Газовое освещение в домах

Обновлено: 02.05.2024

Газовое освещение

Поскольку газовое освещение ( составное от англ. Газ и освещение , немецкий :, ', в данном контексте, но газовое освещение в Германии упоминается как газовое освещение ) является формой психологического в психологии насилия или жестокого обращения, относящегося конкретно к дезориентированной жертве , ими манипулируют, они глубоко незащищены, и их осознание реальности и себя постепенно деформируется или разрушается.

Термин первоначально происходит от названия в 1938 играх Gas Light по в британском драматурге Патрик Гамильтон , в которой эта практика была впервые описана и обсуждалась. Сюжет стал всемирно известным благодаря фильму «Дом леди Алквист» с Ингрид Бергман в главной роли . Этот термин также используется в разговорной речи и как технический термин в психологии с 1960-х годов для описания попыток манипулировать восприятием реальности. Преступников также называют газовыми зажигалками .

Оглавление

Под вопросом восприятие реальности жертвой. Это происходит не постоянно, а неоднократно и в течение длительного периода одним или несколькими людьми. Это может произойти через отрицание реально существующих вещей, поведения или событий, реже через их сознательную постановку. Основное требование состоит в том, чтобы преступник и жертва находились в доверительных отношениях, то есть чтобы жертва доверяла преступнику и его манипулятивным заявлениям. Со временем жертвы начинают сомневаться в своей памяти, восприятии и разуме. Манипулятивные заявления не могут быть проверены третьей стороной, потому что жертва доверяет преступнику.

Это особенно коварно, когда преступники также манипулируют людьми из социальной среды жертвы и заставляют их подтвердить точку зрения или заявления преступника или также подвергнуть сомнению восприятие жертвы и, таким образом, подсознательно участвовать в «инсценировке» преступника. В результате уверенность жертвы в себе часто может быть в значительной степени разрушена в течение короткого периода времени и может быть достигнута социальная изоляция.

Не все преступники осведомлены о механизмах этого метода и его обозначении как газлайтинг, особенно у людей с антисоциальным , нарциссическим или психопатическим расстройством личности . Помимо таких заболеваний, в большинстве случаев предполагается целевое применение. Мотив преступника - использовать власть над жертвой.

Существует литература по выявлению запугивания сотрудников с расстройством личности начальством с помощью газлайтинга. В области сексуального насилия над детьми (но также и в случае других форм насилия, таких как эмоциональное насилие) преступники часто используют газлайтинг, чтобы целенаправленно манипулировать жертвами как во время, так и после преступления и / или чтобы создать отношения зависимости.

Подобные методы могут, например, Б. в тоталитарных режимах и сектах как мощное средство в контексте « промывания мозгов» , « разложения » ( Штази ), манипуляции и идеологической обработки и среди прочего. приводят к глубокой и длительной, иногда экзистенциальной незащищенности и замешательству, к ослаблению и повреждению уверенности в себе , личности и сопротивляемости, к индуцированию состояний страха и паники, к заблуждениям и психотическим состояниям.

Примеры

Газлайтинг часто работает по схожей схеме и схожими приемами:

  • Отрицание законности или переосмысление чувств жертвы,
  • утверждать, что потерпевший что-то сделал или сказал, но сам не может вспомнить,
  • заявлять или отрицать, что сам сделал или сказал что-то конкретное
  • отрицают, что конкретное событие имело место,
  • Манипулирование вещами в квартире или вокруг жертвы (например, размещение предметов в необычных местах, сокрытие предметов повседневного обихода или документов, изменение мелочей в квартире в отсутствие жертвы, включение радио, неправильное запирание двери квартиры, повторная установка машины жертвы. -парк и т. д.) и обвинить жертву в разбросанности или дезорганизации,
  • обвинить жертву в неправильном восприятии действительности или неверной оценке действительности,
  • обвинение жертвы в спорах, трудностях в отношениях, отказе в дружбе, проблемах на работе или в жизни и т. д.,
  • перевернуть слова во рту жертвы или вложить слова в его рот,
  • обвинить жертву в ненадлежащем поведении, языке тела или одежде,
  • убедить жертву, что она что-то не может сделать, недостаточно хороша, неквалифицирована,
  • использовать других людей вокруг жертвы (возможно, также посредством манипуляций) в «инсценировке», например, чтобы побудить их занять чью-то сторону в разговоре с самим собой или против жертвы или для подтверждения заявлений,
  • способствовать социальной изоляции жертвы (или ее зависимости или связи с преступником), например, подрывая доверительные отношения жертвы с друзьями и родственниками,
  • Покажи свое истинное лицо как газлайтер жертве, но не другим людям или обществу.

Телешоу со скрытой камерой, например Б. Вы понимаете веселье? время от времени используют газовое освещение для производства своих фильмов-шуток, например, в «Смущенном художнике» . Совершенно здоровый дом художника, который обманывайте себя неправильно воспринимать цвета и формы от шоу приманок , уже убедила через несколько минут , что «я должен пойти в больницу».

Психологические последствия

Жертвы газлайтинга часто даже страдают сложными, тяжелыми ( хроническими, обильными или прогрессирующими ) психическими заболеваниями. Они впадают в глубокую депрессию , тревогу , панику или бредовые состояния, а также могут развить посттравматическое стрессовое расстройство или диссоциативное расстройство и / или полностью изменить свою личность (например, до расстройства личности, избегающего самозащиты ) из-за того, что преступник постоянно воспитывает себя. -сомнение . Может даже случиться так, что жертва думает: «Я полностью сошла с ума » и чувствует, что у нее больше нет контроля над собственной жизнью или что она потеряла рассудок. Возможны и другие сопутствующие заболевания, в том числе физические , психосоматические .

Особая проблема в терапии пострадавших заключается в том, что схему манипуляции газовым освещением можно распознать только через определенное расстояние. Жертве могут потребоваться годы или десятилетия, чтобы понять, что это был не тот человек, который сделал что-то не так или с кем что-то было или не так, а что этим манипулировал или манипулирует другой человек, и пока она не обработает последствия. эмоционально. Часто для психологической стабилизации и восстановления прежней уверенности в себе жертве может потребоваться много времени и терапевтическая поддержка .

В политике

В комментарии, опубликованном в Spiegel в марте 2017 года , журналист Марк Питцке классифицирует обращение президента США Дональда Трампа с фактами как газовое освещение.

Изображение лжи советником Трампа Келлианн Конвей также было истолковано как газлайтинг. Выражение « альтернативные факты » созданные ею были определены , чтобы быть плохим словом 2017 года как в Германии и Австрии .

18 апреля 2019 года сын президента назвал Дональда Трампа-младшего в Твиттере другим способом, который занимается так называемым российским делом со многими СМИ Трампом, а не газовым освещением.

Происхождение имени

Метод газлайтинга назван в честь пьесы британского писателя Патрика Гамильтона « Газовый свет» , ставшей всемирно известной благодаря его экранизации « Газовый свет» (1940) и, в частности, «Дом леди Алквист» (1944). По сюжету главный герой манипулирует своей женой в течение длительного периода времени, утверждая, что не видит вещей, которые она воспринимает, включая свет мерцающего газового фонаря. Наконец, женщина сомневается в собственном восприятии и почти сходит с ума, прежде чем манипуляция наконец раскрывается. Хотя пьесы и фильмы известны под разными названиями в немецкоязычных странах, английское название метода манипуляции преобладало и в немецком языке.

литература

разнообразный

Gaslighter - заглавный трек альбома The Chicks , в котором бывший обвиняется в газлайтинге.

Газовое освещение


ул. Ломоносова, 11.






Материалов об истории газового освещения в Петербурге удивительно мало. Известно, что первые газовые фонари появились у нас осенью 1819 года. В 1820-м году в здании Генерального штаба была оборудована газовая люстра на 336 рожков. В 1835 году учреждено «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», основной целью которого было поставлять газ для внутреннего освещения домов. В 1839 году был построен газовый завод в районе Обводного канала и установлены газовые фонари на Дворцовой площади, Невском проспекте и ближайших улицах.
По всей видимости газовое освещение не получило широкого распространения из-за дороговизны. Е. Юхнёва в в своей книге "Петербургские доходные дома" пишет, что для квартирного освещения использовались два типа газовых горелок, горелка Арганда и открытая газовая горелка, первая обходилась в 4 раза дороже, чем освещение керосином, вторая - в 10 раз. Она сообщает, что для бытовых нужд газ подавался в 1860-х годах только в небольшое число домов на Невском проспекте и прилегающих улицах, причём первоначально газовые светильники устанавливались только на лестницах.
«Общество освещения газом Санкт-Петербурга» сталкивалось с финансовыми трудностями, число абонентов росло медленно, высокая себестоимость перегонки газа в сочетании с плохо контролируемым его потреблением приводили к серьёзным убыткам, и только поддержка высокопоставленных лиц спасла общество от банкротства.
В конце XIX века газовое освещение распространилось шире - но стало вытесняться электрическим.

Листая интернет в поисках материала для этой заметки я натолкнулась на интересное описание процесса попадания светильного газа в помещения. Внутри зданий устраивались резервуары для хранения газа, соединённые трубами с одной из наружных стен, на выходе трубы перекрывались клапанами. Баллон с газом подвозили к стене здания, к клапану присоединяли резиновый рукав и пускали газ. "При таком примитивном способе перекачки много газа улетучивалось наружу и на большом пространстве сильно пахло газом. Публика, зажимая носы, обходила на почтительном расстоянии эти пахучие операции".

Конструкция газовых ламп постепенно эволюционировала:



Наиболее популярные на западе в 1850-х годах газовые лампы выглядели так:



Обе иллюстрации найдены на сайте, посвящённом William Sugg & Co, и там ещё много всего интересного. А про конструкцию и принцип работы можно прочесть здесь

Трудно сказать, как при таком освещении выглядели интерьеры, но если они светили примерно как современные туристические газовые фонари, ровным белым светом без жёлтого оттенка ламп накаливания и мертвенных тонов энергосберегающих ламп, это должно было быть очень красиво.
А свет уличных газовых фонарей можно увидеть в Александровскому саду у памятника Пржевальскому, там в прошлом году были установлены фонари с газовыми горелками, в память о первых газовых фонарях, которые сменили масляные уличные светильники в XIX веке. Газовый торшер можно узнать по "ножкам", на которых приподнята светильная камера. "Настоящие", из XIX века, уличные газовые фонари тоже можно увидеть, правда, они переоборудованы в электрические - это фонари вокруг Медного всадника, памятника Николаю I, у Мариинского дворца, у памятника Екатерине Великой в Екатерининском сквере, у Александринского столпа.

Остальные фотографии из парадных старые, поэтому они несколько меньше размером.
На Загородном проспекте:

Не заменит горелка Бунзена тысячесвечный Осрам. ч1-Происхождение видов.

[ Ч1. Большие дети. ] Ч1. Большие дети.

на грани 18 и 19 веков в руки к ученым попадает новая игрушка - горелка типа паяльной трубки, но на водород-кислородной смеси. Она давала стабильное бесцветное пламя температурой под 2800 градусов - и физики с химиками немедленно начали поджигать и плавить новой горелкой все, до чего дотягивались руки. И шо? Водородное пламя бесцветно и светить не может, да и полосочки в спектроскопе тоже не светят и не греют.
В начале 1820-х британский ученый(тм) Гёрни заметил, что оксид кальция в бесцветном пламени водородной горелки начинает светить белым светом. Вот примерно так:

Эффект заинтересовал и Герни, и других физиков. Почти сразу же Берцелиус обнаружил подобный эффект у солей циркония, а Томас Друммонд, увидев демонстрацию света оксида кальция у Фарадея, вдруг понял: ЭТО ИДЕЯ!

[ Ч2. В свете софитов ] Ч2. В свете софитов

Идея Друмонда была проста, как лом. Раз оксид кальция светится в пламени водородной горелки - значит так и нужно светить! В смысле, водородной горелкой на вращающийся кусок этого самого оксида. Именно такой осветитель он и предложил в 1827 году.

Для городского и вообще какого-либо освещения подобное устройство было дорого и сложно, но вот в театрах освещение сцены "Друммондовым светом" вполне прижилось. Государственные и пожарные надзоры были еще беспомощны, а все большие пожары были еще впереди, так что новый яркий светильник еще несколько десятков лет оставался на сцене. Яркость списывала все недостатки включая пожароопасность и взрывоопасность водорода. Наверное.







В общем, в такой форме калильное освещение прижилось только в театре (где и стало непосредственной причиной изобретения "железного занавеса" лет через 50).

Очевидно, у Друммондова света была пара крупных недостатков:

1. Это водород. Газ редкой падлючести и взрывоопасности. Вырабатывался на специальных установках или в переносном генераторе типа автогена. В любом случае, водород следовало заменить на что-нибудь еще.

Водород можно заменить, например, светильным газом. Это смесь водорода и угарного газа, способная гореть ярким пламенем. Светильный газ вырабатывался на специальных газовых заводах, был ядовит, взрывоопасен - но очень популярен в городах - потому, что ничего лучше для освещения не было.

Или ацетиленом. Ацетилен тоже отлично горит ярким пламенем - но по взрывоопасности и падлючести превосходит даже водород. В небольшом фонаре его еще можно использовать, но в крупных системах он рано или поздно приведет к катастрофе. Впрочем до изобретения карбидного генератора лет через 70, об ацетилене говорить нечего. Он есть, но в промышленных количествах его нет.

Можно даже природным газом, но это уже совсем фантастика - кто будет тащить через сотни километров газ, который толком и светить-то неспособен?

2. Это сама конструкция светильника, сложная и, опять же весьма проблемная.

Во-первых, сама горелка. Для работы кислородной горелки нужен подвод газа и кислорода. Это нормально для лаборатории, но слишком дорого для городских фонарей. Кроме того, у большинства кислородных горелок есть пренеприятнейшая способность к "обратному удару", когда пламя проскакивает в горелку и с шансом отправляется по шлангу в сторону баллона с газом. Это особенно актуально для горелок с низким давлением топливного газа. А значит, кроме всего остального нужны еще специальные клапаны или гидрозатворы, чтоб обратный удар не дошел до топлива.

Казалось, бы, все просто. Атмосферная инжекторная горелка, правда же, попаданцы? Она проста, к обратным ударам практически не склонна (иначе газовые плиты так и не появились бы), требует подачи только топлива и вообще замечательна во всех отношениях. Вот только пресловутая бунзеновская горелка появится только лет через двадцать. В 50-х годах, почти одновременно с керосином. И до фонарей она дойдет лет еще через эндцать. А самое главное: температура пламени атмосферной инжекторной горелки заметно ниже кислородной, так что ни о каком ярком свете оксида кальция или циркония речь идти вообще не может.

3. Соотношение газов нужно точно регулировать, причем в реальном времени. Здесь техническая мысль 80 лет вертелась, как могла. От газовых подушек


Как простых, так и спаренных



Иногда оснащенных регулировочным механизмом из говна и палок


И вплоть до специальных помп с цилиндрами разного диаметра для накачки нужного соотношения водорода и кислорода


Это очень позднее устройство, времен заката друммондова света - но все равно сложное и хреновое.

В общем, наилучшие результаты регулировки показывало только одно устройство - "интеллектуальный сервитор".

И это было половиной проблемы. Вторая половина была еще занимательнее: в светильниках друммондова света светился здоровенный ролик из извести. Примерно такой:


Такой ролик, накаляемый горелкой выгорал неравномерно, требовал вращения специальным механизмом и большого расхода газа на прокаливание всего объема. Кроме того, неоднородности и даже сырость при таком объеме приводили к растрескиванию при нагреве. Прямо во время выступления оперной дивы. С этим точно нужно было что-то решать и на это ушли годы исследований, по итогам которых выяснилось, что РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ и в тонком слое светимость и оксида циркония, и оксида кальция заметно возрастают. В 1834 Тальбот создает первый прототип того, что впоследствии назовут "калильной сеткой" - бумажный стаканчик, пропитанный солями кальция. При нагреве бумага сгорала, а минеральный скелет начинал ярко светиться. Увы, прототип так и остался прототипом; друммондос свет до своего заката так и светил раскаленными роликами.

И если в театре с этим можно было бороться или мириться, то сколь-нибудь портативный светильник друммондова света становился невыносимо громоздким. Надо было что-то делать.

Кому же нужен переносной прожектор на водороде? Нууу. Конечно, театры ТОГДА были намного менее илитарным времяпревождением, но для широких масс было и более известное развлечение: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМ ФОНАРЕМ. То есть, проекционным фонарем со стеклянными картинками, которые позже станут "слайдами".


Картинки могли быть самыми разными - от обучающих и художественных до самых низкопробных ужастиков с адом и демонетками.



Свечной фонарь, фитильная лампа и даже аргандова лампа (типовые источники света в старых волшебных фонарях) этого самого света толком не давали. А вот друммондов свет - если бы его засунуть в проектор. ну хотя бы чемоданного размера.


Хорошо бы, чтоб баллонов не было вообще, а лампа была не сильно больше масляного проектора. Но это даже на середину 19 века было ненаучной фантастикой. Но некоторые идеи появились:

В в конце 40-з годов из нефти начинают получать осветительное топливо - керосин (астралин, пиронафт. ). И вместе с керосином появились и новые светильники. Я говорю не о фитильных керосиновых лампах, а о принципиально новых "факельных" (flare) светильниках. То есть, светильники с подачей топлива в горелку под давлением. Это позволяло сильно (до тысяч(!) свечей с одного светильника!) увеличить светимость путем подачи топлива больше, чем мог обеспечить самый производительный фитиль. Давление создавалось гравитацией, нагревом бака или просто насосом. И именно факельные лампы стали прародителями перспективных калильных светильников.


Да, здесь показаны сравнительно поздние образцы факельных ламп, но появляются они как раз в середине 19 века.

Итак, техническая мысль пошла в сторону светильника с подачей испаренного жидкого топлива - в кислородную горелку (без кислорода известь все еще не светила). Если вы представили какой-то вариант керосинореза - забудьте. Никто не искал легких путей. Первые жидкотопливные калильные лампы произошли от весьма экзотических факельных светильников на "карбюрированном воздухе".

И вот тут-то пасть ада и раскрылась.
Карбюрированный воздух - это воздух, насыщенный парами топлива. В устройстве, естественно, названном.. нет, не "карбюратором", а "сатуратором" (впрочем, фактически это был таки карбюратор). В системах освещения использовались плоскодонный карбюратор (воздух прокачивается над поверхностью топлива) и барботажный (воздух пробулькивается через топливо), более известный, как "бульбулятор". В качестве топлива использовался эфир, газолин (легкокипящие фракции нефти; петролейные эфиры) или бензолин (бензол-толуольная фракция отходов коксохимического производства). Так что представьте, бак с топливом примерно сравнимым с эфиром на чердаке и трубки с эфир-воздушной смесью, идущие к газовым рожкам. Можно ли эту систему сделать еще опаснее?

Переносной калильный проектор объединил самые заметные черты друммондова света и карбюрированного воздуха. На фонаре ставился топливный бак-"сатуратор" для эфира (газолина, бензолина. ) и трубка для подключения кислородного баллона. В простейшем случае кислород пропускался сквозь эфир в баке и шел в горелку. Оно светило, но работало только на химически чистом топливе (диэтиловый эфир, пентан - никакого фракционного состава; только чистое вещество!)





Если же использовать в таком сатураторе "натуральное" топливо типа газолина или бензолина - то сначала выгорят легкие фракции, потом пламя переобогатится, яркость света резко снизится, а известковый ролик будет испорчен.

Более совершенным был сатуратор с двойной подачей кислорода - часть бульбулировала сквозь топливо (которым мог быть уже и газолин или бензолин) а часть пускалась в чистом виде в горелку. В этом случае горелка работала на смеси карбюрированного кислорода и чистого кислорода - и сервитор мог в любой момент времени подрегулировать пламя.




Жидкотопливный "друммондов свет" на эфир-кислородном, бензолин-кислородном или газолин-кислородном топливе продержались до первых лет 20-го века. Несмотря на высочайшую пожароопасность светильника и самого топлива; несмотря на развитие альтернативных источников света - яркость друммондовых светильников превосходила калильные светильники первого поколения, а удобство использования - атмосферные угольные дуговые лампы. Но для освещения он совершенно не подходил ни в каком виде. Так что инженеры почесали репу и сказали: "Мы пойдем другим путем!"

[ Ч3. Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь. ] Ч3. Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь.
Освещение должно быть дешевым, простым и безопасным. А значит, горелка должна быть атмосферной, калильное тело - неприхотливым и способным ярко светить при небольшой температуре пламени.

И только в 1880-х годах ключевые проблемы решились практически молниеносно. В 81 появляются светильники Кламона на инжекторной атмосферной горелке и калильные колпачки на основе соединений магния. Тогда же Котинский создает калильные сетки из окисей стронция, магния, циркония и алюминия. Сетки поначалу были действительно сетками из тугоплавкого металла, например, платины с напылением собственно люминофора. Но уже в 1885 году Ауэр-фон-Вельхсбау подает патент на тканевой колпачок, пропитанный смесью солей редкоземельных металлов. Цирконий, лантан, иттрий, эрбий, церий, неодим. Причем, Ауэр сразу уточнил, что его изобретение применимо "для газовых и иных горелок", до которых я надеюсь дойти очень скоро. Второй же патент дополнительно к редкоземам предложил использовать соли тория и урана. Третий патент должен был защитить наиболее яркую смесь - 99% тория и 1% церия - но Ауэр не один занимался разработкой калильных смесей и "идеальную смесь" описали еще несколько разработчиков.

Очень быстро стали нащупаны и особенности работы фонарей. Не рассчитаны, именно "нащупаны" методом проб и ошибок. Ни физхимия, ни математика тогдашних времен помочь не могли. Работа калильной горелки гораздо сложнее, например, примуса который честно рассчитать стало возможно только "позавчера" - и то, на очень мощном компьютере. Здесь сталкивается изощренная газодинамика, физхимия, химия, физика и квантовая механика:) В общем, инженерам оставалось почти вслепую искать идеальные технические решения.

Одним из них была уже упомянутая смесь тория с церием, светящаяся ярче, чем торий и церий по отдельности. Это свечение объясняется сложным комплексом взаимосвязанных каталитических и термических реакций. Если совсем коротко, то радикалы водорода реагируют с калильным колпачком каталитическим нагревом, раскаляя его до температуры выше температуры пламени. Более того, если газ выключить и тут же снова включить, пока колпачок не успел остыть окончательно, он может разогреться и вновь поджечь газ!
в самой калильной смеси тоже происходит сложное взаимодействие. Окись церия дает лучший люминисцентный эффект, но при высокой температуре, а окись тория - лучший каталитический. И только в смеси происходит каталитический тепловой разгон на тории, достаточный для исключительно яркого света церия.

Во-вторых, колпачок должен точно повторять форму пламени; пламя должно чуть-чуть проходить внешней частью сквозь колпачок. Пока это было несложно. Горелка низкого давления давала достаточно ровное пламя, под которое можно было создать простой колпачок-чулок. Примерно вот такой.



Колпачки первых поколений прожигались еще на фабрике, после обжига покрывались тонким слоем коллодиума так что форму они сохраняли все время и требовали упаковку в жесткие футляры и бережного обращения.

В общем самый большой шаг в уличном освещении был сделан и, как бы это ни звучало, газокалильное освещение начало поистине взрывное распространение.

Уже через несколько лет (1892) была продана почти сотня тысяч газовых фонарей с новыми калильными сетками, в 1894 их уже только в Париже уже было около 150000. В 1898 появились наиболее известные, самые узнаваемые уличные фонари "Виндзор".


Подобные фонари давали свет от 85 свечей (чуть меньше 100Вт лампы*) до бодрых 280 свечей (почти три 100Вт лампы. В общем-то сравнимо с лучшими газовыми фонарями открытого пламени - при несравнимо меньшем расходе газа и (как ни странно) дорогого жаропрочного стекла.
*я надеюсь, 100Вт лампу все представляют?

Я не стану уходить дальше в дебри конструкций фонарей, автоматических запалов и прочих тонкостей; я и упомянул-то их в основном потому, что без них сложно будет понять собственно портативные светильники. В общем, за кратчайшие сроки крупные города получили действительно яркое уличное освещение. В основном уличное. Да, в богатых домах с подведенным газом газовые рожки заменялись на газокалильные - но не всегда. Хотя настоящие буржуИны, считающие каждую копейку, быстро поняли, что расход газа+колпачков обходится дешевле газового рожка.
Дляних немедленно появились тюненг-киты для домашнего газового рожка.




Но даже у самых лучших газокалильных ламп был один фатальный недостаток: они были стационарными. Что очень ограничивало местное освещение. То есть газокалильную лампу на стол или рояль не поставить. В смысле, можно, но настольная лампа со шлангом - это очень стимпанково и очень небезопасно. В смысле, я, конечно, могу представить розетки-ниппели и шланговые светильники, но это будет именно реквизит для стимпанковского сеттинга. А в нашей реальности нужно было топливо, запас которого хранится в самой лампе.

И газ в этом смысле не очень подходил. Вот честно, разминулись* эпохи пропана в баллонах и баллончиках и массовые калильные колпачки. Технически существенных проблем с ними не было, но вот просто "не судьба". Нужно было адаптировать к более популярным сортам топлива. И сразу же начались проблемы.

*Самое забавное, что технические решения, которые я буду ругать, описывая пропановые лампы первых поколений, именно в конце 19 века были бы не просто гениальными, а ультимативными технологиями.

Дело в том, что в жидком углеводородном топливе этого самого углерода от "немало" до "очень уж дохрена", да и другого говна совершенно избыточно. А значит, горелка может коптить гораздо сильнее любой газовой, а копоть просто убивает и без того не слишком стойкий колпачок или сетку. Хуже того, почти все натуральное топливо - это смесь веществ с разными температурами кипения и разными потребностями в кислороде.
Значит нужна горелка, которая сначала испарит, а потом сожжет сложное топливо чистым синим пламенем. Инжекторная горелка с парогенератором.

Первыми эту адаптацию прошли именно городские фонари. Приспособив инжекторную горелку к сверхмощным "факельным" лампам, инженеры создали первые автономные калильные фонари. В такие фонари топливо подавалось из бака в толстом основании столба наддувом из баллончика с углекислотой. Найти картинки фонарей с углекислотным наддувом мне не удалось, но в 1898 американский инженер Китсон предлагает новый вариант автономного уличного фонаря.


Здесь керосин уже подавался давлением воздуха в баке, накачиваемым простым насосом.



Такой фонарь давал от 500 до 1200 свечей и расходовал литр керосина за 10 часов. Для сравнения, прикиньте, сколько сожреть ваш бензогенератор за 10 часов такой нагрузки:)

Также, обратите внимание, в фонаре установлены ДВЕ горелки. Вернее, одна, но с двумя соплами. Оказалось, (совершенно внезапный закон куба-квадрата) несколько маленьких колпачков, нагреваемых отдельными соплами, дают больше света, чем один большой на всю мощность горелки. Так улицы, не охваченные газовыми сетями, получили яркое освещение.

В 1898 первая керосинокалильная лампа загорается на маяке L'lle Penfret, Франция. Увы, найти эту лампу мне пока не удалось:)

Но это было уже на грани веков, а освещать дома хотелось и раньше. И без газовых сетей тоже.

[ Ч4. Gimme fuel gimme fire.. ] Ч4. Gimme fuel gimme fire..

И вот здесь начинается цирк, легаси, эволюция и инженерное порно.
Итак, нам нужна компактная лампа, способная испарять и сжигать углеводородное топливо синим пламенем высокой температуры. Примус получается какой-то. Кстати, Линдквист со своим Примусом как раз в эти годы показал, что компактная инжекторная горелка на жидком топливе возможна и весьма неплоха.

Вот скажите, сколько времени займет переделка примуса в лампу создание лампы из трех уже готовых компонент - бачка с насосом, инжекторной горелки и колпачка? Думается, месяц-полтора с учетом времени на пьянку, ежечасные перекуры и изготовление оснастки для серийного производства.

Вот, кстати, лампа, собранная из тела второго Шмеля, самопального рассекателя горелки и колпачка.

И она же в облагороженном виде. Сделана умельцем в 2010 годы чисто по приколу.

Так вот, в нашей реальности переход к лампам "типа примуса" занял почти 10 лет! А лампы с очевидно-примусным происхождением так и остались забавными самоделками!

Первым лампам пришлось искать топливо, которое не дает копоти в силу низкого содержания этого самого углерода. Например СПИРТ(ы). Спирт горит без копоти, но весьма низкокалориен. Впрочем, решение всем известно: НУЖНО БОЛЬШЕ ТОПЛИВА. А значит, все равно инжекторная горелка, но не примусная. В общем, спиртокалильным лампам пришлось искать других предков. И предками стали Аграндова настольная лампа (компоновка) и малые образцы гравитационных "факельных" ламп (горелка с испарителем)! Я не знаю, почему, но гравитационная подача очень полюбилась инженерам именно спиртовой техники. В общем, вот, самая старая из найденных мной домашних спиртокалильных ламп образца 1896 года. В таком исполнении лампы назывались "студенческими" "student lamp".




Спиртокалильные лампы произвели настоящую революцию в домашнем освещении. Даже с гравитационной подачей спирта такие лампы могли давать от 60 до 200-250 свечей, что более, чем достойно даже по нынешним временам. Кроме того, в сравнении с керосиновой лампой они производили значительно меньше углекислого газа, как вообще, так и "на свечу". Да и влаги тоже, благо выхлоп пламенных углеводородных светильников основательно повышал уровень влажности в помещении. При этом, цена освещенности была вполне сопоставима с керосиновым освещением. В смысле, спирт был дороже, но светил заметно лучше. Ну и опять таки, запах перегара от лампы все-таки приятнее керосинового выхлопа.

Но керосин все-таки был главным бытовым топливом цивилозованного человека. Керосин. Очень калорийный, порождающий уйму копоти - но незаменимый на грани веков продукт. И снова ирония ситуации. Спиртокалильные лампы уже есть, примус все еще есть. Казалось бы, нужно скомпоновать наддувный бак, парогенератор и бесшумную инжекторную горелку. И керосинокалильная лампа не должна иметь существенных отличий от спиртокалильной.

АГАЩАЗ! Керосинокалильные лампы НЕ взяли родословную от спиртокалильных и НЕ породнились с Примусом (по крайней мере, не сразу). Первые керосинокалильные лампы были ФИТИЛЬНЫМИ.

Их предком стала - тадам - керосиновая лампа-"молния" с трубчатым фитилем, которая была модификацией Аргандовой лампы из глубин времен. Об этих лампах я писал в "керогазном" посте, но теперь на них придется взглянуть чуть внимательнее.

Сразу скажу, случайно найденная "молния" колпачок не раскалит; для этого нужно "синее пламя". Ну а мы уже знаем, что синее пламя можно получить, заменив "трубу" лампы и отрегулировав отверстия в рассекателе и сетке. А получив синее пламя, можно уже и колпачок подвесить. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО ДОМА. Очень скоро вы поймете, почему.

Первые патенты на керосинокалильные лампы были выданы вездесущему Грецу (1892) и Мюллеру (1895). Причем, лампа Греца рассматривалась для использования с колпачками первого поколения (известковые или циркониевые), а лампа Мюллера предполагала использование колпачков с газовых фонарей.

Грабли пошли незамедлительно. Сама идея была проста и гениальна, горелка выдавала синее пламя - но но но.

Напомню, для оптимальной работы калильного колпачка, его форма должна повторять форму пламени. Кроме того, пламя не должно коптить. И со всем этим немедленно начались проблемы. Колпачки светили плохо, неравномерно, быстро убивались копотью - без каких-либо видимых причин. Что-то мешало во внешне хороших лампах светить нормально.

Газодинамика такая сука! При низкой скорости потока топлива (ограниченном испарением с фитиля и скоростью тяги в колбе лампы) и большой площади пламени (определяемой длиной окружности фитиля) ЛЮБАЯ неоднородность в форме фитиля или потоке воздуха перекашивает пламя. Забившиеся отверстия в сетке, вмятины, деформированный от температуры диск рассекателя или подвес колпачка, нагар на фитиле - оппс, приехали. И ведь в лампе-молнии или обогревателе все это было - но для ухудшения работы нужны были гораздо бОльшие дефекты.

Также оказалось, что рассекатель-пуговица годится для ламп-молний, но для калильного колпачка нужна новая, более стабильная форма пламени.


Но как "пуговица", так и более сложные формы рассекателей типа "Кунт и Десслер" (1898) не давали сколь-нибудь приличного результата.

Такие лампы направляли синее пламя на юбку колпачка-чулочка с газового фонаря, оставляя верхушку менее накаляемой.

В общем, идея была хорошей, но сложно реализуемой. А когда ноука и математика беспомощны, остается ждать гения, способного найти решение без этих сложных дисциплин. Пока же фитильные лампы с трубчатым фитилем производились в основном потому, что у конкурентов дела обстояли не лучше.

Решение явно лежало в плоскости инжекторной горелки и наддува бака с топливом. Примус уже был, но инженеры сказали: МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ - и, взяв за основу факельную безнасосную лампу типа Pigeon пятнадцатилетней давности


создали первую безнасосную калильную лампу с баком под давлением!
Патент на такие лампы был выдан Шустеру и Баеру в 1895 и первые лампы пошли почти сразу же, в 96.


В такой лампе бензин (или спирт - в спиртовых этого типа) поднимался (выпирался давлением в баке) по фитилю, испарялся в парогенераторной камере и вылетал в горелку типа бунзена через жиклер.



Ничего не напоминает? Безнасосные примусы, даже в виде неуправляемых зажигательных гранат прототипов, появятся через два десятка лет - и в виде абсолютно параллельной разработки.


Светили такие лампы на бодрые 60 свечей и свою нишу в Европе держали еще долгие три десятка лет. Но только нишу. В ПРИНЦИПЕ, у них было ВСЕ необходимое для работы с калильной сеткой - но ВСЕ это имело фатальные недостатки. Бензин (лигроин, бензолин. ) хорошо горели, но были крайне пожароопасными, горелка давала пламя с четкой формой - но его обогащение плавало в зависимости от температуры, давления, состава топлива и предварительного форсажа. Ну и тепловой саморазгон никуда не денется и еще десятки лет будет мучать инженеров жидкотопливных горелок.

Полюбовавшись страданиями конструкторов фитильных калильных ламп, другие изобретатели сказали "МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ". Конечно, не повторять ошибки других хорошо и правильно. Но пользоваться чужими хорошими идеями тоже хорошо.

Итак, у нас есть ПРИМУС и БЕСШУМНАЯ ГОРЕЛКА. Как бы нам сделать настольную инжекторную лампу?

НАДДУТЬ БАК УГЛЕКИСЛЫМ ГАЗОМ из баллончика! Нет, это не странность и не оверинжиниринг. В уличных фонарях это было популярно. Но в настольной лампе? Нет, я понимаю, это ОЧЕНЬ удобно, когда вы увидите розжиг насосной лампы, вы поймете - но все же! Так в 1897 началась эпоха ламп с баком под давлением. Увы, найти фотографии или хотя бы рисунки лампы David Kempes, мне не удалось, но дальше я покажу очень похожую на нее лампу следующего поколения, так что обойдемся без регистраций и СМС.

Так к началу ХХ века ВСЕ принципиальные варианты калильных ламп были известны. Но только газовые фонари низкого давления были по-настоящему широко распространены; остальные были скорее прототипами, чем светильниками. Осталось только превратить прототипы во что-нибудь полезное. Этим и будут заниматься инженеры последующую сотню лет:)

Освещение в 19м веке

Photobucket - Video and Image Hosting

В начале разговора об освещении в 19м веке следует упомянуть свечи. Самые дешевые свечи изготавливали из сала, обычно наливая растопленный жир в формы и давая ему остыть. Таким образом, свечи получались одинакового размера, так что их просто было вставлять в подсвечники. Самый же древний способ изготовления этих свечей заключался в том, чтобы периодически окунать лучину в растопленное сало. Но фитиль так же делали из хлопка, конопли или льна. Поскольку на такие свечи шли самые низкокачественные сорта жира, они ужасно коптили и воняли. Жир тает при более низкой температуре, чем воск, и чтобы свеча горела ярко, требовался толстый фитиль, с которого приходилось постоянно снимать нагар. Нагар со свечей снимали особыми щипцами, изобретенными в 16м веке. Чтобы кончики фитиля не упали в расплавленный жир, на щипцах находилась специальная коробочка, куча они и попадали. Поскольку в домах часто гуляли сквозняки, свечи догорали очень быстро - сплошное разорение!

Аристократы использовали свечи из лучших сортов сала, которые стоили дороже тех, какими пользовался простой люд, но дешевле восковых свечей. До 19го века, свечи старались экономить, и лишь богатые могли позволить себе жечь их без счета. Но даже в таких семьях, если вечером не были приглашены гости, сальные свечи употреблялись вместо восковых. Таким образом, вечером в доме темнота была разбавлена лишь редкими участками света, причем наиболее яркий свет шел от камина. Романтика! Наверное, это здорово сплачивало семьи, заставляло их сгрудиться потеснее и слушать, как кто-нибудь читает вслух (один чтец =одна свеча; у каждого по книге=много свечей=мощеная дорога к банкротству). С другой стороны, можно только, представить как портилось от этого зрение.

Даже качественные свечи коптили, значит, от них чернели стены, картины и мебель. Кроме того, жир довольно просто пролить на пол, что значительно усложняло жизнь слугам - ведь им приходилось драить грязные ковры, оттирать копоть с мебели и с потолка. Зато им доставались свечные огарки, которые можно было переплавить в свечу, хотя и низкокачественную.

До 1820 года фитиль как бы сворачивали в трубочку, но 1820м был изобретен плетеный фитиль, который полностью сгорал в пламени. Теперь не нужно было постоянно снимать нагар. Это открытие совпало с изобретением свечей из стеарина, который получают дистилляцией гидролизатов животных жиров. Такие свечи были твердыми и белыми, горели ярко, не дымили и с них не нужно было снимать нагар. Позднее в их состав стали добавлять пальмовое и кокосовое масло.

Помимо сала и стеарина, другими материалами для свечей служили пчелиный воск, парафин, и спермацетовый жир. Пчелиный воск был дорог. Восковые свечи, которые меньше коптили и пахли приятней, зачастую использовали во время торжественных церковных служб или же при королевском дворе. Парафиновые свечи вошли в обширное употребление с 1850х годов, они были относительно недороги и отличались высоким качеством. С развитием китобойной промышленности в конце 18 века произошел настоящий прорыв в изготовлении свечей. Теперь их можно было делать из спермацетового воска, получаемого из спермацетового масла, которое находится в жировой подушке на лбу у кашалота. Как и пчелиный воск, спермацетовый горел без вони, был тверже и не расплывался.

Кроме свечей, для освещения пользовались еще и керосиновыми лампами. Керосин, впервые полученный из угля в 1846 году, вскоре стал одним из основных видов топлива. Но главным видом освещения, который в первую очередь ассоциируется с викторианской эпохой, был, разумеется, газ.

Коммерческое применение газа началось в 1792 году, когда Уильям Мердок впервые использовал природный газ для освещения своего дома в Корнуолле. В 1798 году газом осветили фабрику, в 1803м - театр "Лицей." Газовое освещение распространялось на удивление быстро - к 1816му газ вовсю использовали в Лондоне, а тремя годами спустя, и в других крупных городах. К концу 1840х газовое освещение достигло и деревень. Скорость, с которой распространялось газовое освещение, было чисто британским феноменом. В 1862 году один Лондон потреблял столько же газа, сколько вся территория Германии.

Магазины первыми воспользовались этой новинкой для освещения витрин. Популярным газ был и в театре, хотя здесь он причинял много неудобств. Посетители жаловались на головные боли. Кроме того, температура на балконах порою поднималась до 38 градусов. Многие театры постарались решить эту проблему, установив plafond lumineux, прозрачный потолок, за которым горел газ, освещая помещение, но не выделяя продуктов сгорания. Тем не менее, когда появилось электричество, театры восприняли это новшество с энтузиазмом. Несмотря на распространение газового освещения, некоторые заведения предпочитали полагаться на дневной свет. Например, Британский музей и Национальная галерея в зимний сезон закрывались около 3 - 4х дня.

Поскольку при горении газа расходуется кислород, комнаты требовалось тщательно вентилировать. Кроме того, от газа портились обои, книги, мебель и серебро. Картины советовали вешать на шнурах а не на проволоке, потому что газ разъедал металлы. Фикусы стали такими популярными растениями именно из-за того, что могли выносить душную атмосферу. Викторианцы зачастую ограничивали газовое освещение теми комнатами, где без него нельзя было обойтись. Им освещали коридоры, кухни, детские (дети могли запросто уронить свечи) и, если уж совсем необходимо, спальни. В гостиных старались обходится лампами.

В самом начале своего внедрения, газ стоил 15 шиллингов за кубический метр, но к 1870 году цена упала до 3х шиллингов. Теперь, когда газ был так дешев, его престиж среди аристократии пошел на спад. Чтобы хоть как-нибудь выделится, богатые стали возвращаться к свечам, по крайней мере до прихода электричества, которое было дорого, а значит и престижно.

Photobucket - Video and Image Hosting


Frederick Smallfield, "Ghost Story." Особенно мне здесь кошка нравится.

Photobucket - Video and Image Hosting


Формы для свечей

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting


Щипцы для снятия нагара.

Читайте также: