьте иглу циркуля в точку их скрещения и начертите четыре окруж­ности. Радиус первой окружности — при­мерно 7 мм, 2-ой — 22 мм, третьей — 45 мм, четвертой — 80 мм.
  • Разделите внешнюю (четвертую) окружность на 12 равных частей (голубые отметки на рисунке).
  • Перенесите отметки на вторую и третью окружности (зеленоватые отметки на рисунке).
    • Разделите окружность на 6 равных частей, а потом проведите линию, соеди­няющую фото наличников из резьбы по дереву точки 2 и 3.
    • Чтоб отыскать точки А и Б, произвольно повысьте раствор циркуля. Поставьте иглу циркуля по очереди в точки 2 и 3 и начертите недлинные дуги, пересекаю­щиеся за пределами окружности.
    • Уменьшите раствор циркуля до перво­исходного и разделите окружность на двенадцать равных частей, начиная от точки А.

    До того как делать чертеж на древесной породе, потренируйтесь на бумаге. Для вас понадо­бится циркуль с грифелем М либо 2М, лекало с набором окружностей во сне резьба по дереву и круглые лекала. Поперечник розетки равен пример­но 19 см.

    • Начертите лепестки меж третьей и 2-ой окружностями (красноватые лепестки на рисунке). Это можно сделать с помо­щью круглого лекала поперечником 3,8 см.
    • Разделите на двенадцать частей пер­вую, самую небольшую окружность. Направьте внимание, отметки на ней рас­положены строго меж осями отметок на других окружностях.
    • Начертите лепестки меж фото резьба по дереву художественная 2-ой и первой окружностями при помощи круг­лого лекала (карие лепестки на рисунке). Всего в розетке должно полу­читься 36 лепестков.
    • При помощи линейки найдите центр лепестка первого (наружного) ряда. Поставьте иглу циркуля в центр окруж­ностей. Проведите через найденную точ­ку новейшую, чуть приметную окружность (синяя пунктирная линия на рисунке). Таким же образом проведите окружность в следующем ряду лепестков.
    • В центре каждого лепестка начерти­те ромб. Чтобы размеры ромбов были одинаковыми, делайте циркулем витой резьбы на дереве вспомогательные отметки внутри лепе­стков.
    • Отметьте центры дуг между лепестка­ми первого ряда. Они расположены на одной оси с лепестками третьего ряда (красная пунктирная линия на рисунке).
    • Из отмеченных точек проведите внеш­ние дуги (желтые дуги на рисунке). Обра­тите внимание, из одной точки нужно провести две дуги. Расстояние между ними должно быть равно 2 мм. В этом случае оптимальные радиусы дуг 30 и 32 мм.
    • Далее начертите лепестки, отмечен­ные на рисунке красными стрелками. Воспользуйтесь для этого круглым лека­лом. Диаметр лекала выбирайте на свое усмотрение.
    • Наконец, начертите лепестки, отме­ченные на рисунке синими стрелками. Эти лепестки должны быть немного меньше предыдущих.
    • Теперь, когда с черчением поконче­но, можно приступать к резьбе. Эта розетка фигурная резьба по дереву инструмент замечательно выглядит как покры­тая, так и не покрытая морилкой.
    • Помните, розетки из пересекающих­ся окружностей можно вырезать разными способами, и результаты при всем этом тоже будут разными.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Как рисовать розетку

    В процессе обучения студентов художественных училищ широко используется рисование объектов с натуры. Одни из самых удобных моделей для этого – гипсовые розетки, капители и другие архитектурные детали, так как они обладают четкой структурой и рельефностью форм. Создание качественного изображения гипсовой розетки невозможно без соблюдения определенной последовательности действий.

    Как рисовать розетку

    Статьи по теме:

    • Как рисовать розетку
    • Географическая карта в интерьере. Пять простых идей
    • Гипсовые 3D панели в интерьере квартиры

    Вам понадобится

    • - карандаши разной плотности;
    • - плотная бумага хорошего качества.

    Инструкция

    Начните рисование гипсовой розетки с очерчивания прямоугольной плиты, для этого отметьте общую форму, нижние, верхние и боковые границы. Также определите размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в пространстве. Учтите, что от правильности определения плиты во многом будут зависеть ракурс и пропорции розетки.

    Наметьте линии симметрии, они будут являться базовой основой рисунка. Затем, в зависимости от формы розетки, постройте основные линии орнамента, например, очертите круг, ограничивающий листья. Заключите в него правильный многоугольник (количество углов зависит от количества лепестков). Отметьте точками все основные узлы элементов. Если розетка находится под углом, располагайте все фигуры пропорционально с учетом перспективы.

    Легкими полупрозрачными линиями прорисуйте основные линии конструкции, крупные лепестки и листья. Тщательно чертите даже невидимые линии, так как малейшая ошибка приведет к нарушению хода построения рельефа орнамента и искажению готовой розетки. Создайте общий силуэт, при этом обратите внимание, чтобы все части были пропорциональны по отношению друг к другу.

    прорисовка основных деталей

    Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами условно отметьте основные пятна теней.

    Постепенно «обрубайте» все лишнее и добавляйте мелкие детали. Получите максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняйте рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.

    добавление мелких деталей

    Приступайте к созданию тонового решения рисунка. Ни в коем случае не заштриховывайте все подряд, иначе вы разрушите впечатление объемности розетки. «Лепите» форму при помощи штрихов, прокладываемых по направлению поверхности. Обратите внимание на соответствие степени освещенности на рисунке и настоящей розетке. Не задерживайтесь долго на одной части, старайтесь работать одновременно над всей композицией, чтобы общая плотность штриховки была примерно одинакова на всем изображении.

    Окончательно проработайте все детали. Отойдите от рисунка на некоторое расстояние и постарайтесь увидеть его и натуру одним взглядом. Не допускайте пестроты, старайтесь верно передавать цветные оттенки в черно-белом рисунке, для этого установите связь между тонами, сличайте их по светлоте и насыщенности.

    Как правильно рисовать розетку

    Художественный фонд имени Астальцева В.В.

    Розеткой называется орнаментальный мотив в виде круглого стилизованного цветка с одинаковыми лепестками. У нее несколько осей, пересекающихся в центральной точке. Четыре лепестка розетки с чашечкой в середине положены на ромбовидную поверхность.

    Чтобы изобразить розетку во фронтальном положении, впишем ее в квадрат. Центр диагоналей квадрата совпадает с центром розетки. Через центр проведем прямые, параллельные сторонам квадрата. Ориентируясь на них, наметим формы и размер чашечки цветка, лепестков, мелких деталей.

    Намеченную в общих чертах карандашом на бумаге розетку сравним с натурой, после чего прорисуем каждую ее деталь, каждую форму, каждый лепесток.

    Прорисовав розетку в деталях, уточнив ее построение, сравнив все пропорции и соотношения частей, перейдем к светотеневому решению.

    Одним тоном проложим все главные тени. Розетка уже будет иметь некоторый объем. Снова сравним ее с натурой и уточним форму. Наносим самые темные тени, затем полутона, свет, блик. Светом и тенью выявляем форму каждой детали.

    В конце работы обобщаем рисунок. Все время свою работу сравниваем с натурой, добиваясь реалистического изображения розетки.

    После рисования гипсового симметричного орнамента можно приступить к рисованию гипсового асимметричного орнамента.

    На гипсовой плите прямоугольной формы рельефно изображена стилизованная ветка со стеблем, завитым в своеобразную спираль, с листьями, сначала повторяющими движение стебля, а затем отклоняющимися в сторону от него.

    Нравится Показать список оценивших

    Художественный фонд имени Астальцева В.В.

    Нравится Показать список оценивших

    Художественный фонд имени Астальцева В.В.

    Плита расположена на стене вертикально. Освещение орнамента контрастное, с левого верхнего угла, наша точка зрения — чуть слева от объекта изображения. Мы видим плиту в небольшом ракурсе.

    Прежде всего найдем композиционное расположение гипсовой плиты на листе бумаги. Затем построим гипсовый орнамент.

    Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее верхнему краю.

    Построим гипсовую плиту на листе бумаги, учитывая законы линейной перспективы. Так как плита висит на стене ровно, ее вертикальные стороны будут изображаться вертикальными, только та сторона, которая ближе к нам, будет большего размера, а та, что дальше — меньшего. Горизонтальные стороны нужно изобразить чуть сходящимися к линии горизонта. Проверим отношение высоты плиты к ее ширине. Способом визирования можем проверить как направление верхней и нижней сторон гипсовой плиты, так и пропорциональные соотношения вертикальных и горизонтальных размеров гипсовой плиты.

    На изображенной плите намечаем гипсовый орнамент. Определим середину плиты, проведя диагонали.

    Через полученный центр проведем две линии — вдодь и поперек плиты, разделим ее на две части по вертикали и на две по горизонтали, чтобы точно выполнить рисунок орнамента.

    Ориентируясь на вертикальную и горизонтальную линии, а также на края плиты, наметим крайние точки расположения орнамента, после соединения которых получим общий контур. В него будем вписывать орнамент.

    Наметим сначала линию стилизованного стебля, .затем самую крупную деталь — завиток, а затем стилизованные листья. Сначала наметим рисунок в общем виде, все время сравнивая пропорции деталей орнамента между собой и с целым, затем прорабатываем рисунок деталей и сравниваем изображение с орнаментом.

    Все время уточняем построение орнамента, его расположение на гипсовой плите, выявляем характерные формы. После проверки и уточнения построения орнамента переходим к светотеневому решению рисунка. Выберем масштаб отношений света и тени, определим самый темный и самый светлый тон в диапазоне, в котором будем работать. Легкими штрихами наметим теневую часть рисунка: тень падающую и тень собственную. Затем на него нанесем полутон, оставив нетронутыми самые светлые места орнамента, уточним градацию тоновых отношений. Проработаем каждую деталь орнамента тоном, выявив ее объем.

    Все время сравниваем изображение и натуру, ставя рисунок ближе к гипсовому слепку, и добиваемся его реалистического воплощения на бумаге.

    Учимся рисовать орнаменты: Рисование гипсовой розетки

    Рисование гипсовой розетки 1.jpg

    В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или (чаще) из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках.

    Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед студентами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.

    Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

    Рис. 93

    Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Студентам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

    При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

    Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются.

    Рисование гипсовой розетки

    Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

    Рис. 94

    Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

    Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

    Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

    Несимметричные орнаменты (рис.95) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

    Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей (см. рис.92). На рисунках этой капители можно увидеть, как в определенном порядке расположены лепестки листьев аканта, волюты, различные завитки. При изображении подобных сложных капителей прежде всего следует постараться понять их конструктивную сущность, основу, составляющую общую форму. Ее, как правило, составляет либо усеченный конус, либо усеченная четырехгранная пирамида, направленная широким основанием вверх. Ее верхний элемент - абака, представляет собой плиту сложной конфигурации, в основе которой лежит квадрат. Это хорошо прослеживается при рассмотрении плиты в плане (сверху), когда все острые углы одинаково удалены от центра. Для построения таких капителей необходимо понять, что они, как и остальные, относятся к телам вращения. Поэтому построение следует начинать со средней линии - оси симметрии, так же, как при построении дорической и ионической капителей.

    Рисование гипсовой розетки

    Рисование гипсовой розетки

    Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов.

    Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

    Рисование гипсовой розетки

    Рис. 94

    Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

    Рисование гипсовой розетки

    Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

    Несимметричные орнаменты (рис.95) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

    Рисование капители коринфского ордера

    Рис. 92 Рисование капители коринфского ордера

    Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей.

    Нарисовать орнамент карандашом

    В художественных училищах обязательно обучают созданию гипсовых розеток и других архитектурных деталей, т.к. они обладают четкой структурой и объемом.

    построение гипсовой розетки


    Цель рисования – это развитие навыков построения геометрических тел и передача формы и объема при помощи светотени.
    Рисование гипсового орнамента – переход от изображения базовых геометрических фигур к более сложным формам различных предметов. Хотя у розетки нет такого глубокого объема, их изображение представляет определенную трудность за счет своей поверхности, что создает новый опыт для начинающих художников. Такой орнамент учит передавать форму фигур с дополнительными деталями. На первом этапе модель рисуется отдельно в пространстве, после чего можно приступать к рисованию орнамента в интерьере.

    Последовательность выполнения работы не отличается от этапов изображения геометрического тела. Для упрощения задачи модель лучше разместить на поверхности стола вертикально, а не вешать на стену.

    Первый этап — расположение модели на листе бумаги. Рисование начинается с плиты, после чего обозначается общая форма и каркас, и видимые границы. После определения размера и расположения плиты, намечается центральная ось, которая послужит ориентиром для всей работы. После проводятся линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательные, которые обозначают отдельные элементы. От верного определения размера плиты будут зависеть пропорции самого рисунка.

    розетка


    Чтобы проследить ход выстраивания рельефа и его высоту, нужно наметить легкими, еле заметными штрихами все формы составляющих элементов. После определения основной выступающей части орнамента можно переходить к выявлению самых крупных деталей, а затем переходить к более мелким. При изображении малых элементов орнамента не стоит упускать из вида крупные детали, учитывая пропорцию между всеми составляющими.

    Если орнамент симметричной формы, то первоначально нужно разметить детали по обе стороны от центральной оси. Несимметричные орнаменты более трудны в исполнении. Отталкиваться следует от характера формы. Следует также правильно соотносить размеры составляющих элементов между собой. Вспомогательными линиями обозначаются размеры орнамента.
    Определив конструкцию формы орнамента и ее составляющие, можно приступать к определению тональных границ. Каждый штрих должен помогать в передаче объема. Чем точнее будет передана светотень, тем точнее получится работа.

    как рисовать гипсовую розетку

    Для начинающего рисовальщика передача светотени и выделение с ее помощью объема – ценный опыт, который поможет в более четком изображении реальных предметов любой формы.

    На начальном этапе лучше выбрать плоский орнамент с небольшим объемом, по мере повышения мастерства, в качестве модели уже выбираются более рельефные орнаменты.

    На художественных курсах К.Э. Арутюновой вы научитесь выполнять подобного рода задания. По мере совершенствования навыков рисования, вы постепенно перейдете от простых орнаментов до сложных рисунков ассиметричной формы с выступающим рельефом. Занятия помогут в короткие сроки освоить необходимые навыки рисования объектов с натуры.

    Коллекция книг о живописи и искусстве

    Николай Николаевич Каразин - Зимний день

    В упражнении по рисованию гипсового орнамента вы продолжали практически изучать основы изображения объемной формы и еще раз убедились в том, что форма выявляется и выражает свои материальные свойства с помощью света.

    Новое задание, которое вы выполните, преследует все те же цели, что и раньше: приобщить вас к методически правильному способу рисования, умению смотреть на натуру, частное увязывать с общим, совершенствовать технические навыки владения карандашом и т.д.

    В качестве натуры берется сложная архитектурная деталь — розетка из листьев аканта (орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка).

    Первое впечатление от гипсовой модели данной розетки произведет в сознании сумбур восприятия, так как форма предмета для вас необычна. Сначала присмотритесь к натуре и не сразу, но постепенно вы станете воспринимать ее логику и привлекательность. Вы заметите, что розетка напоминает какой-то фантастический растительный мотив, состоящий из листьев незнакомого растения — аканта, разумеется, стилизованного. Затем обратите внимание на шарообразный плод, поместившийся в углублении между акантовыми листьями. Все детали плода композиционно объединены со всем обликом розетки. Плод отдаленно повторяет форму самой розетки.

    Гипсовая копия розетки, которую предстоит рисовать, выполнена исключительно для графического изображения. В прошлом веке неизвестный итальянский скульптор изваял розетки по заказу одной из европейских художественных академий для рисовальных классов. В то время новые формы изобразительного искусства вели борьбу с отживающей рутиной, догмами классицизма, господствующими в живописи, архитектуре и других видах искусства. Скульптор хорошо знал древнегреческие классические формы и привнес часть их в заказанную модель.

    Непосредственно перед началом работы по рисованию розетки сделайте компоновочный эскиз, в котором поищите вариант построения конструктивной основы формы гипсовой модели. Пользуясь эскизом, начните выполнение рисунка.

    Намечая силуэт общей формы, определите сразу на бумаге ракурс, в котором находится натура. Поскольку ее подвешивают к стене, горизонт будет высоким (перспективные изменения модели нужно учесть).

    Общая форма розетки напоминает блюдо. Наметив пересекающиеся вспомогательные прямые — вертикальную и наклонную к горизонту, легко очертите круг, повинующийся перспективным закономерностям, условно ограничивающий края акантовых листьев. Затем посмотрите на четыре диагонально размещенные в промежутках между листьями растительные формы — вы увидите, что они как бы заключены в углы квадрата. Наметьте этот квадрат в пропорциональном отношении к кругу.

    Теперь ваш взгляд устремляется к шарообразному плоду в центре розетки. Диаметр его по размеру относится к внешнему диаметру розетки в пропорциях «золотого сечения», которые встречаются в формах розетки еще несколько раз. Предположить, что скульптор знал об этих пропорциях, не составит труда на примере этой модели, но если даже отбросить такую мысль, иные размеры, иные соотношения выглядели бы негармонично. Наш глаз — строгий судья, различающий как привлекательное, так и отталкивающее.

    Листья аканта в натуре плавно изгибаются, и в рисунке следует показать невидимую границу изгибов в виде еще одного перспективного круга. Самый маленький круг — выступающую сердцевину плода — тоже не забудьте наметить. Итак, на бумаге образовались очертания, общая форма которых напоминает глубокую коническую тарелку (рис. 27).

    Рисунок 27

    Затем конкретизируют общие очертания частей розетки, но не начинают с отдельного контура составной части, а размещают все четыре листа в их соотношении друг к другу. Если посмотреть только на листья аканта и сопоставить их расположение, сразу станет виден как бы крестообразный характер формы. Следовательно, придерживаясь перспективного изображения, проведите прямые линии, служащие общими силуэтами всех листьев. Это сразу конкретизирует общий облик, намечаемой формы розетки (рис. 28).

    Вслед за этим продолжите работы над детальной наметкой формы частей, проложите необходимые пятна теней, разумеется, пока чисто условные, создавая более понятное изображение, ориентирующее на дальнейшую конкретизацию уже более мелких форм розетки.

    Получив на стадии «обрубовки» формы объемность рисунка, постарайтесь сохранить это впечатление до конца изображения розетки. Полагаем, что вы не загрязнили рисунок множеством «поисковых» следов карандаша, намечали линии легко и свободно. Рисунок сейчас должен выглядеть таким, что над ним можно еще долго работать (рис. 29).

    Рисунок 28

    Рисунок 29

    Тоновое решение изображения розетки с акантовыми листьями зависит от того, как вы справитесь со сложностями накопления штрихового слоя карандаша.

    Уже неоднократно упоминалось о том, что неграмотная или скорее безразличная моделировка формы тоном разрушает впечатление объемности рисуемого предмета. Форма в рисунке должна «лепиться» штрихами, прокладываемыми по направлению ее поверхностей, и любое нарушение этого правила ведет к неудаче, а от нее к неуверенности в своих возможностях. Все участки изображения неминуемо требуют моделировки формы, исключая в тоновом рисунке лишь те, где поверхность нуждается в передаче бликов и самых ярких мест.

    Построив конструктивную основу формы розетки, вы концентрируете внимание уже на тоновое состояние натуры. Оно пока сложнее по сравнению с тем, что вам приходилось делать до сих пор. Но по сравнению с дилетантами (любителями) вы значительно ушли вперед, многое узнали и практически воплотили в своих рисунках. Дилетант, получив задание нарисовать розетку, не стал бы мудрствовать, а аккуратненько скопировал контуры всей модели и оттушевал их у краев, нисколько не заботясь о соответствии освещенности в натуре и рисунке. А для вас все должно быть иначе, т.е. правильно и грамотно.

    На завершающем этапе рисования розетки проработайте детали всей формы, не допуская долгой задержки над какой-то одной. Такое постепенное моделирование тоном помогает все время видеть весь рисунок, т.е. последовательное наполнение изображения плотностью штриховки держит общую тональность рисунка в необходимых границах.

    Последовательность в моделировке, «лепке» формы тоном, когда ни один участок изображаемой модели не проработан до конца, помогает вам избежать пестроты, разрушающей целостность изображения.

    Выполняя рисунок подобным образом, вы имеете возможность сравнивать тональность изображения с общим тоновым состоянием натуры. Для этого иногда отходите от рисунка на определенное расстояние, позволяющее охватить взглядом и рисунок, и натуру.

    Следите за различием в полутонах, но не допускайте того, чтобы оно «запестрело». Если не следовать системе в наблюдении натуры, когда рисующий долго рассматривает какую-либо деталь, зрение обладает свойством несколько «искажать» восприятие и уводить от верности в передаче полутона. Ведь мы обладаем прежде всего цветовым зрением, а изображение создаем черно-белое.

    Последовательность проработки формы тоном допускает возможность в ходе работы устанавливать в натуре самые светлые и самые темные градации светотени и держать их в поле зрения. Если в изображении вы не будете определять от них производные, пропорциональные отношения, то законы контраста, действующие при искусственном освещении гипсовой модели особенно активно, приведут к механически повторяемым ошибкам в изображении.

    Тоновое изображение в рисунке заключается не в изолированном копировании того или другого участка, а в установлении связи между теми тонами. В каждом рисунке руководствуйтесь методом сравнении, сличайте тона по их насыщенности и светлоте. Старайтесь всегда тренировать зрение, приучая его схватывать в натуре не узкий участок, а более широкий, с тем чтобы только путем сравнения делать вывод о том или ином характере тона.

    Чтобы рисунок розетки соответствовал натуре, мало учесть и соблюсти требование светотеневой проработки изображения. Нужно также разнообразить приемы технического исполнения работы карандашом. Рецептов здесь предписать нельзя, ибо у каждого человека свое чувство, умение видеть натуру, понимать ее, свое желание добиться верной передачи тоном материальных свойств предмета (фактур его поверхности).

    При завершении любого рисунка всегда необходимо итоговое обобщение (рис. 30).

    Читайте также: