Как правильно называется люстра в храме
Обновлено: 01.05.2024
Как называется церковная люстра
ПАНИКАДИЛО (от греческого poly - много и kandela - свеча) , в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад. В 20 в. свечи паникадило часто заменяются электрическими лампочками.
По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освященных благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.
Хорос
Хоросом ( от древнегреч. χορός — круг, хор, хоровод) называется люстра (паникадило) особой формы, освещающее православный храм. Оно представляет собой обруч, на котором закреплены светильники.
Особенности и варианты конструкции
Чаще всего хоросы делают довольно большими: их размер может быть сопоставим с диаметром центрального барабана храма. В отличие от обычного паникадила, хорос, как правило, подвешивают в храме достаточно низко. Благодаря этому экономится электроэнергия: освещается не столько подкупольное пространство, сколько нижняя часть храма, где находятся люди.
Особенности убранства
Как правило, хоросы довольно затейливо декорируются. Поскольку этот предмет храмовой утвари пришел к нам из Греции, на нем часто бывает можно увидеть двуглавого орла, который, как известно, украшал собой герб Византийской империи и по сей день является эмблемой Греческой Церкви. Нередко хоросы украшают иконами – полиграфическими или писаными и, конечно, крестами.
Материалы изготовления
В наши дни хоросы обычно изготавливают из латуни. Этот предмет церковного интерьера может быть изготовлен и из других металлов: меди, бронзы, чугуна. Встречаются и деревянные хоросы.
Из истории
Хорос считается самой древней формой главного светильника в христианском храме. Первые христиане рассаживались в круг в центре помещения. Это символизировало общность и равенство пред Богом всех членов общины. Место, где сидели верующие, и называли хоросом – кругом. Светильники также расставляли по кругу. Из этого обыкновения и родился обычай освещать храм большим подвесным светильником в виде обруча, на котором закреплены источники света – изначально масляные лампады. Хоросы были широко распространены в Византии, откуда они пришли и на Русь. В империи ромеев этот предмет церковного убранства обычно делали из меди или бронзы.
Символика
На Святой горе Афон и в некоторых других местах существует обычай вращать хорос во время богослужения. Это создает особую завораживающую атмосферу. Вероятно, данное действие призвано напомнить о быстродвижных ангельских силах в Небесном Царствии и о мерном ходе светил по небосводу. Для того, чтобы это было возможным, хорос подвешивают на особых цепях, позволяющих ему быть подвижным и, к тому же, выполняющих функцию пружин. Стоящий внизу монах с помощью длинного шеста приводит хорос в движение, а когда он закручивается до предела, цепи-пружины заставляют его крутиться в обратном направлении.
Круг – символ мироздания, а также вечности и равенства. Все эти смыслы присущи христианству, поэтому не удивительно, что главный светильник в храме традиционно имеет форму круга.
Наконец, хорос напоминает нам о небе, с которого льется на землю свет дарованных нам Создателем нерукотворных светильников – звезд.
Если хорос состоит из 12 щитков или несет на себе 12 светильников, это напоминает о 12 апостолах, которые просветили человечество проповедью Евангелия.
Как правильно называется люстра в храме
Люстра в церкви объединяет в себе несколько светильников разной конструкции и назначения. Самой большой люстрой в храме является паникадило - центральный светильник. Он украшен хрусталём, что помогает усилить свет свечей.
Для обычного прихожанина церковная люстра это ничто иное, как паникадило. До наступления XVII в. в России центральной люстрой во всех церквях назывался хорос, который выполнялся из металла или дерева и имел вид ориентированного горизонтально колеса со свечами или с лампадами. Хоросы в церкви подвешивались под куполом на цепях, либо крепились к боковым стенам.
Впоследствии более совершенным светильником в церкви стало паникадило. Оно вошло в церковный быт с XVII века. Церковные паникадила стали выполнять в том числе и многоярусными, ориентируясь при этом на отдельные числа – три, семь, девять, либо двенадцать. Но определенного значения для количества ярусов церковной люстры нет, ведь не существует и точного количества чинов у божественных небесных существ, чью иерархию символизирует ярусное размещение.
В церкви паникадило подвешивается под центральным куполом и имеет, как правило, больше двенадцати светильников. Но есть разновидности паникадила (именуемые поликандила). Они размещаются в боковых церковных приделах или в небольших приходах и имеют семь-двенадцать светильников. Внешне паникадило напоминает дерево, в котором от центрального ствола (или стержня) расходятся кронштейны со светильниками. Внизу паникадило венчает сфера, называемая золотым яблоком - оно как бы растет прямо под ветвями основы паникадила и символизирует собой плод небесной мудрости и благодати.
Получается, что конструкция паникадила объединяет достоинства всех высших чинов, принадлежащих к ангельскому воинству – Серафимов, Херувимов и Престолов. Каждое из церковных паникадил своеобразно по своей конструкции и структуре. Ярусные кольца могут быть украшены, например, орнаментом, состоящим из листьев, цветов и побегов, или фигурами ангелов и святых. При этом каждый из элементов конструкции несёт в себе сакральное значение и поэтому выполняется при работе особенно тщательно. На сегодня основным материалом при изготовлении церковных люстр служат медные сплавы (обычно бронза), а также хрусталь, слоновья кость, либо натуральный камень.
Производство и продажа люстр для церкви
Люстрам в храмах всегда отводится большая роль, ведь они являются источником света. В наших мастерских сегодня можно заказать люстры любого размера, которые обязательно станут достойным украшением храма или небольшой деревенской церкви. Опытные мастера готовы выполнить люстры из различных материалов, как по типовым проектам, так и по эскизам, нарисованных заказчиком. При создании мы большое внимание уделим качеству каждой детали, поэтому наши люстры прослужат долго, радуя прихожан своим изысканным видом и соответствием церковным канонам.
В нашей компании можно приобрести готовые церковные люстры, созданные самыми опытными мастерами. В их производстве использованы традиционные технологии литья, которые позволяют нам делать люстры, способные украсить большие храмы, часовни, небольшие деревенские церкви. Мы предлагаем покупателям люстры различных размеров, созданные с учетом канонов и традиций. Они рассчитаны на различное количество ламп, разные модели могут органично дополнять друг друга. Все люстры созданы на основе лучших образцов, которые украшают сегодня известные храмы нашей страны.
Паникадило
Паникадило (от греч.: πολυκάνδηλον – многосвечие) – это церковная люстра со множеством источников света. Как правило, оно несет на себе не менее 12 ламп.
Варианты конструкции и убранства
На протяжении столетий храмы освещали паникадила, в которых горели свечи и масляные лампады. В наши дни подавляющее большинство храмов освещается электричеством.
При этом паникадила сохранили свою традиционную форму. Как правило, они напоминают торжественную многоярусную люстру конической формы. Отличие от обычного «мирского» светильника – в наличии в убранстве паникадила креста.
Из Греции к нам пришли паникадила с хоросами – большими обручами, на которых укреплены светильники. Такой хорос может обрамлять традиционное паникадило или заменять его собой. На хоросах нередко располагаются иконы, иногда на них можно увидеть литые изображения ангелов, кресты и т.п.
В некоторых храмах Греции и других стран существует примечательный обычай вращать хорос во время богослужения. В частности, так делают на Святой горе Афон. По-видимому, это символизирует движение светил на небосводе, а также движение ангельских сил в Небесном Царствии.
Материалы изготовления паникадил
Наиболее распространены паникадила из латуни или бронзы, изготовленные в технике литья. Хоросы могут украшаться иконами – напечатанными полиграфическим методом или (реже) писанными. Старина знала деревянные хоросы, а также паникадила, выкованные из чугуна. В наши дни эта эстетика переживает свое возрождение.
Полезный совет
Приобретая латунное паникадило, следует обратить внимание на качество металла. Он должен быть достаточно толстым. Поскольку паникадило в храме находится довольно высоко, важно предусмотреть, чтобы оно как можно дольше сохраняло первоначальный блеск без дополнительной чистки. Поэтому предпочтительно выбирать латунные паникадила, покрытые защитным лаком.
Символика
Физический свет в христианском храме является метафорой Света Божественного – благодати Господней, а также Слова Божия, которое просвещает умы и сердца людей.
В наиболее торжественные моменты богослужения в храме зажигают все светильники – в знак того, что Небесное Царствие – это область света, где нет никакой тьмы.
В православном богослужении свет упоминается не однажды. На вечерне мы слышим песнопение, которое начинается словами: «Свете Тихий святыя славы Бессмертного Отца Небесного». Эти слова относятся ко Христу. В греческом Часослове эта песнь именуется светильничным (έπιλύχνιος) благодарением. Она восходит к древнему христианскому обычаю благодарить Бога, возжигая светильники в своих жилищах. В конце всенощного бдения в храмах звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Здесь речь идет о свете нового дня, дарованного нам Богом. Данный возглас появился в древности, когда всенощная служба, как и следует из ее названия, завершалась с рассветом.
Множество светильников (ламп), горящих на паникадиле, символизирует собрание христиан, каждый из которых призван освещать этот мир светом веры, любви и молитвы.
Что такое церковное паникадило и какое смысловое значение оно имеет в церкви
Русский классик Тургенев в своей повести: «Степной король Лир» перепутал обыкновенное кадило с паникадилом: «Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался».
Эта ошибка писателя вызвала много юмористических заметок со стороны его коллег. И действительно, написанное им выглядело очень смешным. Было забавно представить себе еле живого дьячка, который держит в своей руке огромное церковное паникадило.
На самом деле паникадило - это огромная люстра, которая освещает храм. Название этого прибора пришло к нам из Византии, греческое слово πολυκάνδηλον переводится на русский язык как «многосвечие».
Церковное паникадило может быть одноярусным и многоярусным. Есть очень сложные и красивые изделия, которые выполнены в виде многоярусной люстры с хоросом. Слово «хорос» также пришло к нам из греческого языка: χορός означает «хоровод». Хорос похож на обод колеса, именно эта форма многосвечника является древнейшей.
Кроме практического использования, свет в церкви всегда имел особое значение в богословском осмыслении. «Бог есть свет» (1Иоан.1:5) говорит Писание, об Иисусе Христе сказано: «Который обитает в неприступном свете» (1Тим.6:16).
Церковное паникадило полно светильников, которые включаются в особые торжественные моменты. Они знаменуют собой небесный, Божий мир, Церковь небесную торжествующую, многочисленное количество праведников, которые пребывают в Божьем свете. Это то торжество, к которому призваны верующие в земной Церкви Иисуса Христа, они призваны в Его славу, которая должна открыться в последние времена. Этот свет церковного паникадила напоминает о радостной надежде воссоединения живущих на земле со святыми.
Церковные светильники, в том числе и настенные бра, всегда символизировали собой свет невещественный, Христов. В храмах всегда допускалось ограниченное количество света и окна в архитектуре церкви не были источником света, а скорее созданием особой обстановки, которая могла отобразить жизнь человечества.
Функция света от бра не несет главной задачи осветить помещение, он должен создать обстановку, чтобы человек задумался о проникновении света Божьего во мрак и суету человеческой жизни. Он как бы особо подает надежду на то, что есть нечто лучшее, неземное, давая молящемуся надежду и возможность самому возжелать присоединиться к нетварному Божьему свету.
Богослужебные предметы
Богослуже́бные предме́ты — предметы, используемые при совершении богослужения.
Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).
Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него.
Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии.
Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.
Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами.
Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.
Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака.
Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа.
Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.
Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.
Дикирий (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении.
Дискос (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии.
Елей – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.
Жезл – богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию.
Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.
Кадило – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения каждения; 2) курящийся ладан ( Пс.140:2 ).
Кафедра (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для архиерея, устанавливаемое в храме.
Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Копие, которым вырезаются частицы из просфор символизирует орудие Промысла Божия.
Крест напрестольный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.
Ладан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.
Лампада (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян.
Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.
Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.
Плат – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике.
Плащаница – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. Также плащаница с изображением усопшей Божией Матери.
Покровцы – крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров.
Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).
Просфора (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.
Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима.
Семисвечник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.
Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.
Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.
Паникадила. Хоросы. Бра
Что нужно для освещения храма?
Паникадило – люстра для храма. От обычной люстры она, как правило, отличается тем, что украшена крестом, а иногда и другими священными символами и изображениями.
Из Греции к нам пришел паникадило-хорос. Хорос – это обруч, несущий на себе светильники. Он может обрамлять паникадило, либо заменять его собой.
В больших храмах обычно бывает несколько паникадил (центральное, и в приделах), а также бра на стенах.
Собственное производство
На нашем сайте Вы найдете все виды бра и паникадил, включая хоросы. Все они изготовлены в мастерских торгово-производственной компании ORTOX. Это позволяет нам гарантировать качество изделий и обеспечивать на них конкурентоспособные цены за счет отсутствия посредников.
Заказ и доставка паникадил
Оформить заказ Вы можете непосредственно на нашем сайте или позвонив нам по телефону в рабочее время.
Мы отправляем продукцию во все города России.
Вы можете выбрать доставку изделий до вашего храма (склада, дома и т.п.), либо до удобного вам пункта доставки. Также Вы можете забрать паникадило или бра на нашем складе в Костроме, предварительно позвонив нам.
Пресса о компании Рестамп
Церковная люстра (с французского lustre — блеск), по сути, мирское название, объединяющее в себе ряд церковных светильников разного назначения, способа крепления, символики, конструкции. Такое название вместо чисто церковной терминологии появилось с «легкой руки» французских мастеров, оснастивших церковный центральный светильник – паникадило – хрустальными украшениями, усиливающими свет свечей.
Различают боковые светильники лампадарии и канделабрумы, переносные лампионы, большое число разных форм напольных светильников, среди которых особое значение имеют древняя «вощаница» («тощая свеча», сегодня из дерева или металла), украшаемая искусным орнаментом изображений святых, лампады, устанавливаемые перед иконами, и, безусловно, семисвечник, располагаемый прямо за престолом в алтаре и символизирующий райское мировое дерево жизни.
Конструктивное исполнение каждого светильника чрезвычайно сильно связано с церковной символикой и обрядами. Так, «семь церквей, семь духов Божиих» и описание в Ветхом Завете определили количество свечей и стилистическую форму семисвечника. А сложные витые формы других светильников символизируют «ангельское воинство» и подчинены «высшей иерархии».
Для рядового мирянина церковная люстра это паникадило, или его более древняя форма – хорос. До XVII века в России центральной люстрой в церквях и храмах был хорос, выполняемый из дерева или металла в виде горизонтально ориентированного колеса с лампадами или свечами. Хоросы подвешивались на цепях под куполом церкви или крепились цепями к боковым стенам.
Более совершенным в контексте конструкции и символики стало прочно вошедшее в российские церкви и храмы с XVII века паникадило. Церковные паникадила выполняют одно- или многоярусными, придерживаясь при устройстве ярусных систем значимости отдельных чисел – один, три, семь, девять, двенадцать, хотя определенного значения количества требуемых в церковной люстре ярусов нет, поскольку «нет и точного количества чинов небесных существ…», иерархию которых символизирует ярусное размещение.
Паникадило устанавливается (подвешивается) под центральным куполом церкви и обычно имеет более двенадцати светильников, хотя есть его разновидности, называемые «поликандило», размещаемые в боковых приделах или небольших приходах, церквях и оборудуемые семью-двенадцатью светильниками. По форме паникадило напоминает дерево, от центрального ствола-стержня которого расходятся «растительного» вида кронштейны со светильниками, формирующие ярусную структуру. Снизу венчает паникадило сфера - золотое «яблоко», которое, как бы растет под ветвями паникадила и символизирует плод небесной благодати и мудрости.
Таким образом, в конструкции паникадила стараются объединить достоинства высших чинов ангельского воинства – Серафимов «пламенеющих, или горящих», Херувимов с их качественной чертой «обилия познания, или излияния мудрости», Престолов, возвышающихся «над всем дольним» и стремящимся «в горение».
Каждое паникадило уникально по структуре и конструкции. Кольца ярусов могут быть украшены, как орнаментом из листьев, побегов и цветов, так и фигурами святых и ангелов, причем буквально каждый элемент конструкции имеет сакральное значение и поэтому выполняется со всей тщательностью согласно существующему церковному представлению об оригинале. Основным материалом для изготовления церковной люстры сегодня продолжают оставаться сплавы меди (чаще всего бронза), хрусталь, слоновья кость или натуральный камень, заменившая воск и дерево при изготовлении символических фигур святых и ангелов.
Чаще всего на прочный металлический стержень, подвешиваемый к куполу церкви или храма, нанизываются изготовленные методом литья или ковки ярусы паникадила, а внизу традиционно располагают «золотое яблоко» из меди, которой придают эффектные цвета методами гальванического золочения или патинирования. Однако, хотя конструктивно паникадило может быть и несколько другим, что зависит от творческого потенциала разработчиков проекта, структурно оно выполняется в соответствии с установленными церковными канонами.
Работа по изготовлению церковных люстр чрезвычайно сложная, кропотливая, долговременная и требует не только практически идеального понимания церковной символики, но и четкого согласования действий разноплановых специалистов высшего уровня квалификации в своем профиле деятельности. Чаще всего священнослужители обращаются за помощью в создании уникального паникадила к специалистам ООО «Рестамп», на сегодняшний день лидирующего на потребительском рынке представителя петербургской школы декоративно-прикладного искусства и изделий из бронзы.
Что такое лампада, кандило и паникадило
Лампа́да — светильник, используемый в христианском богослужении. Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.
Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что в конечном счёте и переняли христиане.
В широком смысле лампада («лампадка») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.
Канди́ло (от греч. κανδήλα — лампада) — большой подсвечник, стоящий перед иконой в православном храме (этим словом также обозначают любой источник света в церкви — свечу, подсвечник, лампадку). Если на подсвечнике находится от семи до двенадцати свечей, он называется поликандилом, если их более — паникадилом; паникадила обычно подвешены в центре храма под куполом. Часто находящаяся в центре поликандила большая свеча делается не из воска, а из фарфора или металла (внутри пустая), и лишь сверху её, внутри, помещается металлическая или стеклянная лампадка с горящим в ней оливковым маслом. Это масло в некоторые дни на всенощных употребляется в монастырях для елеопомазания.
Паникади́ло (также всесве́щник , многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад (в последнее время — электрических лампочек). Паникадила бывают как одноярусные, так и многоярусные. Наиболее древние — это одноярусные хоросы, в виде обода колеса.
По церковному Уставу, при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.
Читайте также: