Используют ли иудеи светильник в синагоге

Обновлено: 18.04.2024

нер тамид

Нер тамид имеет фитиль, пропитывающийся оливковым маслом. Считается большим благодеянием жертвовать деньги на установление нер тамид в синагоге (этот обычай, по-видимому, тайно исполнялся и марранами). В наше время нер тамид обычно заменяют электрической лампочкой.

Обычай помещать в синагоге нер тамид — символическое напоминание о меноре, постоянно горевшей в Храме и также называемой нер тамид (Исх. 27:20; Лев. 24:2). Поэтому в древних синагогах нер тамид помещался в нише западной стены как память о том месте, где, по преданию, была расположена негасимая менора во Втором храме. Во многих деревянных синагогах Восточной Европы во избежание пожара нер тамид помещали в специально сделанных сводчатых каменных нишах. Согласно некоторым интерпретациям, нер тамид символизирует также постоянное Божественное присутствие (Шаб. 22б) или духовный свет, исходивший от Храма (Исх. Р. 36:1).

В новое время нер тамид называют также светильник, помещаемый иногда у памятников выдающимся людям и т. п.

Порядок зажигания светильников в Хануку

Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному».

Сегодня мы следуем школе Гилеля и в первый хану-кальный вечер зажигаем один огонек, во второй — два, и так далее, пока в восьмой вечер горят восемь огней. Для зажигания огней мы используем специальный светильник, «ханукию», в котором есть восемь чашечек или восемь гнезд для свечей. Те, кто стремятся выполнить заповедь особо великолепно, берут по «ханукие» для каждого члена семьи.

Время зажигания ханукальных свечей — начало ночи, сразу после молитвы «Маарив». Поэтому перед тем, как зажечь их, запрещено приниматься за какое-либо другое дело. Многие не дожидаются начала ночи, а зажигают ханукальные огоньки после захода солнца, едва наступают сумерки. Каждый из этих огней должен гореть не менее получаса. «Ханукию» ставят на такое место, где ее всякий может увидеть, потому что главный смысл заповеди — распространение знания о чуде, которое совершил нам Вс-вышний. Нельзя пользоваться светом ханукальных огней для какой-либо другой цели.

Есть обычай ставить «ханукию» у входа в дом: слева, напротив «мезузы», прикрепленной к правому косяку, — получается, что входящий в дом оказывается окружен заповедями. Лучший способ исполнения этой заповеди — зажигать светильник, заправленный оливковым маслом: ведь ханукальное чудо в Храме произошло именно с кувшинчиком оливкового масла. Однако вполне допустимо зажигать парафиновые или восковые свечи.

Ханукальные огоньки мы зажигаем от особого светильника или свечи, называемого «шамаш» («слуга»). Он нужен не только для того, чтобы не зажигать один огонек от другого, — но и для освещения: ведь светом ханукальных огней нельзя пользоваться для будничных целей.

В первую ночь зажигают крайний справа светильник и произносят три благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный огонь!»

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время!»

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам жизнь, и поддержавший нас, и давший дожить нам до этого времени!»

В следующие семь вечеров произносят лишь первые два благословения. Однако если по какой-либо причине в первый день Хануки светильник не был зажжен, то когда это делают впервые, к двум первым благословениям добавляют и третье.

В остальные дни Хануки добавляют по одному огню, зажигая следующий по порядку светильник: второй справа, третий справа и т. д. Причем каждый вечер начинают зажигать ханукальные огни именно с него. То есть прибавление огоньков идет справа налево,в то время как каждый раз зажигают огни слева направо.

Во время зажигания ханукальных огней мы читаем: «Эти огни мы зажигаем в память о чудесах, о дивных делах» и т. д., а потом поем традиционный ханукальный гимн «Маоз цур» («Оплот и твердыня»). Гимн этот построен как акростих, в котором зашифровано имя его автора: Мордехай. Поэт этот жил в XIII в. Содержание гимна посвящено различным событиям, в которых проявилась любовь Вс-вышнего к Своему народу, — когда Он совершал чудеса, спасая нас от врагов, грозивших нам истреблением. (Любопытно отметить, что в общинах Германии не пели последнюю строфу этого гимна, в которой говорится о грядущем отмщении врагам еврейского народа. В этой строфе содержится просьба спасти нас от «рыжего» — то есть от Эйсава, служившего символом христианского мира. Немецкие ненавистники евреев могли усмотреть в этих словах намек на Фридриха Барбароссу, т. е. «Рыжего», который был организатором Третьего крестового похода и пролил немало еврейской крови. Упоминание этого «Рыжего» в таком контексте грозило немецким евреям большими неприятностями.) Заканчивается гимн «Маоз цур» молитвой о восстановлении Иерусалимского Храма и полном освобождении еврейского народа.

В пятницу ханукальные огни мы зажигаем перед субботними свечами. В этот день в светильники следует налить больше масла, чем обычно (или взять свечи большего размера) — чтобы огонь в «ханукие» горел по крайней мере еще полчаса после наступления ночи.

На исходе субботы порядок зажигания ханукальных огней в синагоге (там тоже зажигают «ханукию» ради прославления чуда) отличается от этого порядка в доме. В синагоге сначала зажигают ханукальные огни, потом совершают «Гавдалу», дома же сначала совершают «Гавдалу», а уж потом зажигают ханукальный светильник.

Если «ханукию» не зажгли в самом начале ночи, это можно сделать, произнеся полагающиеся благословения все время, пока люди в городе не легли спать, — потому что тогда они видят ханукальные огни и тем самым принимают участие в прославлении чуда. Если же зажигают «ханукию» позже — то делать это следует уже без благословений. Если обстоятельства не позволяют мужчине зажечь ханукальный светильник, его заменяет жена.

Нужно отметить, что распространен обычай, согласно которому женщины не выполняют никаких работ все время, пока горит ханукальный светильник.

Синагога

Синагога — главная составляющая Еврейской жизни.

По-русски — синагога, на иврите бейт кнессет (Дом собрания), на английском (из идиш) — shul.

Синагога — больше, чем просто дом молитвы. Здесь делают бриты и говорят поминальную речь, здесь устраивают шидухи и делают Хупот, и здесь люди днем и ночью учат Тору.

Дома молитвы существовали уже во времена Храма. В них собирались для обсуждения общественных дел, вознесения молитв во время постов, в них выступали пророки, а также учителя Торы, дававшие уроки для всех желающих. Слово «синагога» — греческого происхождения, означает «собрание людей»; в древнем Израиле употреблялось другое название, арамейское — Бе-кеништа. Синагога представляла собой как бы Малый Храм, со всеми его функциями, кроме жертвоприношений и связанных с ними другими элементами ритуала. В рассеянии синагога стала центром духовной и общественной жизни евреев.

По закону, нельзя начинать строительство нового поселения, пока не будет закончено здание синагоги. Она принадлежит всем жителям, которые обязаны за свой счет покупать свитки Торы, книги для учения и молитвы, поддерживать в ней порядок, ремонтировать здание. Синагогу нельзя переделать для других нужд или продать. Ее святость не исчезает даже если она разрушена.

Главным в синагоге является зал (улам), где молятся или учатся. У стены, направленной в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме — в сторону Стены плача), расположен специальный шкаф для свитков Торы — Арон Акодеш. В эту же сторону поворачиваются молящиеся в час молитвы. В Талмуде написано: «Находясь вне Эрец Исраэль, обрати свое сердце (когда молишься) к Эрец Исраэль. Находясь в Эрец Исраэль, обрати свое сердце к Иерусалиму. Находясь в Иерусалиме, обрати свое сердце к Храму».

Ближе к центру зала молитв стоит Бима — возвышение, на стол которого кладут свитки Торы при их чтении. Молитву ведет хазан, которого называют «шалиах цибур», посланец общины.

За порядком в синагоге, а также за ведением денежных расходов, включая нужды на помощь беднякам, следят служители, «габаим», избираемые членами общины.

Часто в одном комплексе вместе с синагогой размещают микву (ритуальный бассейн) и помещение для занятий с детьми — хедер.

«Русская» синагога

Необходимое условие и самое эффективное средство как в приближении нерелигиозных евреев к Традиции, так и для тех, кто уже соблюдает — быть членом общины.

Естественно, что выходцы одной общины стремятся молиться в одной синагоге. Так возникает «русская» синагога, горская синагога, бухарская синагога.

Толдот Йешурун старается поддерживать становление общин, которые формируются по близости культуры и менталитета выходцами из бывшего Советского Союза.

Как правило, община включает в себя синагогу, где проходят молитвы и шабатние уроки, различные общинные мероприятия — бриты, бар-мицвы, кидуши и т.д., уроки для женщин и различные программы для детей, и, конечно, ее ядром является вечерний хаврутный колель Толдот Йешурун. Иногда общины издают свои собственные газетки, организуют семинары для своих членов и т.д.

Наша цель — чтобы их члены не только вернулись к Традиции, но и обрели новые сферы общения, укрепили новые социальные связи и, в конечном счёте, чтобы русскоязычные баалей-тшува органично влились в израильское религиозное общество. Таким образом, общины — это мост к тому, чтобы стать полноценным религиозным человеком, религиозной семьёй. Важно добавить, что мы помогаем общинам лишь на первом этапе и наша цель — чтобы они стали финансово независимыми, самостоятельными.

Мы помогали и помогаем становлению таких русскоязычных общин в разных городах Израиля, таких, как Хайфа — под руководством рава Дова Бурдана, Нетания — под руководством рава Хаима Тверского, Ашдод — под руководством рава Йосефа Скляра, Беэр-Шева — под руководством рава Мордехая Разнова, Арад — под руководством рава Авигдора Носикова, Неве-Яаков в Иерусалиме — под руководством рава Шалома Каплана, Рамот — под руководством рава Яакова Шуба, Бейтар — под руководством рава Нохума Офмана, Тель-Цион — под руководством рава Нафтоли Панаровского, Брахфельд — под руководством рава Йосефа-Овадьи Зарудинского и многих других.

Также мы помогали и помогаем не только ашкеназским русскоязычным евреям, но и выходцам из восточных республик бывшего Советского Союза — горским, бухарским, грузинским евреям. Так, например, в Тель-Авиве мы помогаем общине горских евреев под руководством рава Шмуэля Симантова, в Хадере — под руководством рава Зрахьи Хизкияева, в Неве-Яакове в Иерусалиме — общине бухарских евреев под руководством рава Боруха Бабаева, становлению колеля для грузинских евреев под руководством рава Асаэля Мирта и другим.

Русскоязычные синагоги Израиля:

Бейтар — Синагога «Оэль Авраам».
Руководитель рав Нохум Офман 052-7615194.
Проходят молитвы Минха (в канун Шабата/Праздника), Кабалат Шабат и Маарив Шабат/Праздник, а также молитвы в Шабат и Праздники в синагоге Оэль Авраам на ул. Хафец Хаим. Статья

Неве Яаков — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Шалом Каплан 054-7921174,
с воскресенья по четверг в 22:00 проходят вечерние молитвы (Маарив) в синагоге Маген Авраам на ул. Шаули. А также в «Хедер Камениц» на ул. Шаули проходят молитва Минха перед шабатом (время зажигания субботних свечей), урок по Недельной Главе и Маарив шабат.

Хайфа — Синагога «Толдот Ицхак», адрес: ул. Трумпельдор 37, Неве Шеанан. Руководителя общины — рав Шрага Боер — 052-432-77-70 Община русскоязычных религиозных евреев, центр изучения Торы, ежедневные молитвы, утренние и вечерние хавруты, женские уроки, шаббатоны, детские программы и др. Открытие нового центра изучения Торы

Модиин — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Йосеф Овадья Зарудинский 054-8421101
Вечерняя молитва (Маарив) в воскресенье и вторник в 22:15 после вечернего колеля, в синагоге «Киподан», ул. Киподан 22.

Ашдод — Синагога «Зехер Ицхак», адрес: ул. Маво аШарвитан 7 (район Хет). Руководитель рав Борух Шейнин — 053-820-57-70. Индивидуальные занятия для мужчин, женские уроки, программы для семей, шаббатоны и др. мероприятия. Каждый день вечерние молитвы в 20:45.

Тель-Авив — синагога «Ор Овадья».
Руководитель рав Шмуэль Йуда Давид Симантов пел 054-5401707
р-н Неве Элиэзер, ул. Ацира 3, синагога Ор Овадья при Торговом Центре.
Каждый день проходят молитвы Минха в 16:00 и Маарив в 20:00 (в зимнее время).
В канун Шабата собирается миньян на Минху (время зажигания свечей), Кабалат Шабат и Маарив. Короткое время после Маарива в синагоге есть занятия для молодых ребят Онег Шабат.
В Шабат в 8:00 есть Шахарит, в 11:00 Хеврат Теилим для детей с викторинами и призами, в 13:00 — Минха и после нее начинается третья трапеза, которая обычно затягивается до выхода Шабата и молитвы Маарив.

Используют ли иудеи светильник в синагоге

Менора и Ханукия: В чем разница?

Изображение: архив

Иудаизм входит в число наиболее древних религий. В процессе его развития ряд предметов получил культовое значение, и теперь ассоциируются исключительно с евреями и их традициями. В этот список входят оригинальные светильники семисвечник менора и ханукия. Многие люди имеют о них крайне смутное знание, в большинстве случаев даже не представляя себе их предназначение.

Более известной для рядового обывателя считается менора. С древнееврейского языка это слово переводится как «светильник» и означает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливалось оливковое масло, а сейчас вставляются свечи. Основная особенность светильника меноры - семь рожков. Согласно Торе (Библии) идею семисвечника предложил Моисею сам Всевышний во время хождения лидера евреев на гору Синай. Чуть позже, пользуясь божественными подсказками, эту мысль воплотил в реальное изделие мастер Бецалель бен Ури. После того как первая менора была готова, ее поместили в Скинию собрания. Впоследствии после обоснования евреев на новых землях и возведения Храма в Иерусалиме священный предмет перенесли в него.


Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Палестины. Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.


Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.


10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен герб Израиля. Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка.

Ханукия представляет собой светильник несколько иного типа. Если менора предназначена для использования исключительно как общественный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это бытовой еврейский светильник. По идее, его обязана иметь каждая еврейская семья, причем количество его должно соответствовать числу мужчин в доме. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период отмечания Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.


В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома. Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII—XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.


Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.


Итак, в миноре 7 свечей, в ханукие - 9. Менора в доме может быть только одна, а количество ханукий ограничено только числом мужчин в семье, проживающих под одной крышей. Часто случается так, что в дни празднования Хануки в многочисленных и дружных семьях на подоконниках выстраиваются настоящие гирлянды из подсвечников, часто с абсолютно разного вида. Важным моментом является и то, что принцип приобретения данных аксессуаров никак не ограничен постулатами Торы. Каждому человеку не возбраняется приобретать светильник, как для своих нужд, так и в качестве подарка.

15 фактов о синагоге, которые должен знать каждый еврей


от Mazalhamsa 13 Sivan 5780 – 05.06.2020, 01:17 36.1k Просмотры 6 Голоса

Наконец-то после того, как более двух месяцев прихожане молились по домам, некоторые синагоги начали открываться и постепенно возвращаться к традиционному укладу. Давайте взглянем на этот основной элемент еврейской жизни с той стороны, о которой, возможно, не задумывались раньше: что такое синагога на самом деле, как это понятие появилось в еврейской жизни.

Сегодня мы представляем вашему внимание 15 фактов, которые, уверен, откроют для вас что-то новое.

Хотя, конечно, можно говорить с Всевышним и наедине, но молитва, произнесенная в синагоге, все же считается предпочтительней. А если в этот момент вы еще и присоединяетесь к общине, как учит наша традиция, такая молитва будет быстрей услышана на Небесах.



2. Другие названия: бейт кнессет, шул, штибель


3. Они открыты и в Шабат, и в праздники, и в течение всей недели

В Шабаты и в праздники к ним добавляется четвертая молитва – Мусаф.

Синагоги, в которых собирается многочисленная община или даже несколько общин, обычно проводят все необходимые молитвы как по будням, так по субботам и праздникам, причем, иногда даже по нескольку раз, в разное время, чтобы дать возможность помолиться всем желающим, а также людям с разными графиками.

Небольшие синагоги иногда ограничиваются лишь молитвами в выходные дни. При этом по будням они или закрыты или используются для других целей, например, в качестве местных еврейских музеев.

4. Центр еврейской жизни

Помимо своей основной цели, в качестве места для вознесения молитв, синагоги служат центрами сосредоточения еврейской жизни.

Во многих синагогах, особенно если они расположены в отдельных больших зданиях, так же действуют воскресные школы для детей.


5. Маленький Храм

Талмуд называет синагогу «маленьким Святилищем», подобием Святого Храма, который стоял в Иерусалиме. 1

Это место, где присутствие Бога может быть наиболее ощутимым, и у нас есть возможность лучше всего соединиться с Ним. Поэтому к синагоге следует относиться с должным уважением и благоговением, даже если молитвы в данный момент не проводятся.

6. Все молитвы лучше проводить в присутствии не менее 10 евреев

Определенные молитвы и ритуалы, связанные с освещением Имени Всевышнего, такие как, например, Кадиш и чтение Торы, могут проводиться только в присутствии 10 мужчин в возрасте от 13 лет и старше. Такой кворум называется миньян.

Даже если вместе соберутся девять величайших мудрецов, людей, которые выполняют все заповеди и понимают всю глубину тайн Торы, у них все равно не будет возможности функционировать как миньян. Но стоит присоединиться к этой группе самому простому еврею, пусть даже такому, который, возможно, не может правильно прочитать текст молитвы на иврите и не понимает смысла произносимых слов – как только он войдет в комнату с девятью мудрецами, их группа сразу станет полноценной для того, чтобы возносить все молитвы, потому что вместе собралось 10 евреев. 2

Этот момент особенно подчеркивает, как высоко ценит Всевышний каждого представителя избранного Им народа.

7. Дом для Торы

Форма Ковчега не имеет принципиального значения. Это может быть как самый простой шкаф, так и настоящий шедевр дизайна и архитектуры, также он может стоять отдельно или быть встроенным в стену зала, скромным по размеру или огромным.

Свитки представляют собой длинные аккуратно скрепленные друг с другом листы пергамента, на которые особым красивым шрифтом нанесены рукописные ивритские буквы. Обычно каждый такой свиток содержит все пять книг Торы. Но бывает, что каждая книга пишется отдельно.

Свитки постоянно хранятся в Ковчеге и достают их из него только на время чтения Торы во время общественной молитвы или в других особых случаях, например, в праздник Симхат Тора. 3

8. В сторону Иерусалима

Существует распространенное заблуждение, что мы всегда молимся в сторону востока. Это связано с тем, что колыбель ашкеназской и сефардской культур, соответственно, Франция и Испания, находятся примерно на западе от Израиля. Поэтому в большинстве районов Арон а-кодеш установлен у восточной стены синагоги.


9. Зачем нужна бима?

На биму поднимаются, чтобы прочесть отрывок из Торы, соответствующий дню, фрагмент из Пророков или Писаний. Это место может занять и раввин, когда ведет перед общиной урок или читает проповедь.

10. Мужская и женская части

Согласно еврейской традиции, мужчины и женщины из соображений законов цниюта (скромности) во время молитвы сидят раздельно. Во многих (более старых и больших или новых, но ортодоксальных) синагогах места для женщин находятся в галерее на втором этаже здания и представляют своеобразные балконы, расположенные по периметру мужского зала.

Однако нередко, особенно в небольших синагогах, где нет возможности надстроить второй этаж, мужчины и женщины сидят на одном уровне и разделены при помощи занавески, которая называется мехица – это непрозрачная «перегородка», установленная между двумя половинами зала.


11. Прихожане молятся по сидурам

Обычный сидур содержит полный текст молитв для будней, Шабата и праздников (как правило, он на иврите и на языке страны, в которой находится синагога). Но есть и более полные издания, куда еще включены отрывки из Торы, книга Теилим, Пиркей Авот и многое другое.

К счастью, в наши дни в большинстве синагог можно еще найти и сидуры для начинающих, в которых текст сопровожден транслитерацией и четкими простыми инструкциями, благодаря чему даже впервые оказавшиеся на общественной молитве люди могут быть спокойны и чувствовать себя как дома.

12. Общиной руководит раввин

Во многих синагогах принято, что в особенные дни, Шабаты и праздники, раввин проводит специальные уроки на актуальные темы, а, если позволяет время и община выражает желание, то в течение недели он также читает лекции.

Не пугайтесь длинной бороды раввина, если она будет именно такой, и не стесняйтесь задавать вопросы. Большинство раввинов обладает большими знаниями в разных областях еврейской жизни – к этому их обязывает должность). И, кстати сказать, многим из них свойственны доброжелательность и чувство юмора.

13. Хазан ведет молитву

Большинство молитвенных служб ведет член общины, занимающий должность хазана. Без него невозможно произносить те молитвы, которые идут от лица общины, поэтому руководить этим процессом огромная ответственность и привилегия.

14. Первые синагоги появились в 4 веке до новой эры

Интересно, что во всем Пятикнижии нет ни одного упоминания о синагогах или необходимости их построить.

Еще со времен Моше Рабейну и вплоть до восстановления Второго Храма евреи выполняли обязанность ежедневно молиться, обращаясь к Всевышнему со своими собственными импровизированными молитвами, молясь в частном порядке. Кроме того, несколько раз в год народ совершал паломничество в Иерусалим, чтобы, помимо принесения жертв в Святом Храме, познакомиться там и с порядком общественных молитвенных служб, которые проводили коэны и левиты.

Но в период после того, как в 352 г. до н.э. был отстроен Второй Храм, мужи Великого Собрания учредили конкретный текст молитв, а также обязали людей участвовать в молитвенных службах. Так одновременно и в Земле Израиля, и в диаспоре стали появляться места, специально отведенные для совместных молитв. Именно тогда и появилось представление о синагоге.


Синагога в Праге

15. Некоторые синагоги стали туристическими достопримечательностями

Многие синагоги по всему миру известны своей историей, особенностями архитектуры или значимостью в жизни города. Некоторые известные синагоги часто становятся туристическими достопримечательностями, например, Староновая Синагога в Праге (старейшая действующая синагога Европы), Большие Хоральные Синагоги Москвы и Санкт-Петербурга или Штаб-квартира Любавич («770») в Бруклине.

Сноски

Однако людям хотелось, чтобы по Шабатам и праздникам богослужение вел кто-то, обладающий особенно хорошим голосом. И со временем некоторые евреи стали заниматься этим профессионально. Так появились канторы – по сути хазаны с музыкальным образованием или просто с талантом к пению, выступавшие в синагогах соло или вместе с хором.

16 фактов о меноре (ханукие), которые должен знать каждый еврей


от Mazalhamsa 27 Kislev 5781 – 13.12.2020, 19:32 10.3k Просмотры 10 Голоса

Слово менора в переводе с иврита буквально означает «светильник» и обычно относится к специальным канделябрам, которые мы зажигаем во время праздника Ханука.

2. Это же название относится к семисвечнику, который был в Иерусалимском Храме

Кроме того, она была в центре чуда с маслом, которое длилось восемь дней, что и вдохновило мудрецов на решение установить такой праздник, как Ханука.



3. В современном иврите ханукальная менора называется ханукия

В наши дни большая часть евреев, особенно носители иврита, называют ханукальную менору ханукией. Это название является довольно-таки современным изобретением, так как его авторство приписывается Хемде Бен Йеуде (1873-1951 гг.).

4. Каждый вечер прибавляется по свече

Во времена Талмуда существовали две крупные школы толкования устного закона Торы: Бейт Гилель и Бейт Шамай. В Бейт Гилель учили, что каждую ночь Хануки мы должны добавлять по одной свече. А в Бейт Шамай, напротив, утверждали, что мы должны начать праздник с зажжения восьми свечей и в последующую ночь по одной убавлять. Однако общепринятый закон в том виде, каким мы его знаем по сей день, был постановлен в соответствие с учением Бейт Гилель.


5. В ханукальной меноре 9 свечей вместо 7

Кроме того, ханукия не всегда изготавливается в виде храмовой меноры с дополнительными ветвями, чаще она представляет собой монолитный подсвечник для 8 свечей, у которого с правой стороны есть отдельное место для шамаша.

6. Свет ханукии нельзя использовать в практических целях

7. На зажигание ханукальных свечей есть особое благословение

Прежде чем зажечь ханукию в первый вечер праздника, мы произносим три благословения:

  1. Благодарность Всевышнему за то, что он дал нам заповедь зажигания ханукальных свечей (через мудрецов, которые установили праздник);
  2. Благодарность Ему за чудеса, которые Он совершил для наших предков во времена Хануки;
  3. Благословение Шеехияну (Благословен… давший нам дожить до этого времени), которое мы обычно произносим перед зажиганием свечей любого праздника.

Начиная со второго вечера Хануки, третье благословение при зажигании не произносится.

8. Обычно сефарды зажигают одну менору на всю семью, но ашкеназы поступают иначе

Обычай, распространенный во многих сефардских сообществах, заключается в том, что глава семьи зажигает ханукию от имени всех своих домочадцев. Таким образом, в каждом доме горит только одна ханукия.

Ханука

9. Женщины не работают, пока свечи горят

10. Ханукии бывают общественные и для личного использования

В последние годы это явление получило распространение на новом уровне в виде зажигания огромных менор, украшающих городские площади, торговые центры и другие общественные места по всему миру. Нередко в первый вечер праздника устраивается особая торжественная церемония зажигания таких менор с участием глав города и других деятелей общественности и известных персон.

Однако поскольку такие мероприятия предназначены главным образом для “рекламного” распространения истории о ханукальном чуде, а не для того, чтобы соблюсти заповедь, технически не всегда это зажигание соответствует букве еврейского закона, а потому может не являться действительным (в некоторых случаях вместо настоящих свечей вообще используются лампочки). Поэтому даже если вы решили посетить торжественное зажигание в вашем городе, вам все равно для исполнения заповеди нужно будет по возвращении зажечь дома свою личную ханукию.


11. Зажигание приходится на время наступления темноты

Обычай многих общин заключается в том, чтобы зажигать ханукальные свечи вскоре после захода солнца (кроме пятницы, когда это необходимо сделать раньше, перед шабатними свечами, и следующей ночи, когда зажигание откладывается на время после произнесения авдалы).

В других же общинах ханукию зажигают уже после наступления полной темноты (примерно через полчаса после захода солнца). Чтобы уточнить актуальную для вас информацию о времени зажигания свечей, обратитесь в свою общину или загляните в календарь, где указано время захода солнца. В любом случае ханукальные свечи должны соответствовать определенным требованиям и гореть после захода солнца не менее 30 минут. 3

12. Свечи и масло одинаково пригодны

13. Огоньки меноры должны представлять ровный ряд

Каждый огонек вашей ханукии должен быть отчетливо виден тому, кто на него смотрит, и не сливаться с остальными. Поэтому принято, чтобы все восемь основных свечей были расположены по прямой линии, а не по полукругу. Не менее важно проследить и за тем, чтобы изначально все свечи были одинаковой высоты, а если вы используете масляный подсвечник, то чтобы в каждой чашечке было одинаковое количество масла.

14. Бывают меноры, которые можно прикрепить на стену

Если вам доводилось видеть ханукии, которые обычно включают в праздничные наборы различные организации по распространению атрибутов праздника, вы помните, что они представляют собой металлический подсвечник со стенкой вдоль длинной стороны. Такая форма связана с тем, что в прошлые столетия меноры нередко прикреплялись в жилищах прямо к стене, и такая конструкция с защитной стенкой предотвращает повреждения стены дома от огня и дыма.

15. Менора должна располагаться на подоконнике или у двери

Во времена Талмуда, когда люди жили в частных домах, выйти из которых на улицу можно было только пройдя через внутренний двор, было принято ставить ханукию у входа во двор. Наличие мезузы справа от входа и меноры слева 1 придавало ему особую святость.

Когда обстоятельства изменились и люди стали селиться в домах, рассчитанных на большее количество семей, ханукия переместилась внутрь помещения. В наши дни чаще принято ставить ее на подоконник, чтобы с улицы или из соседних домов можно было увидеть свет наших свечей, однако некоторые по древней традиции продолжают располагать ханукию ближе к входной двери.

16. Огни Хануки должны быть видны людям снаружи

Как уже было несколько раз упомянуто, мы стараемся сделать так, чтобы свет наших ханукальных свечей могло видеть максимально возможное количество людей. Поэтому мы зажигаем менору с наступлением темноты, когда, во-первых, огни Хануки ярче видны, а во-вторых, можно предположить, что именно в это время люди возвращаются домой и собираются вместе, готовые засвидетельствовать память о чуде.

Если вы возвращаетесь домой с работы поздно вечером, обязательным условием считается, чтобы при зажигании вами ханукии присутствовал хотя бы один свидетель. В противном случае существуют разногласия между мудрецами, нужно ли произносить благословение на свечи.

Почему у евреев главный символ – подсвечник?

Даже если просто открыть википедию, всё станет ясно) Итак, «Мено́ра (ивр. מְנוֹרָה — менора́, букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе государства Израиль».

Далее, электронная еврейская энциклопедия: «МЕНОРА́ (מְנוֹרָה; буквально `светильник`), восходящее к Библии обозначение семиствольного светильника (семисвечника), одного из культовых атрибутов скинии, затем — Храма. Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай (Исх. 25:9). (здесь идёт описание меноры) Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль — вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии. Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. (. ) В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль».

Чем хасиды отличаются от остальных иудеев

Благодаря узнаваемой одежде и специфическим ритуалам хасиды резко выделяются даже среди своих единоверцев в Израиле. Большинство узнало о них после сериала «Неортодоксальная», снятого на основе реальной истории Деборы Фельдман. Однако не все понимают, в чем различие между хасидами и другими иудеями. Подробности — в материале «Рамблера».

Хасидизм — ортодоксальное течение иудаизма, которое возникло в XVIII веке на территории Речи Посполитой. Его основателем стал Исраэль Баал-Шем-Тов, более известный как Бешт. Слово «хасид» в переводе с иврита означает благочестивый. И появилось оно гораздо раньше самого учения, так как встречается еще в Ветхом Завете.

Всего за тридцать лет узкий круг последователей Бешта превратился в полноценную и многочисленную общину. Историки объясняют быструю популярность хасидизма кризисом, который переживали евреи, оказавшиеся в разных государствах после трех разделов Речи Посполитой. Им пришлось приспосабливаться к новой жизни в Пруссии, Российской и Австрийской империях. В условиях разрушения прежних культурных и религиозных связей многие евреи нашли утешение в хасидизме. В чем суть этого учения?

Во-первых, по мнению хасидов, мир является частью Бога, а значит, любое зло в нем — это временное явление. По этой же причине каждый грешник может стать освободиться от грехов и слиться с богом. Именно в слиянии хасиды видят смысл жизни. И достигается это слияние, прежде всего, с помощью предельно эмоциональной молитвы, которая подразумевает танцы и вообще восторженный экстаз.

Более того, такая молитва значит даже больше, чем следование букве Торы и совершенное знание духовных текстов. Излишне говорить, что такая трактовка раздражала традиционных ревнителей иудаизма.

Во-вторых, хасиды верят в мистическую связь между членами общины и цадиком, то есть духовным вождем, раввином. В их представлении цадик — посредник между народом и Богом. Чтобы материальные заботы не отвлекали цадика от общения с Всевышним, члены общины должны его содержать. Обычно сан цадика передавался по наследству — от отца к сыну, от тестя к зятю. Тогда как в классическом иудаизме цадик не является фигурой для особого почитания.

В-третьих, хасиды являются убежденными антисионистами, как бы странно это не звучало. Они не поддерживали идею создания собственного государства евреев на Ближнем Востоке еще в начале XX века, сторонились всех революционных и национально-освободительных движений.

Свою позицию хасиды объясняют тем, что истинный Израиль может быть создан только при непосредственном участии мессии. И пока он не пришел, светский Израиль — искусственное образование. А сионисты, по мнению хасидов, берут на себя функции Бога. На этом же основании хасиды выступают против того, чтобы ивриту присвоили статус государственного языка. Так как это язык молитв и священных текстов, и он не предназначен для пустой болтовни.

Более того, изгнанию евреев хасиды придавали глубокой религиозный смысл, который, по их мнению, совершенно игнорируется светскими евреями.

По этой же причине некоторые хасиды в годы геноцида Второй мировой войны воспринимали Холокост как наказание за отступление от традиционного уклада жизни. Но после войны большинство хасидов так же, как и остальные евреи, поминают жертв Холокоста.

Во время геноцида хасиды в первую очередь пытались спасти своих раввинов, как носителей священной традиции, которые в будущем смогут возродить общину.

Кадр из сериала "Неортодоксальная"

Хасиды неохотно служат в израильской армии, своих детей обучают в собственных школах и посещают свои синагоги. Впрочем, все это не мешает им жить на пособия от государства. Самая большая община хасидов находится в Иерусалиме. Также изолированно они проживают и в других странах, в первую очередь, в США. Хасиды поддерживают хорошие отношения и с демократами, и с республиканцами, но голосуют за последних из-за крайнего консерватизма.

Кроме того, хасиды выделяются своей одеждой, которая остается неизменной на протяжении трех веков — белая рубашка, черные брюки и пиджак, пояс и шляпа. В праздничные дни они надевают меховые шапки. Хасиды носят обувь без шнурков и пряжек и избегают галстуков из-за его крестовидной формы. Усы, борода и пейсы для мужчин-хасидов обязательны. Замужние хасидки обычно носят парики или платки, а иногда и бреют голову.

В восьмидесятые годы многие хасиды увлеклись новым движением. Согласно доктрине «общества ученых», хасид вообще не должен работать до 40 лет, а заниматься только детальным изучением священных текстов. Учитывая многодетность хасидских семей, нетрудно догадаться, что в основном они живут на социальные выплаты.

Это обстоятельство вкупе с антисионизмом вызывает заметное раздражение у светских евреев, а также других ортодоксов иудаизма. Традиционные противники хасидов — литваки. Конфликты возникают в местах плотного проживания различных еврейских общин.

Читайте также: