Как правильно называется люстра на машину

Обновлено: 03.05.2024

включенные люстры на машинах ДПС

Сезонное обострение.
Вопрос не сюда, нужно на сайт ГИБДД.

Приказ МВД РФ от 23.03.1999 г. No 210
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"23" марта 1999 г. No 210

Об утверждении Инструкции о порядке применения специальные световых и звуковых сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел внутренних войск МВД России


6. На транспортных средствах органов внутренних дел МВД России, имеющих специальную цветографическую окраску, при выполнении неотложного служебного задания специальный световой сигнал должен быть включен на всем пути следования автомобиля. В период с 7 до 23 часов в населенных пунктах и в любое время суток вне них одновременно со специальным световым сигналом должен быть включен специальный звуковой сигнал.

(ЭТО для любителей поспорить на тему имеет ли право ГИБДД использовать люстру без звукового сигнала)

8. Применение специальных световых и звуковых сигналов не освобождает водителей от ответственности за совершение по их вине дорожно-транспортных происшествий.

9. При проезде перекрестков, при обгоне транспортных средств, в том числе с выездом на полосу встречного движения, и в других случаях одновременное включение специальных световых и звуковых сигналов производится водителями заблаговременно в зависимости от конкретной дорожной обстановки. При необходимости проезда регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора водитель должен снизить скорость движения вплоть до остановки с целью обеспечения безопасности и убедиться, что другие участники дорожного движения восприняли специальные световые и звуковые сигналы и приняли необходимые меры предосторожности.


(А вот ЭТО подтверждает, что сирена без люстры НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ)

Люстра и ПДД. Штраф или лишение?


Много споров и вопросов по поводу можно или нельзя и что будет, если нельзя но поставить и пользоваться.
По своему принципу, установку «люстры» можно подвести под изменение конструкции. Аналогичных нарушений встречается в практике великое множество. Скажем, установка кенгурятника, установка или снятие всевозможных элементов, будь то багажник, бампер, пружины в подвеске.
Само по себе изменение конструкции, которое сказывается на безопасности, подпадает под запрет и наказывается согласно статьи 12.5 КоАП РФ, часть 1. Это минимальный штраф или предупреждение. Однако статья 12.5 КоАП РФ располагает куда более «изощренным» арсеналом средств наказания, если дело касается световых приборов или тормозной системы. Нас интересует вопрос по поводу света. Цитируем часть 3, все той же статьи. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Нашу «люстру» как раз и можно отнести к световым приборам, которые устанавливаются в нарушение «Основных положения по допуску…». Ведь в приложении к этому документу есть «Перечень условий и неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС». В нем встречается следующий пункт.
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
А фару прожектор установленную лишь по своему желанию, а не по конструкции ТС, как раз и можно отнести к таким световым приборам. Вот теперь статью 12.5 часть 3 можно применить вполне законно. Такое наказание аналогично, если водитель будет использовать не те лампы в световых приборах. Например вместо галогенных ламп использовать ксеноновые или светодиодные. В таком случае возможна также конфискация таких световых приборов.
Конфискация «люстры» (фары-прожектора) в случае нарушения ее установки:
-Конфискация «люстры» вполне законна, ведь статья 12.5 КоАП РФ допускает и даже предписывает такую меру ограничения использования светового прибора. Здесь главное соблюсти все формальности. А именно должен быть составлен протокол изъятия, а также изъятие должно производиться при двух понятых или на видеокамеру.
-Конфискация назначается судьей, на основании решения суда.
Исключения при установке люстры (фары — прожектора) на крышу:
Исключения для фары прожектора на крыше вполне возможны:
-Фара прожектор может быть установлена на машине со всеми соблюдениями норм закона. Возможно два варианта.
1) Если все предусмотрено штатно и серийно, но просто не было до поры времени установлено на машину.
2) Если наша фара прошла оценку на безопасность в составе данной машины, и на это есть заключение. Об этом сказано в главе V раздела 4 «Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию», а именно в п. 77:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

Можно ли ездить с «люстрой» на крыше машины, если отключить питание или закрыть чехлом?

Есть мнение, что если сделать отдельную проводку для питания фары на крыше или закрыть ее чехлом, то это не будет нарушением. Но это лишь мнение, закон не предусматривает таких отступлений. Если это уже есть и установлено, то и спрос само собой будет за такую самодеятельность.
Однако положение на сегодняшний день таково, что инспекторы ГИБДД, не особо озабочены поиском таких нарушителей и нарушений. А значит зачастую наличие такой «люстры», фары – прожектора на машине просто игнорируют.

Если «люстра» установлена законно, то как можно ее эксплуатировать?
Остается теперь сказать о правилах использование такой доработки на машине. Стоит взглянуть в ПДД, п. 19.6
Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.
То есть нельзя включать такую фару там, где вам заблагорассудиться. Это даже в том случае, если она установлена у вас законно. В противном случае могут выписать штраф по статье 12.20 КоАП РФ, за нарушение правил пользования внешними световыми приборами. Это предупреждение или минимальный штраф.

Можно ли заплатить штраф за «люстру» (фару — прожектор) на внедорожнике со скидкой
Здесь все будет зависеть от того, какую статью применит инспектор ГИБДД. Если он посчитает что это часть 1, статьи 12.5 КоАП РФ, хотя по нашему мнению это неправильно, то возможность заплатить штраф со скидкой есть.
Также если это нарушение правил эксплуатации фары, в случае если он установлена законно, то это статья 12.20 КоАП РФ. … здесь также есть возможность заплатить штраф со скидкой.
Такая своеобразная скидка для этих случаев действует согласно статье 32.2 КоАП РФ, в течение 20 дней с момента вынесения постановления, но не раньше, чем данные о штрафе попадут в базу данных ГИБДД.
Что же касательно незаконной установки блок фары на крушу, то есть так называемо «люстры», то это может привести к лишению специального права и конфискации фары. Лишение права и конфискация происходит по решению суда, согласно статьей 3.7 и 3.8 КоАП РФ.
В отдельных случаях конфискация по административным нарушениям может происходить без суда, это допускается статьей 243 ГК РФ. Но собственно не важно как будет конфискован предмет административного нарушения, главное что сделать это можно, причем вполне законно.

ИТОГ:
«Штраф за «люстру» на крыше внедорожника»
Могут ли выписать штраф за фару-прожектор на крыше?
Здесь несколько вариантов:
Ответ на этот вопрос не будет простым, но и пустословие без цитирования норм закона ни к чему. По своему принципу, установку «люстры» можно подвести под изменение конструкции. Аналогичных нарушений встречается в практике великое множество. Скажем, установка кенгурятника, установка или снятие всевозможных элементов, будь то багажник, бампер, пружины в подвеске. Здесь принцип такого нарушения следующий.
Само по себе изменение конструкции, которое сказывается на безопасности, подпадает под запрет и наказывается согласно статьи 12.5 КоАП РФ, часть 1. Это минимальный штраф или предупреждение. Однако статья 12.5 КоАП РФ располагает куда более «изощренным» арсеналом средств наказания, если дело касается световых приборов или тормозной системы. Нас интересует вопрос по поводу света. Цитируем часть 3, все той же статьи

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Нашу «люстру» как раз и можно отнести к световым приборам, которые устанавливаются в нарушение «Основных положения по допуску…». Ведь в приложении к этому документу есть «Перечень условий и неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС». В нем встречается следующий пункт.

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

А фару прожектор установленную лишь по хотению, а не по конструкции ТС, как раз и можно отнести к таким световым приборам. Вот теперь статью 12.5 часть 3 можно применить вполне законно. Такое наказание сродни тому, если водитель будет использовать не те лампы в световых приборах. Скажем вместо галогеновых ламп ксеноновые или светодиодные. Заметьте, что в этом случае возможна также конфискация таких световых приборов.

Конфискация «люстры» (фары-прожектора) в случае нарушения ее установки

Конфискация «люстры» вполне законна, ведь статья 12.5 КоАП РФ допускает и даже предписывает такую меру ограничения использования светового прибора. Здесь главное соблюсти все формальности. А именно должен быть составлен протокол изъятия, а также изъятие должно производиться при двух понятых или на видеокамеру.
При этом сама конфискация назначается судьей, на основании решения суда.

Есть ли исключения при установке люстры (фары — прожектора) на крышу

На самом деле исключения для фары прожектора на крыше вполне возможны. То есть фара прожектор может быть установлена на машине со всеми соблюдениями норм закона. Возможно два варианта. Это либо если все предусмотрено штатно и серийно, но просто не было до поры времени установлено на машину, либо если наша фара прошла оценку на безопасность в составе данной машины, и на это есть заключение. Об этом сказано в главе V раздела 4 «Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию», а именно в п. 77

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

Можно ли ездить с «люстрой» на крыше машины, если отключить питание или закрыть чехлом

Иногда можно встретить мнение, что если сделать отдельную проводку для питания фары на крыше или закрыть ее чехлом, то это не будет нарушением. Однако закон не предусматривает таких отступлений. Если это уже есть и установлено, то и спрос само собой будет за такую самодеятельность.
Однако положение на сегодняшний день таково, что инспекторы ГИБДД, не особо озабочены поиском таких нарушителей и нарушений. А значит зачастую наличие такой «люстры», фары – прожектора на машине просто игнорируют.

Если «люстра» установлена законно, то как можно ее эксплуатировать?

Остается теперь сказать о правилах использование такой доработки на машине. Стоит взглянуть в ПДД, п. 19.6

Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

То есть нельзя включать такую фару там, где вам заблагорассудиться. Это даже в том случае, если она установлена у вас законно. В противном случае могут выписать штраф по статье 12.20 КоАП РФ, за нарушение правил пользования внешними световыми приборами. Это предупреждение или минимальный штраф.

Можно ли заплатить штраф за «люстру» (фару — прожектор) на внедорожнике со скидкой

Здесь все будет зависеть от того, какую статью применит инспектор ГИБДД. Если он посчитает что это часть 1, статьи 12.5 КоАП РФ, хотя по нашему мнению это неправильно, то возможность заплатить штраф со скидкой есть.
Также если это нарушение правил эксплуатации фары, в случае если он установлена законно, то это статья 12.20 КоАП РФ. … здесь также есть возможность заплатить штраф со скидкой.
Такая своеобразная скидка для этих случаев действует согласно статье 32.2 КоАП РФ, в течение 20 дней с момента вынесения постановления, но не раньше, чем данные о штрафе попадут в базу данных ГИБДД.
Что же касательно незаконной установки блок фары на крушу, то есть так называемо «люстры», то это может привести к лишению специального права и конфискации фары. Лишение права и конфискация происходит по решению суда, согласно статьей 3.7 и 3.8 КоАП РФ.
В отдельных случаях конфискация по административным нарушениям может происходить без суда, это допускается статьей 243 ГК РФ. Но собственно не важно как будет конфискован предмет административного нарушения, главное что сделать это можно, причем вполне законно.

Вопрос-ответ по теме «Штраф за «люстру» на крыше внедорожника»

Вопрос: Могут ли выписать штраф за фару-прожектор на крыше?
Могут:
— если установлена незаконно, не предусмотрена конструкцией, то могут лишить прав;
— если используется не по ПДД, но установлена законно (серийно, штатно), то минимальный штраф или предупреждение.

Выбор и установка светодиодной люстры на крышу


Если вам дороги ваши нервы и вы не хотите тратить их на просмотре материалов в кривой версте сайта DRIVE2 или же материалы открывается не полностью или с ошибками, то вы можете посмотреть полную версию статьи на нашем сайте.

Сегодня мы расскажем вам о моделях светодиодных фар, предназначенных для установки на крышу, а так же об особенностях их подключения и монтажа. В тяжелых условиях эксплуатации штатного света автомобилей просто не хватает и вряд ли кто будет с этим спорить. Радикально улучшить головной свет на внедорожниках, грузовиках, вездеходах и другой спецтехнике помогут дополнительные фары на крышу.


Светодиодная балка на крыше Jeep Cherokee XJ

Светодиодная люстра — она же LED-балка предназначена для установки на любые движущиеся транспортные средства и должна использоваться только на участках дороги или бездорожья где нет других транспортных средств, т.к. световой поток от светодиодных балок очень большой с вероятность ослепления встречных водителей очень высока.


Давайте рассмотрим, на что же ставятся светодиодные люстры для освещения дороги или направления.

Люстра на внедорожники — наиболее классический пример установки светодиодных балок на крышу или экспедиционный багажник внедорожника. Установка дополнительного светодиодного света позволяет использовать ваш автомобиль для передвижения в условиях плохой видимости с большим комфортом.

Светодиодную балку можно установить на грузовики и спецтехнику, работающие в сложных условиях полярной ночи или крайнего севера. Использование светодиодных балок не только улучшает освещенность дороги, а так же позволяет сократить утомляемость водителя и повысить безопасность перевозок.

Так же LED балки рекомендуются для вездеходов, UTV, SSV работающих в условиях тайги и других труднопроходимых мест, где выбор оптимального пути является очень важным фактором. В противном случае в ожидании "эвакуации" можно провести не одни сутки. Именно поэтому дополнительный свет так же очень важен для гусеничных вездеходов и колесной техники.

Это далеко не полный список техники, на который рекомендована установка дополнительных светодиодных фар. Дополнительные фары требуются не только для движения вперед, но и для освещения рабочей зоны, так называемый рабочий свет. На нашем сайте есть специальный раздел — Фары для спецтехники, где подобраны оптимальные по габаритам и характеристикам фары, рекомендуемые для установки на такую спецтехнику как: погрузчики, эвакуаторы, лесовозы, трактора, комбайны, карьерные экскаваторы и самосвалы, грейдеры, строительные краны и прочую строительную, дорожную, сельскохозяйственную или коммунальную технику.


светодиодные балки на крышу внедорожника, led люстра

Теперь давайте рассмотрим вопрос того, как выбирать светодиодные фары для установки на крышу

Для получения качественной световой заливки мы рекомендуем использовать на крыше светодиодные фары-балки мощностью не менее 180 Вт.

Для подбора светодиодной фары для начала надо измерить ширину установочной поверхности (крыши). У нас в ассортименте есть 3 варианта широких светодиодных фар для крыши.

Данные модели выполнены на 3-х ваттных светодиодах американского производителя полупроводников — CREE. Серия дополнительных светодиодных фар LOYO CLASSIC является отличным решением для организации дополнительного светодиодного света на крыше внедорожника, пикапа, грузовика или вездехода, а так же любой другой техники.


Двухрядная фара LOYO CLASSIC 180 Вт,
ширина 800мм
Световой поток: 14400 Люмен, 60 светодиодов х 3 Вт

Световой поток: 19200 Люмен, 80 светодиодов х 3 Вт

Световой поток: 23000 Люмен, 96 светодиодов х 3 Вт

В зависимости от габаритных размеров вашего автомобиля мы рекомендуем выбрать одну из выше представленных светодиодных балок для установки на крышу. Света от одной такой балки будет более чем достаточно для комфортного передвижения в темное время суток.

Для тех потребителей, которые хотят получить максимум света и для кого бюджет имеет второе значение — можем предложить светодиодные балки серии LOYO MASTER. Эти потрясающие по светоотдаче LED фары выполнены на мощнейших, на сегодняшний день 10Вт CREE светодиодах. Таким образом, фара с меньшими габаритами, чем рассмотренные ранее может обеспечить еще больший световой поток за счет более мощных светодиодов.


LED балка, светодиодная фара на багажнике toyota

Заявленный заводом срок эксплуатации таких фар 30000 часов, что хватит более чем на 10 лет каждодневной эксплуатации. Влагозащищенность соответствует стандарту IP68. На фотографиях представлен пример установки светодиодных фар LOYO MASTER на крышу (багажник) TOYOTA FJ CRUISER.


установка светодиодной фары на люстру Toyota FJ Cruiser

За счет меньшего габарита таких фар их можно поставить в количестве от 2 до 4х штук и получить таким образом световой поток ДО 96000 ЛЮМЕН, что является колоссальной величиной.

У нас в ассортименте такие фары представлены самой мощной моделью 240 Вт


Мощность 240Вт, ширина 520 мм

Световой поток: 24000 люмен, 24 светодиода х 10 Вт

Выбирая эти фары вы получите действительно потрясающий по мощности свет. Светодиодные фары для крыши LOYO отличаются высокой надежностью и защитой от вибрационных нагрузок благодаря чему из можно устанавливать на любую технику. Светодиодные балки LOYO эксплуатируются в самых беспощадных условиях (температура от -45 до +40, высокая влажность) и стойко переносят работу в таких условиях.

Установка светодиодных фар на крышу и подключение

Для монтажа светодиодной люстры на крышу с фарами в комплекте поставляются крепления для установки на плоскую поверхность.


Если же ввиду особенностей конструкции транспортного средства или экспедиционного багажника вам необходимо закрепить фары к трубе багажника или каркаса, то у нас можно дополнительно приобрести необходимые для этого монтажные комплекты.
монтажный комплект установки светодиодных фар на трубу

В монтажный комплект для установки светодиодных фар на трубу входят 2 хомута, которые фиксируются на трубе, а так же крепятся к фаре. Наборы для монтажа светодиодной балки имеют различные размеры 23мм, 30мм, 37мм, 44мм, 55мм и позволяют закрепить любые светодиодные фары на багажнике или кенгурине внедорожника.

Подключение светодиодных фар дополнительного света к электросети автомобиля

Для подключения светодиодных фар у нас так же есть специальные наборы проводки.

проводка для подключения дополнительных фар, ПТФ, светодиодных


Набор проводки для подключения одной светодиодной фары включает в себя все необходимое, а именно: провод длинной 3.5 метра, кнопка с индикатором, реле, предохранитель. Все это объединено в одну цепь и позволяет быстро и без особого труда подключить светодиодную фары.

Комплект проводки для подключения 2-х и более светодиодных фар в отличие от предыдущего варианта имеет 2 выхода для подключения дополнительных фар.

Если у вас появились, какие либо вопросы светодиодных фар, то вы можете задать их нам любым способом, доступным в разделе КОНТАКТЫ и мы с радостью ответим на них.

Строим люстру!


Одним из непременных атрибутов настоящего внедорожника является люстра – фары дополнительного света, установленные на крыше автомобиля. В этой статье я поделюсь своим опытом в области «люстростроения». Казалось бы, чего там, чем мощнее и больше – тем лучше, но это вовсе не так, люстра созданная по этому принципу годится исключительно для распугивания других участников дорожного движения…

Зачем?
Это основной вопрос, ответ на который в первую очередь надо найти каждому, кто задумался о создании люстры. Вопреки распространенному мнению, красивая оптика на крыше Вашего автомобиля не добавит ему скорости, а только уменьшит ее. Если ваш ответ звучит: “Чтобы было” или “Для красоты” – тогда читать статью далее Вам смысла не имеет. Для всех остальных в этой главе мы расскажем, зачем же на самом деле нужна люстра на настоящем внедорожнике.

Мне очень часто приходилось сталкиваться с таким высказыванием: “На моем внедорожнике хороший головной свет и люстра не требуется” – по подобным ответам можно судить о том, что, скорее всего, человек вообще никогда не выезжал на бездорожье в темное время суток. Наверняка многие из вас сталкивались с ситуацией, когда выехав на проселочную дорогу, ехать по ней было страшно: головной свет от машины, находясь ниже уровня зрения водителя, образовывал за небольшими кочками и неровностями громадные неосвещенные участки дороги, которые издалека казались непроходимым бездорожьем, а на деле оказывались маленькими неровностями. Люстра, находящаяся на крыше, расположена над линией зрения водителя и освещает зону за неровностями. При свете люстры с места водителя, вся дорога оказывается ровно освещенной, без темных пятен.

Зоны освещенности

Но это еще не все, люстра оказывается незаменима еще в нескольких ситуациях. Одной из них является преодоление бродов и глубоких луж, поскольку в этом случае рекомендуется выключать головной свет: во-первых, холодная вода, попав на горячее стекло фары может привести к тому, что оно треснет; во-вторых, если фара не обладает 100% герметичностью, то вода может попасть внутрь (на ряде внедорожников это абсолютно штатная ситуация, и в фаре существуют специальные сливные отверстия). Если вода попадет на включенную лампочку, то последняя обязательно лопнет. Кроме того, нередки случаи, когда при прохождении брода или луж, фары оказываются под водой, и, зачастую, водитель на некоторое время оказывается в кромешной темноте. Такая ситуация, ставшая неожиданностью, на многих действует психологически негативно, и они допускают глупые ошибки: например, отпускают газ или вовсе давят в тормоз посреди лужи.


Преодоление брода с люстрой

При движении по серьезному бездорожью очень часто основная оптика бывает забросана грязью вплоть до полной неработоспособности. Моя практика показывает, что фары расположенные на крыше, страдают от грязи в гораздо меньшей степени и за одну ночную поездку не требуют более одного протирания, в то время как головная оптика бывает испачкана после каждого относительно серьезного препятствия на дороге. Не лишним на люстре бывает и рабочий свет, направленный по бокам и назад – он вступает в действие в тот момент, когда не Вы едете на машине, а она на Вас. Так же им бывает удобно пользоваться на стоянках.


пример загрязнения оптики

Фары дальнего света устанавливать на люстру следует лишь в последний момент – воспользоваться ими вам почти никогда не удастся, лишь на пустынных дорогах, где нет ни инспекторов дорожного движения, ни встречных автомобилей. Часто вы по таким дорогам ездите? Дальний на люстре нельзя параллелить с головным дальним светом – установленные на крыше фары запрещены к использованию на дорогах, а значит рано или поздно вы нарветесь на стража закона.

Подведу краткие итоги главы: люстра нужна для езды по проселочным дорогам и при борьбе с труднопреодолимым бездорожьем. Если вы такого не планируете, то и не тратьте деньги и бензин понапрасну!

Какие фары выбрать?


Фара дальнего света

Фары, предназначенные для освещения площадки вокруг автомобиля, имеют рифленое стекло, причем не только по вертикали, но и по горизонтали. Такие фары, как правило, называют фарами рабочего света, они имеют широкий луч, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости и создают равномерное световое пятно в непосредственной близости к автомобилю. При правильной настройке, зона охвата начинается непосредственно от борта, а отраженного света обычно достаточно, чтобы увидеть, куда зацепить хай-джек или где находится ниппель.


Фара рабочего света

Некоторые неопытные люстростроители в качестве фар рабочего света используют противотуманные. Бесполезная затея: противотуманная фара имеет характерную вертикальную рифленость, но абсолютно не имеет горизонтальной: в итоге создает широкий луч в горизонтальной плоскости и очень узкий в вертикальной. Они предназначены для установки как можно ниже к земле и на крыше от них толка нет: вы получите узкую полоску света на удалении от автомобиля – там, где этот луч расходится на необходимое расстояние по вертикали, он уже не имеет своей светосилы, т.к. сильно рассеян в горизонтальном направлении. В итоге, КПД от такой фары стремится к нулю, а ее свет, которым можно воспользоваться, на самом деле является паразитным — т.е. рассеянным из-за несовершенства оптики.

Фары, используемые для езды по бездорожью, фактически заменяют ближний свет автомобиля и должны создавать световое пятно на некотором удалении от автомобиля – примерно там, где заканчивает действие фара рабочего света. По номенклатуре такие фары тоже имеют название
фара рабочего света, но в джиперской среде за рабочим светом плотно закрепилось понятие, рассмотренное в предыдущей части главы. К сожалению, специфического названия для фар люстры, работающих в режиме ближнего света — нет. По внешнему виду такая фара напоминает фару дальнего света: прозрачное стекло без насечек, но пучок света, формируемый ею, значительно шире в обоих направлениях.


Фара ближнего света

Я пытался переделывать под эту задачу фары дальнего света, меняя положение лампы, относительно корпуса отражателя, но ничего толкового у меня не вышло – при нужной фокусировке пучок света теряет равномерность, образуются яркие и тусклые зоны.

К сожалению, на рынке представлено не так много светооптики для строительства люстр. Среди бюджетных производителей мне встречались только Wesemи Hella.

Ксенон или галоген?

Я категорический противник установки “колхозного ксенона” в фары головного света, но поскольку ездить по дорогам общего пользования с люстрой Вы все равно не будете, то этот вопрос снимается сам собой. Основным и единственным плюсом газоразрядных (ксеноновых) фар является их КПД – потребляют меньше, а светят ярче, но это вы, наверное, и без меня знаете, а вот о минусах продавцы предпочитают умалчивать.

Во-первых, ксеноновые лампы снабжены так называемым
блоком розжига. Как правило, провод от этого блока до лампочки не очень большой, а это значит, что их придется устанавливать вместе с фарами на багажнике. Блок вроде бы герметичен, но предназначен для установки в подкапотное пространство и в инструкции (по крайне мере, к тому комплекту, что приобрел я) было написано, что запрещается установка вне подкапотного пространства. Видимо, это как-то связано с воздействием внешней среды, поэтому пришлось устанавливать блоки в специальных коробках для электропроводки. Кроме того, что явилось для меня вообще фантастичным, на корпусе блоков розжига оказался “+” и монтировать их надо таким образом, чтобы исключить случайный контакт с массой. Возможно, это мне попался не очень удачный комплект, но будьте готовы к такому повороту событий.


Ксеноновая фара с блоком розжига

Температура света ксеноновых фар по сравнению с галогеном очень высокая (свет от них с голубоватым оттенком), это приводит к потере контрастности на освещаемом участке, он как бы “выбеляется”, теряя цвет и объем. Выбирая комплект ксенона следует брать с наименьшем индексом температуры света, вопреки сложившемуся популярному мнению о “крутости” голубого света фар. Еще один из минусов газоразрядных ламп – сильные радиопомехи на автомагнитолу и рацию.

Как ставить.

Чаще всего мы привыкли видеть люстру на передней планке багажника автомобиля, в которой фары стоят ровным красивым рядом и смотрят вдаль. Но есть несколько особенностей, которые обычно не учитывают ни производители экспедиционных багажников, ни те, кто на них вешает фары.

Какой бы ни была оптимальной конструкция отражателя и стекла фары, все равно часть света будет рассеиваться не туда куда нужно, и этот паразитный свет будет стремиться засветить капот Вашего автомобиля, а иногда и лобовое стекло, создавая на нем блики. Если засвеченный капот лишь только отвлекает внимание своим ярким светлым пятном, то при засветке лобового стекла управлять автомобилем вы не сможете вообще. Поэтому фары люстры ближнего и дальнего света необходимо устанавливать таким образом, чтобы фара не могла отбросить паразитный свет на капот и стекло. Этого можно достичь двумя путями: установив люстру подальше от переднего края крыши – тогда паразитный свет будет падать на крышу, но тем самым Вы уменьшаете полезную площадь багажника, либо, второй вариант – установить фары на специальный козырек, закрывающий капот и стекло от паразитного света.


Установка фар ближнего света на козырьке

Фары рабочего света должны создавать освещение как можно ближе к автомобилю, а в идеале даже засвечивать борта, поэтому, если вы установите их аналогично фарам ближнего или дальнего света, то работать они не будут, поскольку основная их зона будет обрезана крышей или козырьком. Устанавливать их следует как можно ближе к краю, и направлять немного вниз (примерно 20-30 град) и вбок (30-45 град). Оптимальная установка таких фар вообще под багажник, если позволяет место. Это, конечно, несколько испортит эстетический вид, но зато Вы получите максимальную отдачу.


Установка фар рабочего света под багажником


Установка фар рабочего света под багажником

Но и это еще не все. Фары нуждаются в защите, и не только от веток, но и от груза находящегося в багажнике. К сожалению, все производители багажников даже не задумываются об этом – им проще согнуть две трубы в прямоугольники и сварить их между собой, добавив пару площадок с отверстиями, а потом продавать под видом багажника, готового под установку люстры. Багажники, которые действительно сделаны для установки люстры, производятся исключительно под заказ, по чертежам.


Багажник с полкой для установки фар и защитой

Один из немаловажных факторов, о котором иногда забывают люстростроители – кабельный разъем: для того, чтобы при необходимости можно было отсоединить люстру и снять ее вместе с багажником без особых проблем. На данный момент оптимальным вариантом являются герметичные автомобильные разъемы. Приобретая их, смотрите на предельно допустимый ток – каждая лампочка 55Вт потребляет около 5 А. Поскольку фары на люстре ставятся, как правило, попарно, то Вам понадобятся разъемы мощностью 10А, а лучше 16А!

Так же, в джиперской среде пользуются популярностью так называемые “военные” разъемы – они действительно надежные, крепкие и герметичные, но, многие забывают все о том же максимальном токе, в результате разъем начинает сильно греться, что сопровождается потерей мощности и может привести к повреждению электроцепи. Военные разъемы не предназначены для силовых установок, поэтому при их применении следует использовать по несколько штырьков на один провод.

По техническим данным для 10А (две лампочки 55Вт) достаточно медного провода сечением 0.75кв., но я всегда ставил 1.5 кв. Не стоит забывать про массу, поскольку она одна для всех фар, следует использовать более толстый кабель как минимум 2.5 кв. или прокладывать для каждого плюсового провода отдельный массовый аналогичного сечения. Исключать массу из общего жгута проводов не рекомендую, даже если она есть на корпусе багажника в результате контакта с корпусом автомобиля. Со временем этот контакт может окислиться и люстра перестанет работать.

Самый оптимальный вариант прокладки кабеля к люстре – просверлить крышу и поставить электрический гермоввод (кабельный сальник), но далеко не каждый владелец спешит проделать дырку в крыше своего авто. В качестве аргументов “против” возникает некая призрачная надежда на то, что автомобиль будет когда-то продаваться. Могу посоветовать лишь одно – сесть и четко определиться относительно планов на автомобиль: как правило, уже спустя год эксплуатации внедорожника по назначению, сомнений по поводу необходимости просверлить дырку не возникает. В крайнем случае, всегда можно приобрести недорогую декоративную антенну и вставить ее в крышу в данном месте при продаже.

Если же вы так и не решились сделать отверстие, то для каждой из марок машин есть некие оптимальные варианты прокладки кабеля через технологические отверстия. Тут могу посоветовать зайти на форум по Вашей марке автомобиля и узнать там. Наверняка велосипед уже давно изобретен. Но доверять первому встречному решению сходу не стоит, как бы оно заманчиво ни было. Промоделируйте ситуацию, что произойдет, если ветка попадет под кабель. Надо минимизировать вероятность обрыва провода в этой ситуации. Кабель должен быть проложен таким образом, чтобы случайно попавшая ветка сломалась о силовую конструкцию багажника, например, его опору, а не конкурировала с прочностью кабеля. Примером такого неудачного, но популярного решения, является прокладка кабеля на автомобиле Нива через вентиляционное отверстие в задней стойке кузова.


Не правильная прокладка: случайная ветка может попасть под кабель и оторвать его.


Правильная прокладка: Ветка упирается в стойку багажника и ломается об нее не повреждая кабель.

Блок управления.

Наверное, Вы уже и без моих советов выбрали место для размещения кнопок включения люстры, но и тут я хочу сделать пару замечаний. Система включения должна быть хорошо защищена от случайного включения и должна быть яркая и четкая индикация включения люстры. Зачем? Ответ прост – днем не видно, включена ли у вас люстра или нет, и здесь есть шанс нарваться на неприятности на дорогах общего пользования. Часто происходили истории, когда дети или домашние животные включали дополнительное оборудование случайно. Иногда на кнопки нажимают перевозимыми грузами, сумками…

Для себя я решил сделать нечто типа предохранителя – дополнительная клавиша, которая включает подачу напряжения на управление люстрой, при этом имеет собственную яркую подсветку и подает индикацию на приборную панель (на индикатор противотуманных фар). Кроме того, эта кнопка расположена отдельно от основных кнопок управления люстрой, что исключает случайное нажатие сразу двух кнопок. Выезжая на бездорожье в темное время суток, я включаю ее и дальше спокойно работаю с люстрой, а если предохранительная клавиша останется включенной во время езды по дорогам общего пользования, то она обращает на себя внимание своей яркой индикацией. Аналогичный предохранитель ранее был сделан на управление лебедкой.

Не стоит заводить силовую цепь на кнопку – они не рассчитаны на большой ток, для коммутации следует использовать реле.

Куда и как подключать.

Если в блоке предохранителей нет свободных, к которым можно подключить люстру, то лучше установить дополнительный блок предохранителей. Недорогие решения продаются почти в каждом магазине автозапчастей, например, блок от Жигулей. Обязательно защитите каждую отдельную цепь своим отдельным предохранителем на 10-15 А. Не стоит ставить один предохранитель 40-50А на всю люстру сразу. Во-первых, он может не отработать, если утечка будет незначительная – это приведет к сильному нагреву места утечки, могут расплавиться разъемы, клеммы, корпуса и т.д. А во-вторых, если произойдет замыкание и предохранитель перегорит, то вы останетесь без всей люстры сразу, а не без одной зоны, к тому же будет затруднен поиск неисправности.

Если есть возможность, то цепь управления (кнопки, управляющие реле) и индикацию лучше тоже подключить через отдельный предохранитель на 5А. Запитать предохранители люстры лучше всего отдельным кабелем с аккумулятора – штатная проводка (даже силовая, которая запитывает весь блок предохранителей) не всегда рассчитана на добавление столь мощных потребителей, в некоторых машинах она и без того слабая. А вот уже на этот провод стоит установить мощный предохранитель на 50-60 А (такие существуют для иномарок), как можно ближе к клемме — это позволит не создавать дополнительных незащищенных цепей и, соответственно, не увеличивать риск пожара при неисправности.


Схема подключения типовой люстры с индикатором и предохранителем

Аккумулятор и генератор.

Зачастую, можно слышать такое мнение – раз поставил люстру, значит надо менять аккумулятор и генератор. Не торопитесь выкидывать круглую сумму денег, одна лишь только люстра не требует их замены. Как правило, приводятся расчеты: 6 лампочек люстры по 5 ампер – это 30 А, а надо еще головной свет питать – это еще 10 А, в Ваш генератор всего 55А! Один вопрос: люстра будет работать всегда на полную мощность? Конечно, нет! Такое большое количество фар на люстре предназначено для того, чтобы охватить все возможные направления, в которых может потребоваться свет, а одновременно будет работать всего только пара! Да даже если и 4, все равно это не превысит разумного потребления, если вы не собираетесь штурмовать полярную ночь.

Но контроль зарядки все равно нужен. Если в вашем автомобиле нет штатного прибора измерения напряжения бортовой сети, то советую обязательно им обзавестись. Кстати, подключать его надо тоже на клеммы аккумулятора отдельным проводом, поскольку это единственное место, в котором напряжение будет измерено правильно (естественно, через предохранитель). Это позволит Вам оперативно следить за уровнем заряда аккумулятора и вовремя узнать о чрезмерном разряде, если это вдруг произойдет.

Wesem или Hella.

Wesem, относительно недавно, стал поставлять на рынок фары ближнего света для люстры, а до этого в бюджетном сегменте альтернативы Hellaпросто не было. К сожалению, мы еще не устанавливали эти фары на наши внедорожники, но, как только будет возможность – обязательно сделаем сравнение. Пока же советовать их к использованию я не могу, но и отговаривать не буду: по заявленным характеристикам – соответствуют требованиям.

Что же касается фар рабочего света, то такой фантастической разницы, как заявлена на некоторых сайтах, специализирующихся по продажам продукции Hella, мною замечено не было. У Hellaровнее светораспределение, фара аккуратнее изготовлена и с виду выглядит чуточку надежнее по конструкции, но на моей памяти и Wesemни разу не ломался. Разницы в яркости освещения уловить визуально не получилось. Я не буду утверждать, что Hella ничем не лучше — мы не ставили такой задачи – возможно, если взять идеальные условия и измерительную технику, то окажется, что она ярче, но в реальных условиях использования увидеть разницу между этими двумя фарами у нас не получилось. По моему мнению, именно ходовые испытания на бездорожье являются определяющими, а вовсе не тестовые замеры в идеальных лабораториях.

Внимание! Люстра от ГИБДД.

Кто не в курсе, для тех сообщаю, что это проблесковые маячки на патрульной машине или по простому мигалка.

Так вот, для тех кто едет в плотном потоке и предназначена данная схема, повышающая количество показателей и качество работы сотрудников патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В плотном потоке к вашему автомобилю прижимается патрульный автомобиль ДПС и включив мигалку и сирену едет за вами. При этом ни каких указаний по громкоговорителю вам не поступает. В это время вы должны постараться зафиксировать данный момент на видеорегистратор или телефон. Затем, принять максимально возможное положение, прижаться к левой стороне и остановиться. Ни в коем случае не продолжайте движение!

В этом случае ДПСникам придётся поискать другую жертву. Иначе вам будет предъявлено нарушение о не пропуске автомобиля с включенными проблесковыми маячками или спецсигналами.

Читайте также: