Дом с естественным освещением

Обновлено: 02.05.2024

Дом с естественным освещением

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Daylighting and artificial lighting

__________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 52.13330.2016 с СП 52.13330.2011 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2017-05-08

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (НИИСФ РААСН) и Общество с ограниченной ответственностью "ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ" (ООО "ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Свод правил устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных территорий, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.

Актуализация выполнена авторским коллективом: федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (канд. техн. наук И.А.Шмаров, канд. техн. наук В.А.Земцов, инж. В.В.Земцов, инж. Л.В.Бражникова, канд. техн. наук Е.В.Коркина); ООО "ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ" (инж. Е.А.Литвинская) при участии ООО "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (инж. А.Ш.Черняк, канд. техн. наук А.А.Коробко); Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России (д-р мед. наук Т.Е.Бобкова); Федеральное государственное автономное учреждение "Научный центр здоровья детей" Минздрава России (канд. биол. наук Л.М.Текшева); Программа развития ООН (инж. А.С.Шевченко), ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника" (канд. техн. наук А.А.Богданов) ОАО НИПИ "ТЯЖПРОМ-ЭЛЕКТРОПРОЕКТ" (инж. З.К.Гобачева).

Изменение N 1 к СП 52.13330.2016 разработано авторским коллективом: федеральное государственное учреждение "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (НИИСФ РААСН) (канд. техн. наук И.А.Шмаров, канд. техн. наук В.А.Земцов, Л.В.Бражникова), Ассоциация "Росэлектромонтаж" (В.Н.Коротков), ОАО "ВНИПИнефть" (А.А.Полякова), ООО "ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ" (Е.А.Литвинская).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий и сооружений различного назначения, места производства работ вне зданий, площадки промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожные пути площадок предприятий, наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей.

1.2 Настоящий свод правил также распространяется на проектирование устройств местного освещения, поставляемых комплектно со станками, машинами и производственной мебелью.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на освещение подземных выработок, морских и речных портов, аэродромов, железнодорожных станций и их путей, спортивных сооружений, помещений для хранения сельскохозяйственной продукции, размещения растений, животных, птиц, а также на проектирование специального технологического и охранного освещения при применении технических средств охраны.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 21.607-2014 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации наружного электрического освещения

ГОСТ 111-2014 Стекло листовое бесцветное. Технические условия

ГОСТ 5406-84 Эмали НЦ-25. Технические условия

ГОСТ 9754-76 Эмали МЛ-12. Технические условия

ГОСТ 10982-75 Эмаль ЭП-148 белая для холодильников и других электробытовых приборов. Технические условия

ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия

ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 26824-2018 Здания и сооружения. Методы измерения яркости

ГОСТ 30826-2014 Стекло многослойное. Технические условия

ГОСТ 31364-2014 Стекло с низкоэмиссионным мягким покрытием. Технические условия

ГОСТ 32997-2014 Стекло листовое, окрашенное в массе. Общие технические условия

ГОСТ 33017-2014 Стекло с солнцезащитным или декоративным твердым покрытием. Технические условия

ГОСТ 33086-2014 Стекло с солнцезащитным или декоративным мягким покрытием. Технические условия

ГОСТ 33392-2015 Здания и сооружения. Метод определения показателя дискомфорта при искусственном освещении помещений

ГОСТ 33393-2015 Здания и сооружения. Методы измерения коэффициента пульсации освещенности

ГОСТ EN 410-2014 Стекло и изделия из него. Методы определения оптических характеристик. Определение световых и солнечных характеристик

ГОСТ Р 54350-2015 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54815-2011/IEС/РAS 62612:2009 Лампы светодиодные со встроенным устройством управления для общего освещения на напряжения свыше 50 В. Эксплуатационные требования

ГОСТ Р 56926-2016 Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 57795-2017 Здания и сооружения. Методы расчета продолжительности инсоляции

СП 98.13330.2012 "СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии"

СП 363.1325800.2017 Покрытия светопрозрачные и фонари зданий и сооружений. Правила проектирования

СП 367.1325800.2017 Здания жилые и общественные. Правила проектирования естественного и совмещенного освещения

СП 419.1325800.2018 Здания производственные. Правила проектирования естественного и совмещенного освещения

СП 426.1325800.2018 Конструкции фасадные светопрозрачные зданий и сооружений. Правила проектирования

СП 439.1325800.2018 Здания и сооружения. Правила проектирования аварийного освещения

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.4.3359-16 Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое в случае выхода из строя питания рабочего освещения.

3.2 автодорожный тоннель: Часть дороги для проезда автомобильного транспорта, имеющая перекрытие над проезжей частью, которое препятствует естественному освещению дорожного покрытия и тем самым ухудшает водителю условия видимости дорожной обстановки.

1 Понятие тоннеля распространяется и на солнцезащитные экраны, примыкающие к порталам тоннеля.

2 Под понятие тоннеля не подпадает галерея, определяемая как часть дороги, перекрытие которой на всем протяжении имеет одну или обе светопроницаемые стены.

3.3 акцентирующее освещение: Выделение светом отдельных деталей на менее освещенном фоне.

3.4 антипаническое освещение: Вид эвакуационного освещения для предотвращения паники и безопасного подхода к путям эвакуации.

3.5 боковое естественное освещение: Естественное освещение помещения через световые проемы в наружных стенах.

3.6 верхнее естественное освещение: Естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высоты здания.

3.7 внутренняя зона тоннеля: Участок тоннеля, примыкающий к переходной зоне и заканчивающийся у начала выездной зоны, а при ее отсутствии - у выездного портала.

3.8 выездная зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к внутренней зоне и заканчивающийся у выездного портала.

Правила светодизайна: Как организовать освещение в квартире

Алексей Березняк

В прошлом, дизайнер интерьеров. Ушел в более близкую для себя среду - ручная работа с древесиной. Сохранить Комментировать 70 Нравится 429

На сайтах и в журналах немало пишут о роли планирования световых сценариев: дескать, важно думать не только о дизайне люстр, но о функциональности освещения в целом. Но советы все, как правило, сводятся к одному — приглашайте профессионального дизайнера или даже светотехника, и они вам все рассчитают.

Правы ли они? И да, и нет. Есть ряд правил, которых вы вполне в состоянии придерживаться сами, самостоятельно ремонтируя свое жилье. Хотя для решения многих задач, действительно, стоит привлечь профессионалов.

Сохранить фото

Шаг 1: находим слагаемые успеха
Освещение любой комнаты — это сумма трех важных слагаемых: общего, рабочего (направленного) и декоративного освещения. В группу к общему освещению часто относят светильники, которые размещаются под потолком и дают равномерный рассеянный свет. Обычно с такой функцией хорошо справляются люстры с несколькими лампами и текстильным или матовым стеклянным абажурами.

Важно, что при этом потолочный светильник не должен бросать тени и блики — иначе задача мягкого равномерного освещения пространства не решается. Светильник с очевидными тенями относим к группе декоративных.

Photo by Pixy Сохранить фото

В качестве рабочих подойдут любые светильники, способные давать направленный пучок света. Это могут быть настольные лампы, торшеры, бра, точечные светильники прожекторного типа и люстры некоторых конструкций. Рабочее освещение должно быть ярче общего, поскольку его задача — формировать комфортную для глаз обстановку на рабочей поверхности (как правило светильник располагается достаточно близко к ней).

Рабочее освещение планируется в зависимости от задачи: на кухне нужно обязательно освещать обеденный стол и столешницу. Письменный стол, кресло для чтения, изголовье кровати — выбор места для рабочего освещения зависит от вашего образа жизни.

Number Eighty One Сохранить фото Deep River Partners Сохранить фото Когда сформировано комфортное общее и достаточное рабочее освещение, остается создать в помещении нужную атмосферу. В основном это достигается использованием всеми любимой светодиодной ленты (способной менять цвета). Устанавливают ее иной раз в таких местах, что от неожиданности решения дух захватывает — на то он и декор. Gonchar & Lobyntseva Сохранить фото

Шаг 2: придумываем светотехнический сценарий освещения
Это очень приятный, но и очень важный момент: вам необходимо представить полный цикл работы всего освещения в вашей квартире в течении суток. Требуется сесть и методично описать желаемые сценарии для каждого помещения.

Если никаких особых задач перед собственной квартирой вы не ставите, для подавляющего большинства случаев подойдут следующие комбинации.

Гостиная
Постоянное общее освещение, декоративное в качестве акцентов, рабочее в зоне журнального стола. Если гостиная совмещает в себе функции столовой или кабинета, дополнительное рабочее освещение должно быть над обеденным и/или рабочим столом.

Mal Corboy Design Сохранить фото

Кухня
Общее освещение не обязательно, так как кухня в основном выполняет только функциональную роль. Особенно, если речь идет о кухне небольшой площади. Одноламповый светильник из центра комнаты уместнее сместить к обеденному столу и (за счет длины подвеса) превратить его свет в рабочий.

На кухне необходима также функциональная подсветка рабочей поверхности из-под верхних ящиков. Позаботьтесь о потолочной направленной подсветке, подсветке верхних ящиков и рабочей зоны.

Декоративная подсветка в качестве дополнительной может проходить, например, по цоколю кухонного гарнитура (как на фото).

Совет: Располагайте светильники таким образом, чтобы они не отбрасывали вашу собственную тень на рабочую поверхность. Это самая частая ошибка при освещении кухни.

Однушечка | Odnushechka Сохранить фото Столовая
Общее освещение желательно, но не обязательно. А вот рабочее освещение обеденного стола — однозначно необходимая вещь. Можно организовать декоративную подсветку, но только если она не пересекается с рабочим освещением. Amelia Hallsworth Photography Сохранить фото

Спальня
Здесь все просто: общее освещение, парное рабочее (по сторонам кровати) — бра, настольные лампы, одноламповые светильники на длинном подвесе.
Для атмосферы —декоративное освещение в качестве вечернего.

Совет: Не засвечивайте спальню: это не способствует расслаблению.

Victoria Kiorsak Сохранить фото Beyond Beige Interior Design Inc. Сохранить фото

Санузел
Вне зависимости от площади необходимо общее освещение и рабочее у зоны зеркала (удобнее всего парные светильники по бокам). Декоративная подсветка уместна, например, по плинтусу или из-под навесных предметов мебели.

Совет: Старайтесь подсвечивать зону у зеркала мягким рассеянным светом, расположенным с трех или четырех сторон. Это избавит от жестких теней.

Идея: Для санузлов выпускают немало премиальных приборов с функцией хромотерапии: душевые стойки, гидромассажные ванны подсвечивают воду и меняют настроение непосредственно в процессе омовений. Однако использовать или нет приборы с функцией хромотерапии — ваш личный выбор.

Cebula Design Сохранить фото

Шаг 3: приступаем к просчету
Итак, вы продумали световой сценарий до мелочей и рветесь потратить деньги на инструмент воплощения своей мечты. Поспешу вас приостановить. Закончилась часть творческая и началась техническая: без грамотного расчета для каждого конкретного светильника вы не получите нужного эффекта. Более того — вы можете полностью испортить впечатление о интерьере!

Свету неважно, сколько стоит ваша кухня, и тем более он не берет во внимание, насколько дорог ковер. Может случиться так, что дорогой светильник расстроит вас вдвойне, так как без просчета освещения он может не сработать в команде с другими приборами, что приведет к разрушению всего светового сценария.

Моя основная рекомендация такова: если вы всерьез инвестируете в освещение интерьера и задумались над качественным проектом, то помощь светодизайнера вам необходима. Далеко не каждый интерьерный дизайнер или архитектор самостоятельно выполняет такие расчеты: вы удивитесь, но мы тоже обращаемся к подрядчикам-специалистам!

Story Store Сохранить фото
  • Лампы накаливания Традиционные «груши» уже не производятся, но в коллекциях с ретро-нитью ламп накаливания много. Они дороги, потребляют много энергии, греются (не терпят соседства с бумажными абажурами), быстро выходят из строя. Но при этом лампы накаливания обладают комфортной температурой света и их можно использовать с диммерами.
  • Люминесцентные Из плюсов: энергопотребление до 8 раз меньше, а срок службы — до 20 раз больше, чем у ламп накаливания. Почти не греются. Можно подобрать лампу нужной температуры света. Но далеко не все лампы можно использовать с диммерами, а иные непривлекательны и имеют большие габариты.
  • Галогенные У них очень высокое значение тепловыделения: легко обжечься, дотронувшись до металлического плафона. При этом у галогенок в два раза большая светоотдача, чем у ламп накаливания, и до 4-х раз больший срок службы. Эти лампы позволяют создавать концентрированный пучок света. Их можно использовать вместе с диммерами. Компактны, довольно дешевы, относительно безопасны (рабочее напряжение 12В). Однако низковольтные галогенки работают через трансформатор (для него нужно место).
  • Светодиодные (LED) При своей высокой цене очень экономичны — служат долго, работают с диммерами, имеют очень маленькие габариты.
Декоратор Наталия Вологдина-Аникина Сохранить фото

Еще пять лет назад я бы вам советовал заучить наизусть или записать цифры «приятной» температуры цвета. Сегодня они гарантированно написаны на каждой упаковке лампочки вместе с комментарием относительно того, теплый это свет или холодный.

Запомните базовое правило: чем выше температура в Кельвинах (К), тем свет холоднее. Для глаз приятнее всего 2600-3500К (теплый белый свет или нейтральный белый) или 3600-5500К — нейтральный белый. Все, что больше 5500-6500К — для офисов.

Совет: Не используйте холодный свет у зеркал и в зоне приема пищи. Это создает неприятные ощущения.

Мощность лампочки
Мощность с точки зрения дизайна интересна тем, что при повышении мощности увеличивается световой поток лампы. И именно значение светового потока необходимо для просчета освещения.

Индекс цветопередачи
Чтобы диван при электрическом свете не изменил цвет, нужно выбирать лампочки с определенным индексом цветопередачи. Оптимальный показатель — Ra = 100: с ним лампа излучает свет, оптимально отображающий все цвета. Индекс цветопередачи у солнечного света также принимается за 100. Чем ниже значения Ra, тем хуже передаются цвета освещаемого объекта. Отталкиваться можете от следующих значений: 70-79Ra — хорошая цветопередача; 80-89Ra — очень хорошая цветопередача; 90Ra и выше — цветопередача высочайшего уровня.

  • Освещение для интерьера – 12345 светильников и ламп в разделе Покупки на Houzz
  • Настенное освещение – 1455 светильников и ламп в разделе Покупки на Houzz
Jimmie Martin California Сохранить фото

Шаг 5: учитываем важные практические нюансы
Выбирая светильник, посмотрите его в действии. Он может отбрасывать неприятные тени или освещать не так, как вы себе представляете.

Делайте поправку на высокий потолок — помните о потере мощности светового потока.

Чтобы лампочка не слепила, отдавайте предпочтение матированным. Располагайте их так, чтобы вертикальный угол между линией ваших глаз и лампой был больше 30 градусов.

Всем выйти из сумрака: освещаем дом правильно

Составляя проект дома, нужно обязательно учитывать правила, которые предъявляются к освещенности жилых помещений. И даже если вы хотите обустроить в своем доме татарстанскую резиденцию графа Дракулы, придется придумывать какие-нибудь экстравагантные способы затемнения, ведь глухие спальни без окон и полное отсутствие электрического искусственного освещения — прямое нарушение санитарно-гигиенических правил.

Зачем соблюдать нормативы по освещенности

Казалось бы, перед кем вы должны отчитываться в своем праве определять, сколько света будет падать в вашу спальню? Но, оказывается, действительно должны. Нормы инсоляции и искусственного освещения — это отдельная, узкая область права на пересечении санитарно-гигиенического, строительного и экологического законодательства. Государство регулирует, сколько естественного света должно попадать в ваш дом, как он должен освещаться в темное время суток. Вплоть до того, что устанавливает нормы освещенности, которые необходимо соблюдать.

Для каждого помещения дома утверждены собственные стандарты искусственного освещения, а общие моменты требований к инсоляции (количеству прямых солнечных лучей, попадающих в пространство помещения) начинаются с того, что естественное освещение должно быть в каждой жилой комнате и на кухне. Дело в том, что свет обеспечивает не только банальное удобство, но и психофизиологический эффект. А стало быть, световое нормирование лежит не только в строительной отрасли, но и в области действия санитарно-гигиенического законодательства. Установленные нормы освещения обеспечивают минимально допустимые параметры освещенности помещений.


Контроль за соблюдением норм инсоляции и естественного освещения осуществляют органы Роспотребнадзора. Фото: Максим Платонов

Контроль за соблюдением норм инсоляции и естественного освещения осуществляют органы Роспотребнадзора, а также надзора за проектированием и строительством (строительная экспертиза и Госстройнадзор). А в случае нарушений в дело вступает не кто иной как прокуратура. Так что с соблюдением световых норм при строительстве все действительно серьезно. Решение по факту возможного нарушения законодательно закрепленных норм инсоляции и естественного освещения принимается прокуратурой и рассматривается в суде.

Поэтому при составлении проекта дома обязательно нужно учесть все эти моменты.

Искусственное освещение

Обратимся к СП 52.13330.2016. В нем говорится, что для искусственного освещения следует использовать энергоэффективные источники света. Лампы накаливания использовать можно, но их мощность не должна быть 100 Вт и более. Есть специальный ГОСТ на светильники, в котором подробнейшим образом описывается, какими должны быть приборы домашнего освещения. Отдельно оговаривается ситуация со светодиодами: «Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения».

Санитарные правила и нормы, касающиеся освещенности, распространяются на все жилые и общественные здания. И в них есть четкие таблицы, в которых прописано в цифрах, сколько искусственного света должно быть в той или иной комнате вашего дома в случае, если искусственное освещение становится основным источником (проще говоря, вечером). Измеряется эта величина в люксах (есть даже специальный прибор — люксметр, а стандарты измерения тоже указаны в соответствующем ГОСТе).

Итак, вот как выглядят требования СанПиН по освещенности разных помещений вашего дома (речь об искусственном освещении), в люксах:

  • жилые комнаты, гостиные, спальни — 150;
  • кухня — 150;
  • детская — 200;
  • кабинет, библиотека — 300;
  • коридор, холл — 50;
  • кладовая, подсобка — 30;
  • гардероб — 70;
  • сауна — 100;
  • тренажерный зал — 150;
  • ванная, туалет, санузел — 50.

Попробуем перевести люксы в более понятные единицы измерения. 1 люкс — это единица освещенности поверхности площадью в 1 квадратный метр, если на нее падает световое излучение в 1 люмен.

Таким образом, если площадь вашей гостиной будет 20 квадратных метров, то для освещения ее согласно нормативам, понадобится 20х150=3000 люменов. Это означает, что лампы должны будут давать световой поток в 3 тысячи люменов. На маркировке любой лампы, которую вы можете купить, можно найти, сколько люменов она «выдает». Исходя из этого, можно рассчитать, сколько и каких лампочек вам нужно будет установить в гостиной, чтобы обеспечить «нормативное» освещение.

В нижеприведенной таблице можно посмотреть примерные значения светового потока в люменах, которые дают разные типы ламп.


Таким образом, для нашей 20-метровой гостиной нам понадобится примерно три 30-ваттных люминесцентных лампы или две 50-ваттных, можно сделать любые другие комбинации. Надо понимать, что нормативные значения — это минимумы, которые нужны для условно комфортной работы в таких помещениях. Разумеется, если вам мало света, вам никто не запрещает его добавить.

Естественное освещение

Без естественного освещения можно проектировать помещения, где люди бывают только временно: ванные комнаты, туалеты, гардеробные, коридоры и т. д. Кроме того, в помещениях, которые допускается размещать в подвальном этаже, тоже можно обойтись только искусственным светом.

Количество естественного освещения (КЕО) — важный параметр любого жилого или общественного здания. Оно рассчитывается по специальным формулам, изложенным в Своде правил СП 52.13330.2016. И это расчетное значение КЕО должно быть в каждом помещении не менее нормируемого значения, которое указано в таблицах 4.1 и 4.2 этого документа (на самом деле, можно и меньше, но только максимум на 10% — см. соответствующий СанПиН).

Расчетное значение КЕО учитывает коэффициент светового климата, который, в свою очередь, указан в таблице 5.1 Свода правил. Эти коэффициенты принимаются в зависимости от номера группы обеспеченности естественным светом административных районов РФ (для Татарстана этот номер группы — 1) и от того, как по сторонам света ориентированы окна. Таким образом, еще до строительства, по проекту дома, становится известна степень его естественной освещенности. Расчет, каким будет естественное освещение, нужно делать без учета мебели, оборудования и деревьев за окном. Предполагается, что окна ничто не будет закрывать (а сами окна будут закрыты прозрачными стеклами, которые пропускают солнечный свет).

А после строительства, чтобы измерить величину естественного освещения, надо для начала определить точку, в которой, собственно, она будет измеряться. Как правило, для этого выбирается геометрический центр помещения.

Кстати, от ориентации дома по сторонам света прямо зависит, сколько в нем будет естественного освещения. И с этим можно «играть» отдельно. К примеру, опытные архитекторы советуют в наших широтах не ориентировать окна спален на восток, если вы любите долго поспать — солнце будет вам мешать. В свою очередь, ориентировать библиотеку или рабочий кабинет на север или на запад означает большую часть времени работать здесь при искусственном освещении.

Конструкции окон и балконов, через которые в дом поступает боковое естественное освещение, проектируются с учетом требований ГОСТ 23166 и ГОСТ Р 56926. Фасадные светопрозрачные конструкции проектируются в соответствии с требованиями СП 426.1325800. В этих документах подробно прописываются свойства материалов — в частности, стекла — которые позволят обеспечить правильное естественное освещение дома.

Инсоляция

Есть еще один очень важный фактор естественного освещения дома — инсоляция (количество облучения помещения прямыми солнечными лучами). Гигиенические требования к инсоляции помещений жилых и общественных зданий регулируются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Расчеты инсоляции — обязательный раздел в составе предпроектной и проектной документации (если вы составляете проект вашего дома).

Нормы инсоляции достигаются планировочными решениями и ориентацией дома по сторонам света. В жилых зданиях регламентируется продолжительность прямого попадания солнечных лучей в помещение. Это зависит от многих факторов, но для нашей зоны она в период с 22 марта по 22 сентября составляет не менее 2 часов в день, минимум в одной комнате, если комнат в вашем доме до трех (включительно), и минимум в двух комнатах — если их у вас четыре и больше.

Методы расчета продолжительности инсоляции должны знать архитекторы, они описаны в специальном ГОСТе.

Естественный свет в доме. Стратегии природного освещения

Отношение человека к природному освещению в жилище не раз менялось в ходе исторического развития - были времена, когда свет в доме зависел исключительно от природных явлений - солнца и огня. В прошлом веке ситуация была обратная - свое жилище и его интерьер принято было скрывать от солнечного света и от взглядов за плотными портьерами и тюлем в несколько слоев. Но в наши дни люди возвращаются к идеям близости с природой, к экологически чистым материалам и условиям жизни, и стремятся использовать природное освещение по максимуму.

Естественный свет в доме. Стратегии природного освещения 4115

Одна из причин интереса к освещению своего дома солнечным светом понятна - это растущие цены на энергоносители. Поэтому эргономичный проект и дизайн дома активно направлены на снижение потребления электроэнергии. Очень эффективный способ сэкономить - использовать солнечный свет для освещения жилья. Солнечная энергия вносит в жилище не только уют и здоровье жильцам, а еще и позволяет экономить на электричестве немалые средства - от 40 до 75% потребления ежемесячно.

О влиянии солнечного света в доме на здоровье говорят и современные науки - о биоритмах человека, звучащих согласно Солнцу и вращению планеты, а также от качеств естественного света - его мощности, направления, цвета. О целебном воздействии солнечного света в жилище знали и древние архитекторы, строившие здания с определенной ориентацией по сторонам света.

Современный дом должен быть построен согласно требований к освещенности:

  • Два часа тридцать минут каждые сутки - это минимальное время для присутствия прямого солнца в жилых комнатах все три солнечных сезона - весну, лето и осень. Данный минимум времени проект дома должен обеспечить, используя планировку и объемные решения, а также ориентацию здания.
  • Хорошо освещаться все комнаты в доме не могут - это нереально, и обязательно есть помещения, выходящие на север и запад. Но 60% жилых помещений дома должны иметь хорошее солнечное освещение.
  • Площади светопрозрачных оконных заполнений должны составлять не менее 20% от площади пола.
  • Окно располагается на определенной высоте относительно потолка. Верхняя граница оконного проема должна находиться от уровня пола не ниже, чем на 190 см. Высокие комнаты требуют и высоких окон.
  • Максимальное расстояние между оконными проемами = 150 см. Максимальное расстояние от оконного проема до поверхности стены, расположенной напротив окна = 600 см.
  • Все комнаты дома не могут выходить на восточные и южные стороны с хорошей инсоляцией. Поэтому приоритеты устанавливают для помещений с наибольшей посещаемостью. Детская комната, гостиная и рабочий кабинет располагаются в зонах здания, имеющих наибольшую освещенность.
  • В комнатах имеются функциональные зоны - например, это поверхность обеденного или рабочего стола, игровые места для детей. Зонирование помещений также служит световому принципу - наибольшая освещенность нужна рабочим зонам, а места для отдыха могут располагаться и не в самой светлой зоне комнаты.

Естественный свет в доме. Стратегии природного освещения 4117

Тактические задачи для обеспечения освещения жилища солнечным светом

Основные виды и способы организации естественного освещения:

  • Классические оконные проемы обеспечивают проникновение света по всему контуру дома - боковое освещение
  • Освещение сверху - свет попадает в дом через кровельные конструкции и оконные проемы с увеличенной высотой и/или расположенные в верхних уровнях стен
  • Для помещений больших площадей и глубины: обеспечивают двусветным освещением, располагая оконные проемы особым образом - ярусно

Данная тактика имеет приложение только на проектных стадиях, при разработке объемно-планировочного решения дома, когда выбираются конструкции и назначаются линейные размеры и габариты помещений. Если дом уже построен, тактику «пути к Свету» придется усложнить:

Привлекая в дом солнечный свет в целях экономии и максимального уюта, следует помнить о дозировке - солнечные районы и без того обеспечивают в жилье очень много света, с сопутствующим нагревом. Но если комната получилась слишком сильно освещенной, глянцевые поверхности создают дискомфорт, сверкая лучами полуденного солнца в глаза, можно решить проблему просто. Обычные жалюзи или портьеры для временного затенения. Особенно хороши разновидности римских штор, дающие возможность закрывать стекла уровнями, сверху или снизу. Общая освещенность будет сохранена, а острых лучей можно избежать.

Природное освещение по сторонам света и его связь с цветами интерьера

Цветовой и световой дизайн тесно связаны. Цветовая палитра для конкретного интерьера выбирается с учетом ориентации помещения по сторонам света. Причем искусственное освещение тоже является необходимостью - в вечернее время, а иногда и в дождливую и снежную погоду. Гармония и связь двух видов освещения позволит не только создать световой комфорт в жилище, но и экономить ресурс светильников. Современные системы «умного освещения» имеют датчики присутствия и сами регулируют освещенность, включая искусственный свет только при реальной необходимости в нем.

Естественный свет в доме. Стратегии природного освещения 4116

Западная сторона. Свет приходит во второй половине дня. Вечерний свет имеет более уравновешенную, «завершенную» природу по сравнению с утренним. Оттенки для отделки комнаты с окнами на запад целесообразны в нейтральной палитре. Контраст и тени нужны, но основная линия - спокойная, теплая гамма. При ориентации окон на северо-запад оттенки выбираются теплее, больше золотистых, желтых и кремовых, немного компенсирующих нехватку солнца. Юго-западное направление предполагает смещение основной гаммы к бирюзовым, зеленоватым и голубым, серебристо-серым и холодноватым пастельным оттенкам.

Восточная сторона. Утреннее Солнце - самое живое и полезное, самое радостное. Обновление и надежды с первыми солнечными лучами достаются комнатам на восток. Но вечер в данных помещениях может стать весьма мрачным. Резкость перехода от света к полумраку выравнивают, применяя яркие контрасты теплого и холодного цвета. Позитивные сочетания дает золотой с сиреневыми, бирюза и чирок с терракотой, коралловыми и мягкими оранжевыми.

Естественный свет в доме. Стратегии природного освещения 4119

Северная сторона. Холодновато в комнате с окнами на север будет всегда. Свет приглушен, ощущение стабильности, но с оттенком настороженности. Коррекция к позитиву возможна применением горячей гаммы красного - от каштановых и кофейных до оранжевого и желтых. Очень приятны в северных залах яркие насыщенные коричневые цвета. Немного неожиданно действует белый цвет - он добавляет комнате тепла на уровне подсознательных ощущений, особенно теплые белые - сливочные и кремовые оттенки. Но если все станет «голубым и зеленым» в северной комнате, то такая песня может заставить озябнуть. Светло-голубой и зеленый цвета не для северных помещений.

Южная сторона. Самые чудесные комнаты, конечно в контексте северных и центральных климатических районов. Южные районы имеют другую специфику, и порой от солнышка там приходится активно защищаться. Но южная комната в центральной полосе России считается лучшей - светлой, теплой и солнечной. В комнате на Юг нет запретов для цветового оформления, только законы цветовых сочетаний, личные вкусы и авторские предпочтения. Можно все, а коррекцию можно выполнить, установив на окна жалюзи или оформив проем портьерами, фасадными или комнатными маркизами.

Естественный свет в доме. Стратегии природного освещения 4118

Важными факторами светового уюта для вечернего времени будут также правильный выбор и рассчитанная установка светильников, а также выбор лампочек с приемлемой цветовой температурой.

Ловушки для солнца: Как наполнить светом плохо освещенную комнату

Что делать, если огромные окна в пол и залитые светом комнаты отсутствуют в вашей квартире, а так хочется света и легкости в пространстве

Натали Нуво

Натали Нуво 11/Февраль/2016 Сохранить Комментировать 10 Нравится 81 Эта статья продолжает опубликованный ранее дискуссионный материал «Как сделать светлее квартиру с окнами на север». Предположим, у нас есть квартира, в окна которой редко заглядывает солнышко. Затрудняет положение застеклённый балкон или лоджия, примыкающая к комнате. Что делать? Использовать все имеющиеся способы, чтобы заставить интерьер казаться воздушным и наполненным светом. Kate Hansen Photography Сохранить фото

1. Начните ревизию с лоджии, примыкающей к комнате
Первое, что приходит всем в голову, — покрасить в комнате стены в белый. Но с цветом вы еще успеете поработать. Предлагаю начать с остекленной лоджии: ведь весь свет остается и рассеивается именно там. И сколько его достанется проблемной темной комнате, зависит во многом, как раз, от лоджии или балкона.

Никаких тёмных стен и тёмных оконных рам! Рамы или поменяйте на белые, либо покрасьте в белый. Всё дело в отражающей способности цветов. Тёмно-коричневый, темно-серый, насыщенный беж, синий и другие отразят света как минимум на 30-50% меньше. В нашем случае нужно бороться за каждый процент. Чтобы в комнате вы могли позволить себе стены любого цвета, именно на лоджии отдайте предпочтение белому.

Посмотрите по сторонам — кругом темные нависающие козырьки, а частенько можно увидеть широкую темную металлическую полосу из-за того, что остекление начинается не от потолка, а чуть ниже. Эти козырьки тоже не забудьте покрасить в белый. Обратите внимание на подоконники и оконные откосы со стороны лоджии, пусть они так же будут белыми. А подоконники могут быть даже глянцевыми, ведь глянцевые поверхности отражают больше света.

VEKA Rus Сохранить фото Совет: Организуйте освещение на балконе и лоджии, даже если они не присоединены к жилой комнате. Иногда для поднятия настроения можно просто включать свет «с той стороны окна», и в комнате сразу станет веселее. Нина Фролова Сохранить фото

Откажитесь от каких-либо штор в комнате, примыкающей к лоджии. Если необходимо закрываться от прямых безжалостных лучей вечернего солнца летом, когда оно светит с запада, то используйте белые жалюзи или рулонные светоотражающие шторы, которые в сложенном состоянии в другое время года абсолютно сольются со стенами и будут не заметны. Причем, вешайте их именно на окне со стороны лоджии, а не в комнате.

Совет: Демонтаж окна между комнатой и остекленной лоджией заметно увеличит общий уровень освещенности. Однако потребуется хорошо поработать с теплоизоляцией и отоплением, а перепланировку — согласовать.

TylerMandic Ltd Сохранить фото 2. «Поработайте» с окном в комнате
Балкона и лоджии в комнате нет, а все равно темно? Рассмотрим внимательно оконные откосы. Откосы как откосы, скажете вы — обычные, белые. Белые — это хорошо. А угол относительно стены какой? Если ремонт в комнате ещё предполагается, то вы совершенно легко и просто можете добавить больше света в комнату, лишь немного изменив угол откоса — чем больше он отклоняется от 90 градусов, тем больше света попадает в комнату. И это не ерунда и не мелочь, проверьте — работает (достаточно вспомнить традиции крепостного строительства и выполнение откосов у окон-бойниц). Действуйте в рамках здравого смысла, очень сильно «распахивать» откосы не стоит. Delson or Sherman Architects pc Сохранить фото Обратное правило тоже верно. Решение, как на фото безусловно, очень эффектно, отлично решает проблему хранения и организации пространства маленькой спальни. Но подходит исключительно для хорошо освещенных квартир с окнами на юг и юго-восток. Для высоких этажей и хорошо освещенных квартир подобная планировка станет настоящим спасением от палящего солнца. В случае с северным окном — сократит доступ естественного света. Minhnuyet Hardy Interiors Сохранить фото

Выберите максимально близкий к белому цвет стен
Совет про белые стены известен всем: действительно, чем светлее стены, тем больше света и просторнее в помещении, но что делать, если белый вам не близок? Используйте любые другие тона в разбеле: отдавайте предпочтение самым светлым из возможных оттенков голубого, золотисто-песочного цвета, розового, зеленого, жемчужно-серого. В принципе, конкретный оттенок роли не играет. Важно лишь, чтобы стена воспринималась светлой и поглощала минимум света.

Совет: Любой цвет с перламутровым отливом будет смотреться воздушнее и легче, будет больше отражать.

Ольга Петрова-Подольская дизайнер Сохранить фото

Помните, что освещение в магазине отличается от вашего домашнего. Потому не стесняйтесь купить всего лишь один рулон на примерку (в случае элитных обоев имеет смысл взять каталог с понравившимся образцоа на примерку). Действуйте так, как бы вы действовали с краской — закрепите отрез на стене (хоть малярным скотчем) и наблюдайте. Как выглядит цвет днем на ярком солнце, а как — в хмурый день.

Например, оттенки фиолетового, сиреневого часто в магазине выглядят светлыми и даже искрящимися, а при домашнем освещении выглядят тускло и нагоняют тоску. И это несмотря на то, что холодные цвета и оттенки являются «отступающими», то есть зрительно раздвигают стены (теплые — наоборот, приближают). Но любую теорию все равно необходимо подтверждать на практике в конкретном помещении.

Салахова Дина Сохранить фото

Уложите светлое напольное покрытие
Выбрать правильный цвет и материал пола, на мой взгляд, проблема актуальнее, чем цвет стен. Напольное покрытие отражает потолочный свет, потому работает «на расширение» не только днем, но и в темное время суток. Если перед вами стоит задача наполнить помещение светом, конечно же, не нужно покупать темное напольное покрытие: забудьте о любых оттенках шоколада, темной вишни, венге, черном.

Белый потолок
Ну а о потолке, я думаю, даже не стоит упоминать — очевидно, что выбор темного потолка сделает помещение темнее, и это не наш случай. Много говорится о том, что глянцевый потолок даст больше света, но мне кажется, что эффект отражения мебели на глянцевом потолке довольно редко бывает целесообразен. Вам нравится? Используйте и этот прием.

Bruce Stafford Architects Сохранить фото

Выбирайте мощность, а не только дизайн светильника
Займитесь расчетом необходимого освещения для вашей площади. Приведу простой пример — для комнаты площадью 20 кв.м суммарная мощность освещения должна быть не менее 300 вт. Причем, это минимум: если у вас темный пол, учтите, что он «съест» 20% от этой цифры. Выбирайте осветительные приборы не только по стилю и красоте, а ещё и по мощности освещения.

Студия дизайна интерьеров «Арх.Предмет» Сохранить фото

Какой тип светильника подходит лучше всего
Встроенные точечные светильники с направленным потоком света дают меньшее освещение по ощущениям, т.е. пять точечных светильников по 60 Вт в сумме дадут 300 Вт, но, по ощущениям, будут освещать помещение гораздо хуже, чем потолочная люстра мощностью 300 вт.

Если вы выбираете люстру, то отдайте предпочтение люстре с лампочками, свет которых направлен в потолок и наполняет комнату светом, уже отражаясь от него. Освещения в комнате будет больше, и помещение будет более равномерно наполнено светом.

Infusion Home Design Сохранить фото

Найдите правильную мебель
Никаких открытий: чем светлее мебель, больше полировки и глянца, тем лучше поверхности отражают свет. Столики со стеклянными столешницами выглядят воздушно и легко, прозрачные пластиковые стулья не загромождают пространство и, соответственно, сделают помещение легче, светлее. Железо, казалось бы, такое тяжелое и массивное по ощущениям, однако кровать с кованым изголовьем выглядит воздушнее, чем она же — с деревянным.

Katerina Lashmanova Сохранить фото

Не стесняйтесь вешать зеркала
Есть еще один отличный приём, используя который можно добавить света в помещение. Это зеркала. Равных им, наверное нет. Повесив зеркало либо рядом с окном, либо напротив окна, можно значительно увеличить освещение комнаты. Можно пофантазировать и сделать дополнительное зеркальное окно, зеркальное панно, зеркальную картину или даже зеркальные откосы.

Читайте также: