Что делать с собаками и кошками при освещении дома

Обновлено: 27.04.2024

Можно ли уличную собаку приучить жить в квартире?

Если собака ничейная, т.е. у нее нет постоянного хозяина. Она тянется к людям, но для нее кто покормит, тому она и рада. Можно ли приучить такую собаку к одному хозяину, будет ли она предана?

комментировать в избранное up --> Милен­ а [49.6K] 7 лет назад

теоретически можно, в реале требует очень много сил, нервных и, часто, денежных затрат.

Проблема больше не в приучении к одному человеку (зачем вам это надо? это очень не удобно и неприятно, те, кто мечтают о собачьей верности просто не понимают что это такое либо являются крайними эгоистами (вряд ли добрый и хороший человек мечтает о мучениях любимого существа), проблемы в большинстве своем чисто бытовые - собаки, рожденные от уличных собак и выросшие на улице (особенно если это парии не в одном поколении) обычно не могут соблюдать чистоту (им нет необходимости терпеть. И их маме-бабушке тоже не было), не остаются дома одни (собаки - стайные животные, остаться без своей стаи для них катастрофа. домашние из поколения в поколение знают, что человек вернется (и то бывают сложности), а парии не знают), ошейник с поводком воспринимают как попытку их удавить и т.д.

Кроме того, парии обладают антропофобией - т.е. боязнь и ненависть к человеку (это - способ выживания), они истеричны и у них нет остановки перед покусом человека.

НО - вы пишете, что та собака тянется к людям, хочет общаться. Поэтому, скорее всего она не из бездомных, а из бывших домашних, в силу обстоятельств оказавшаяся на улице.

Поэтому, если есть желание, я бы на вашем месте, пыталась взять эту собаку в дом - легко не будет, но в ДАННОМ случае вероятность нормальной жизни с такой собакой весьма велика. Только я бы брала отпуск или подгадывала так, чтобы в первые месяцы собака получала максимум внимания, оставалась одна очень недолго, сразу начала активно заниматься, нагружать ее. Ну и основные законы жизни с собакой - то, что нельзя, то ВСЕГДА нельзя, то, что можно - то всегда можно.

Собака не мешает Божьей благодати: что говорит церковь о животном в храме и в доме


Существует мнение, что собака, которая находится в доме, является препятствием для освящения жилища. А также о том, что его нужно переосвящать, как и церковь, если туда вошла собака. Однако большинство священников придерживаются того мнения, что псы отнюдь не являются помехой Божьей благодати.

Собака в Ветхом Завете


Из греческих источников известно, что этот народ любил собак и окружал их заботой. Об этом писал, например, Гомер. Римляне использовали этих животных в бою, но надевали на них броню. Что касается иудеев, то они, ссылаясь на Библию, считали собак нечистыми. В Ветхом Завете они упоминаются 30 раз, из них 28 - в негативном ключе. Если еврей сравнивал кого-то с псом, это считалось страшным оскорблением. Даже денежные средства, вырученные от продажи этого животного, запрещалось вносить на содержание храма (Втор. 23:18):

Не вноси платы блудницы и цены в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.


Однако в период земной жизни Иисуса иудеи уже стали держать в доме собак, тогда как ранее те лишь охраняли стада овец. Об этом сказано в Евангелии (Мф. 15:27):

Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Однако и в христианском учении собаки зачастую не рассматриваются в положительном ключе. Так, в Евангелии от Матвея Спаситель призывает (Мф. 7:6):

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Однако здесь речь идет о людях, перед которыми не следует читать проповеди, поскольку они не раскаялись, погрязли в гордыне и ожесточились.

Иерархическое место собаки


Отцы церкви склоняются к мысли о том, что, негативно отзываясь о собаках и других животных, Иисус Христос указывал на их место в иерархии человека и животных. Об этом прямо говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 12:11,12):

Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы?

В Евангелии от Луки он спрашивает учеников (Лк. 12:24):

Поэтому не следует говорить о злом отношении к собакам в Евангелии. Там указывается лишь на иерархию, нарушать которую

есть мерзость перед Господом Богом твоим.

Ведь прежде всего следует любить Отца Небесного.

Мнение отца Олега Моленко


Некоторые священнослужители утверждают, что собаки могут находиться в одном помещении с людьми лишь в исключительных случаях. К их мнению присоединяется и отец Олег Моленко. Он мотивирует это следующим образом:

Собаки - это служебные звери, которые должны использоваться людьми в служебных целях, таких как охрана, пастушество, охота, упряжка, поводырство, розыскная и поисковая работа и прочее. Допускается использование животных в медицинских расследованиях и опытах ради научения врачевания больных людей, а также в военных целях, как замена людей при их неизбежной гибели. А вот использование собак и других животных в цирковых и подобных представлениях церковью осуждается как греховное. Не одобряется содержание собак в жилых помещениях вместе с людьми (кроме редких случаев со слепыми людьми или одинокими инвалидами).


Священник говорит, что на собак воздействуют духи злобы, поэтому они и рассматриваются как животные нечистые. Люди не должны есть их, их нельзя вводить в церковь, в другие святые места. Если же пес забредет в храм случайно, то храм следует переосвящать. Олег Моленко добавляет:

Наше жилище и есть наш домашний храм. Оно должно обязательно быть освящено священнослужителем или богоявленской водой в день Крещения, а также ежедневно нашими покаянными молитвами и добрыми делами. Поэтому присутствие пса в нашем домашнем храме является неуместным и недопустимым.

Отец Олег считает, что псам место на псарнях, в сараях, в будках и других помещениях, специально обустроенных для этих животных.

Комментарий священника Димитрия Моисеева


Однако, по мнению священника Димитрия Моисеева, не у всех верующих, в том числе и служителей церкви, имеется достаточно знаний для того, чтобы различать церковное и псевдоцерковное учение. Именно к последним и относится мнение о том, что собак нельзя держать в квартирах и прочих помещениях в присутствии икон и иных святынь.

Некоторые считают, что квартиры, в которых живут собаки, не подлежат освящению. А если пес появился в освященном помещении, то его нужно освящать снова. Но в чем же провинилось это животное и каким образом может оно препятствовать Божьей благодати? Как правило, в ответе на этот вопрос звучит ссылка на Ветхий Завет, где о собаке говорится как о нечистом животном. А значит, ее присутствие оскверняет святыню.


Но отец Димитрий Моисеев утверждает, что по своей природе все Божьи твари хороши. А нечистыми некоторые животные названы в Ветхом Завете Моисеем, когда он хотел оградить иудеев от поклонения им. Но со временем такая угроза отпала. В связи с этим основания для дискриминации собак со стороны христиан не существует.

Канонические правила РПЦ предусматривают, что вводить этих животных в храм нельзя в силу того, что от них может исходить неприятный запах, они могут вести себя неспокойно, нарушая тишину в церкви. Но этот запрет не связан с осквернением святыни и препятствием присутствию в ней Божьей благодати.

И наличие пса в доме также не мешает благодати. Не собака отгоняет от нас благодать, а жизнь во грехе. И от нее освободиться намного сложнее, чем от животного. А значит, оно, находясь в доме, никоим образом не препятствует его освящению. Хотя содержание в доме собаки оправдано отнюдь не всегда, но это не имеет отношения к церковной дисциплине, а является вопросом целесообразности.

Куда деть собаку, если она не нужна: гуманные способы избавления от собаки, возможность найти новых хозяев


Человек становится человеком только тогда, когда умеет сопереживать и проявлять милосердие к более слабым и беспомощным существам. И даже если это не люди, а животные, настоящий человек их не только не обидит, но еще и постарается помочь им в сложных жизненных ситуациях. К огромному сожалению, далеко не все люди серьезно относятся к братьям нашим меньшим, не считая зазорным завести животное, а потом просто его бросить на произвол судьбы, даже не задаваясь вопросом о том, как домашнее животное будет выживать в некомфортной и очень агрессивной внешней среде.

Собака – это ответственность

куда деть взрослую собаку

Сейчас очень модно и престижно иметь дорогих собак бойцовских или экзотических пород. Но даже их немалая стоимость не спасает многих из них от лишения крова, если хозяевам надоело с ними возиться.

Покупая собаку, они не думали, какая это ответственность и сколько с ней хлопот. Ведь это не плюшевая игрушка, которую можно потискать, да и оставить где-то в уголке до следующего приступа любви. Собак нужно выгуливать как минимум два раза, рано утром и вечером, как раз тогда, когда хозяевам желательно отдохнуть или поспать. Собаку нужно дрессировать, чтобы она вела себя в доме спокойно, чтобы не было проблем в поведении, особенно это касается специальных пород, которым требуются ежедневные тренировки их основных навыков. И вот тогда-то неответственный хозяин, купивший пса из баловства, из пустой прихоти, осознает всю серьезность сложившейся ситуации, требующей затраты сил и времени, и у него пропадает желание оставаться владельцем животного и возникает вопрос: «Куда деть собаку, если она не нужна?».

Когда стоит отдавать собаку?

Существуют, конечно, и объективные причины потери собакой хозяина, самая уважительная из которых — смерть владельца. Если хозяин ушел из жизни и некому позаботиться о его четвероногом друге, собака становится бездомной и пытается выжить в естественных условиях, к которым она не приспособлена. Если все же родственники обеспокоены судьбой животного, то им нужно узнать, куда деть собаку на совсем, чтобы у новых владельцев ей было комфортно.

куда деть бездомную собаку

Очень печально, что в большинстве случаев нерадивые хозяева даже не задумываются о том, что станет с их собакой после того, как они перестанут считать себя ее хозяевами. Приобретая себе четвероногого питомца, они не думали о том, что щенок овчарки или другой крупной породы со временем станет большим и сильным, будет занимать много места и требовать много еды, придется тратить время на прогулки и вычесывание шерсти, на купание и игры, лечить, когда болеют, нести за них ответственность, когда шкодничают. И когда это вдруг становится очевидным, многие паникуют и стараются поскорее найти вариант, куда деть ненужную собаку, чтобы снять с себя все эти хлопоты. Об этом далее.

Не станем сейчас давать оценку поступкам этих людей и чем они руководствовались, когда взяли в дом потешный мохнатый комочек и прожили с ним вместе немалое время. Ведь каковы бы ни были их мотивы, решать куда деть собаку, если она не нужна, все равно придется. И в этой связи необходимо рассмотреть возможные варианты размещения собак, ответственность за выбор которых все равно остается на совести владельца или особы, его заменяющей.

Приют для животных

куда деть старую собаку

Если вы не знаете, куда деть взрослую собаку, первым, что приходит в голову, является приют для бездомных животных. Казалось бы, сдал туда питомца и можно успокоить свою совесть тем, что животное пристроено. Его будут кормить и содержать в вольере. Но прежде чем принять такое решение, поинтересуйтесь сначала, что за условия ждут там собаку. В преобладающем большинстве собачьи приюты — очень бедные бюджетные организации, условия в которых даже для бродячего пса очень тяжелые, не то что для изнеженных домашних любимцев. Если это временно, и кажется, что вы нашли хорошее решение, зоопсихологи предрекают вашим животным серьезный стресс и эмоциональную встряску.

Муниципальные приюты, как правило, переполнены, уходом за животными занимаются только добровольные помощники — волонтеры, и если они однажды не смогут прийти, животные не будут выгуляны и накормлены. А какую психологическую нагрузку получают милые домашние питомцы, попадая в жестокий мир приюта, где приходится бороться за выживание и где им не оставляют никакого выбора!

куда деть собаку если уезжаешь

Кто из владельцев собак знает, что при попадании в приют у собаки есть только 72 часа, чтобы обрести новую семью. Если никто не изъявил желание забрать собаку, она за это время привыкает к новому жилью и начинает проявлять агрессию, защищая свою территорию. Если ее признают агрессивной, она будет умерщвлена. Такую судьбу вы приготовили питомцу? Лучше рассмотрите другие варианты.

Гостиница

А куда деть собаку, если уезжаешь в отпуск? Какие есть варианты? Одним из способов временной передержки животных является помещение его в гостиницу для животных. Здесь, конечно, животному будет организован хороший уход и доброе обращение, но зоопсихологи не считают это вариант предпочтительным, поскольку для собаки стрессовой ситуацией является любая смена места жительства, даже если это временно и очень ненадолго, а также отъезд ее хозяина или изменение рациона питания. Обратитесь к заводчику.

Если перед вами стоит вопрос, куда можно девать собаку на время отпуска, лучшим вариантом может стать задействование заводчика, у которого был приобретен щенок. Многими серьезными заводчиками собак предоставляются услуги по временной передержке своих щенков. Заводчики понимают психологию собак и умеют с ними обращаться, знают, чем и как их нужно кормить, сколько с ними гулять да и ваш питомец будет им не в тягость.

Попросите знакомых о помощи

Куда деть собаку на время отъезда? Конечно же, бросать питомца нельзя и в приют отдавать тоже не стоит. Лучше всего попросить присматривать за собакой человека, которого она хорошо знает и который сможет пожить с собакой в вашей квартире — ее привычной среде обитания, дабы минимизировать стресс от расставания с хозяевами, или хотя бы приходить для выгула и кормежки. Это могут быть родственники, соседи, друзья, которым вы доверяете. Можно, конечно, взять человека и по объявлению, но как он будет обращаться с вашим любимцем, вы не знаете, поэтому если есть другая возможность, рисковать здоровьем питомца не стоит.

Усыпление – это не выход!

куда деть собаку на совсем

Со временной передержкой вопрос решается все же проще, нежели тогда, когда нужно придумать, куда деть собаку, если она не нужна. Если вы стали тяготиться присутствием в вашем доме пса или стали его временным обладателем, не спешите определять его в собачий приют или применять усыпление. Представьте, на какие муки вы посылаете живое существо, любящее и преданное. Если бы вам довелось видеть, как мучительно их нищенское существование в приюте и как доверчиво они смотрят в глаза каждого волонтера, ухаживающего за ними, надеясь обрести нового друга и теплый дом, — вы ни за что не стали бы отправлять туда животное. Тем более, что до старости жить им там никто не позволит, а как ведет себя собака, чувствующая, что ее ведут на убой, — не дай бог это видеть. Но представьте себе это на секундочку и, может быть, вы передумаете решать вопрос подобным образом.

Даже когда вы ищете, куда деть старую собаку, подумайте о том, что у нее нет шансов выжить в приюте, так как старые и больные животные подвергаются эвтаназии, а эта процедура очень тяжелая и для самого животного, и для тех, кто вынужден это делать. Она не просто уснет, а будет пытаться жить, дышать, сопротивляться, как это делают люди, когда борются за свою жизнь. Позвольте дожить недолгую собачью жизнь рядом с любимыми существами, ставшими ей семьей, или хотя бы отдайте какой-нибудь старушке в деревню — им вместе будет веселее, а ваша совесть не будет омрачена тяжелыми картинами смерти домашнего питомца, честно отслужившего свой век.

Что делать, если нашли собаку? Проверка клейма и чипа

Бывают ситуации, когда вы нашли ухоженную породистую собаку. Тогда вы задумаетесь о том, что с ней делать и куда деть найденную собаку. В этом случае попробуйте поискать ее хозяев, которые иногда и не предполагают, куда может занести их воспитанников, и не знают, где их искать. Хорошо осмотрите собаку — если это дорогая клубная порода, она должна иметь клеймо клуба, по которому легче всего определить ее владельца и связаться с ним. Обычно такие метки ставятся в ухе либо паху животного. Нужно только узнать в Интернете телефоны всех собачьих питомников и назвать им номер клейма.

При отсутствии клейма можно обратиться в ветслужбу на предмет проверки животного на наличие чипа — возможно, его брали с собой в путешествия и вживили опознавательный чип. У ветеринара сразу же уточните породу и возраст собаки, а также состояние ее здоровья. Возможно, он даже сможет посоветовать вам что-то полезное о том, куда деть бездомную собаку, если себе вы ее оставлять не собираетесь.

Социальные сети помогут найти дом животному

Если и эти действия не увенчались успехом, придется действовать старым добрым способом подачи объявлений. Сделайте несколько фотографий найденной собаки в нескольких ракурсах и разместите их онлайн на специальных сайтах потерянных животных, на различных форумах, а также в соцсетях, прося друзей сделать перепост вашего объявления для их друзей и знакомых.

куда деть собаку если она не нужна

Это очень действенный способ. Его можно применять не только в том случае, если ищешь хозяина найденного пса, но и когда рассматриваешь варианты, куда деть собаку, если она не нужна. Благодаря доступности Интернета у вас появляется отличная возможность найти собаке ее старых хозяев, которые с радостью вернут домой своего питомца. Можно отыскать новых, которые захотят взять потеряшку или изгнанницу к себе. Только, в целях безопасности, не обнародуйте свой адрес или телефон — давайте для связи только электронную почту. Также периодически просматривайте разделы, где отображается информация о потерянных собаках — может быть, ее уже ищут?

Объявление и размещение в Сети

Не пренебрегайте и развешиванием оффлайн-объявлений. Чем шире охват аудитории, тем больше шансов на обретение хозяев. Также существуют специальные сайты, на которых можно создать профиль и выставить фотографии ничейной собаки с описанием ее истории и известных вам фактов о ее породе, возрасте и здоровье.

На сайте нужно зарегистрироваться и заполнить анкету, форма которой приводится на данном ресурсе. В одном профиле должно быть размещено объявление только об одном питомце. Внимательно читайте пояснения при заполнении страниц анкеты и отвечайте на них как можно точнее, тогда поиск может быть более эффективным и успешным - вы избавитесь от проблем с устройством собаки, а она найдет себе заботливых хозяев.

Советы

куда деть ненужную собаку

И в заключение хочется дать несколько советов:

  • Если хозяин собаки найден, но забирать питомца отказывается, возьмите у него письменную отказную от животного, а также заберите все документы на собаку — животное с документами пристроить гораздо легче, нежели беспородного бездомного неухоженного пса.
  • Передавая собаку в руки новых хозяев, уточняйте условия их проживания и отношение к животным.
  • Очень важно правильно провести передачу собаки новым хозяевам, чтобы не подвергать ее стрессу. За время вашего участия в ее судьбе она успела привыкнуть и к вам, и к дому, а потеря этого может погрузить животное в депрессию. Совершите несколько совместных прогулок с новыми хозяевами, пусть они активно поиграют с собакой, расположат ее к себе. Через неделю можете прогуляться в новый дом пса, но не оставлять его там — пусть новые хозяева поиграют с ним, покормят, дадут свободно бегать по территории. Проделать то же примерно с неделю. Только когда собака привыкнет и будет чувствовать себя комфортно в новом доме, можете переселить ее окончательно.

Заключение

Теперь вы знаете, куда деть собаку. Мы рассмотрели возможные гуманные варианты избавление от пса. Будьте отзывчивее и добрее, помогайте животным обрести новый дом, а если хотите завести питомца в своей квартире, хорошенько взвешивайте все «за» и «против», чтобы не заниматься хлопотами по поиску новых хозяев своему другу и не видеть упрека в его взгляде.

Собака в доме.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.


Мы с мужем и сыном живем в коммунальной квартире. Наши соседи — моя родная тетка и ее семья: сын, дочь и муж-пьяница, которого они пускают в дом редко. У них в их комнате живут три собаки: одна большая и две маленькие. Особых хлопот они нам не доставляют, но по Православию собака — не Божья тварь. Тетка и ее дочь верят в Бога, ходят в храм, соблюдают посты. Дочь, моя двоюродная сестра, ездила в Дивеево и в другие святые места. Проблема в том, что я и наши ближайшие родственники (все верующие) просим их убрать собак, а тетка ни в какую, говорит, что любит их. Мы убеждаем, она соглашается, но ничего не делает. ПОМОГИТЕ. Как убедить правильно и что привести в пример? Недавно я с сыном (4 года) ездила в Покровский ставропигиальный женский монастырь к мощам Св. Матроны (живем мы в Москве). Я редко хожу к тете в комнату (не совсем ладим). На этот раз пришлось по делу зайти, и через несколько секунд меня начало знобить. Вернулась к себе, и все как рукой сняло. Раньше такого не было, и не случалось, чтобы я после посещения Матронушки находилась в их комнате. Я очень испугалась. Объясните, пожалуйста, что это?
Наталья, г. Москва.

Здравствуйте, Наталья. В первых же строках сразу хочу вас утешить, что собака — Божья тварь, ибо един Творец — Бог и другого нет. Однако существует такое предание, по которому собака считается нечистым животным, породившее мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить.
Говоря о «нечистоте» собаки, обычно ссылаются на Ветхий Завет, где выделялся класс нечистых животных, к которому относилась и собака, но это установление носило лишь ритуально-обрядовый характер. В этом была определенного рода религиозная педагогика, имевшая единственную цель — отделить богоизбранный народ, которому было открыто истинное боговедение, от языческих народов, зараженных нечистотой идолослужения. Это было направлено на поддержание у древних евреев чистоты вероучения.
Великий богослов IX века Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, пишет об этом следующее: “Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести, т.е. дурно пользовались теми животными, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал безсловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания — ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво» (Свт. Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега, № 3(14), 1997, стр. 81).


Так вот в чем нечистота собаки. Она нечиста тогда, когда становится предметом обожания, кумиром, «членом семьи», что так часто приходится наблюдать. Если же животное занимает в доме свое законное место — на коврике в прихожей — то природной нечистоты оно не содержит.
По второму вопросу, как убедить убрать собак из квартиры, можно высказать следующие соображения. Выбрасывать домашних животных на улицу или сдавать на живодерню — согласитесь, плохо вяжется с понятием о христианском милосердии. Можно убедить своих родных впредь не заводить животных, когда этих уже не будет. Однако и тогда апеллировать нужно к здравому смыслу, к целесообразности, а отнюдь не к церковной дисциплине. Во всяком случае, нужно помнить, что наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати или осквернить святыни, которые у нас имеются. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки.
И все же нельзя забывать, что в церковной среде есть и иная точка зрения на эту проблему. С этими людьми и с их мнениями, привычками, суждениями мы должны считаться. При решении о том, заводить ли домашнее животное в доме, нельзя, чтобы эта проблема становилась причиной раздоров для членов семьи или соседей. Лучше отказаться от намерения завести собаку, чем досаждать таким решением своим ближним, смотрящим на эту проблему иначе. В первую очередь нужно проявлять любовь к своим ближним, а потом уж — к животным.
Что же касается вашего состояния после посещения блаженной Матронушки (озноб и т.п.), то к этому нужно относиться с величайшей осторожностью. Прежде всего нужно помнить, что по своей греховности и гордыне мы не достойны каких-либо чудесных откровений от Господа. К тому же, если эти ощущения не способствуют любви и согласию между ближними, а служат поводом к вражде и раздору, то их лучше не замечать, не доверять их подлинности или хотя бы по аскетическому правилу «не принимать и не отвергать». В таких случаях нужно вспоминать слова Апостола любви, который предупреждает: “Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. ” (1 Ин. 4,1).

Можно ли держать собаку в освященной квартире?

Один из самых распространенных вопросов, задаваемых священнику, — можно ли держать в доме или квартире собаку? Люди, задающие этот вопрос, обычно от кого-то что-то слышали о том, что содержание собаки в жилом помещении не соответствует традициям христианского благочестия или даже подпадает под церковные запреты.

Итак, можно или нельзя держать собаку в доме? Этот вопрос, возможно, потому и возникает столь часто, что на него отсутствует прямой ответ, как положительный, так и отрицательный. Случается, что некоторые священники вменяют прихожанам во грех содержание в семье этого «домашнего млекопитающего семейства волчьих», ссылаясь при этом обычно на «традицию» или мнение «отцов». Другие священники, напротив, не видят в этом ничего плохого, на том основании, что имеющиеся в нашем распоряжении догмати­ческие и символические тексты, выражающие веру и учение Православной Церкви, не выносят никакого запретительного суждения о собаках, а равно кошках или иной домашней живности.

К сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым «околоцерковным» преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее.

К числу подобных «околоцерковных» преданий относится и мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню.

Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: «Что Бог очистил, не почитай нечистым» (Деян. 10, 9-15), постановления Апостольского собора, отменившего необходимость соблюдения христианами ветхозаветного закона (Деян. 15, 24-29), и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят святые отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский, пишет об этом следующее: «Египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ Израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми. »

В книге Коралай Парсонза «Животные. Звери и птицы, упоминаемые в Библии» читаем: «Собака у древних евреев вовсе не была таким другом человека, как у нас. Да, бывало, их держали в качестве сторожевых псов, использовали для охраны стад от волков и шакалов. Щенкам разрешали входить в дом и подкармливали их остатками пищи (Мк. 7,27). Но в целом отношение к псам было отрицательное. По иудейскому закону, они считались нечистыми. Сравнить кого-либо с «мертвым псом» считалось тяжелейшим оскорблением, и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, нельзя было приносить в дом Господа (Втор. 23,18). Соломон и апостол Петр сравнивают грешников с псами (Притч. 26,11; 2 Пет. 2,22). В Египте собаки, напротив, пользовались большой любовью и уважением». Надо помнить, что понятия Ветхого Завета относились к определенной религиозно-этической среде. Можно очень подробно говорить о том, какой это имело смысл: преобразовательный, аллегорический, символический. Есть и примеры, которые говорят о том, что «нечистые» — это не всегда именно плохие, негодные. Многие отцы Церкви в качестве такого примера приводили слона. По классификации Ветхого Завета, он относился к «нечистым» тварям, но украшения из «тяжестей слоновых» — слоновой кости и бивней — считались самыми дорогими и благородными украшениями ветхозаветной эпохи.

Историческая традиция, или норма благочестия, понимающая собак как животных «нечистых», которым запрещено переступать порог дома, имеется, и было бы неверно отмахнуться от нее, не попытавшись предварительно рассмотреть ее истоки. Есть основания предполагать, что на Руси она зародилась не ранее XV и не позднее XVII вв., в тот промежуток, когда складывались и получали широкое хождение такие нравоучительные памятники русской духовной мысли, как «Домострой» Сильвестра или «Сын церковный» Иоанна Шевелева-Наседки. В двух предложениях можно сказать, что это было время, когда средневековая картина мира необратимо распадалась, а кризис этого распада переживался наиболее консервативными современниками как наступление «последних времен». Средство спасения виделось, прежде всего, в следовании тем или иным неукоснительным нормам, правилам, уставным предписаниям, сиречь — «букве». При отсутствии, в отдельных случаях, объяснений, например, о собаках, их выискивали по аналогии или по контексту во всем корпусе Священного Писания, особенно в части Ветхого Завета.

В Библии слова «собака», «псы» и их производные встречаются не менее 25 раз. Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание (Пс. 21,17; 58,7; Лк. 16,21; Мф. 15,27 и др.). В двух случаях — во Второзаконии (23,18) («не вноси цены пса в дом Господа») и в Евангелии от Матфея (7,6) («не давайте святыни псам») — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: «не давайте святыни псам»; поставленное в ряд с другим «не мечите жемчуг перед свиньями», т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, — не делайте глупости.

В средневековых соборных документах Русской Церкви есть постановление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т. д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно, и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препятствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет, хотя, с точки зрения здравого смысла, держать собаку в квартире не всегда оправданно. Но это уже вопрос целесообразности, а отнюдь не церковной дисциплины.

Предписания «нечистоты» иудаизма, Ветхого Завета не были подтверждены в Новом Завете, более того — они были во многом упразднены. Смеем считать, что это касается и наших четвероногих друзей — собак и прочих животных. Святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю не посчитала нужным внести прямым образом такой запрет. А что не запрещено, то, как известно, разрешено.

Английскому писателю и философу Клайву Льюису однажды после завершения его лекции задали каверзный вопрос: может ли собака (даже неважно, собака ли, кошка или другое домашнее животное) попасть в рай? Ведь если нет, то получается, что высшее милосердие распространяется только на людей? А если может, то какой смысл в вере, ведь вряд ли у собак существуют религиозные чувства? Льюис ответил: «Сама по себе не может. Но вместе с хозяином - безусловно». «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Считается ли собака нечистым животным и можно ли кошкам и собакам жить в доме?


Деление животных на чистых и нечистых очень условно. Фактически его нет. Особенно в новозаветной Церкви. Любая Божья тварь является чистой, ибо она создана Господом и есть плодом Его любви к миру. Оскорбляя Божье создание, не оскорбляем ли мы и Творца, Создавшего его?

Нечистым может быть человек или падший ангел бес – существа высшего порядка, имеющие волю и право выбора уклониться в добро или во зло. Если человек или ангел (бес) свободно, по собственному желанию уклоняется во зло и оскверняется злом, то он становится нечистым.

В Ветхом Завете существовал перечень нечистых животных, которых евреи не могли употреблять в пищу (см. 11-ю главу Книги Левит). Но с этой позиции данное установление было исполнено и упразднено в Новом Завете (см. Книгу Деяний, глава 10:9–16).

Почему же Господь повелел почитать нечистым животное, которое же сам и создал? Это было связано не с самим зверем (он по-прежнему оставался чистым Божьим созданием), но с отношением человека к нему. Святитель Патриарх Константинопольский Фотий писал на эту тему:

«Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда – ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Исходя из вышесказанного, мы видим, что мера разделения животных на чистые и нечистые была не онтологической, то есть свойственной их природе чистоте или нечистоте, но исторической. Нужно было с Божьей помощью искоренить в народном еврейском сознании остатки языческой зооморфной (поклонение животным) религии. И разделение животных на чистых или нечистых кроется не в их природе, но в природе человека, искаженной и больной грехом.

Действительно сегодня среди православных христиан бытует мнение, что кошка является чистым животным, а собака нечистым. Вот как на этот вопрос ответил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьегоˮ богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда».

Исходя из слов Святейшего Владыки, основанных на принципах православного богословия, мы должны понимать, что в иерархическом плане собака, как и любое другое животное, является низшим по сравнению с человеком существом и подчинено ему. Его душа не бессмертна. Она погибает со смертью тела. О том же говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Весь мир вещественный пред Богом, яко ничтоже; одни духовные существа яко нечто, как-то: Ангелы и человеки. Те только твари и имеют прочное бытие, которыя близко к Богу, имеют образ и подобие Его; остальныя же твари, как тень преходят – самое небо и земля прейдет, словеса же Моя не прейдут (Мк.13:31)».

В том же сочинении святой Иоанн написал: «Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим [Пс. 144, 9]. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует (Псалом)».

Нужно относиться к животным с теплотой и любовью, как и ко всякому Божьему созданию, но нельзя относиться как к равным или (упаси Бог!) как к высшим. В этом уже начало язычества и идолопоклонства.

Таким образом, не стоит называть животных человеческими именами, тем более именами святых угодников Божиих, помещенных в святцах.

Все стихи Священного Писания, будто бы касающиеся отрицательного отношения к собакам, типа: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27); «Берегитесь псов!» (Флп. 3:2); «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22) – нельзя воспринимать буквально и формально. Так, например, в Послании Филиппийцам в стихе «Берегитесь псов!» святой первоверховный апостол Павел имел в виду вовсе не собак, а лжеапостолов-еретиков, которые вкрадываются в христианские общины и совращают людей с истинного пути веры. Ведь не будем же мы понимать буквально слова «…и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12), и уродовать собственную плоть, отрезая себе органы, как это делали сектанты-скопцы. Нет. Разумный человек поймет, что Господь наш Иисус Христос пророчествует фактически о монашестве, о тех людях, которые оскопили себя духовно. То есть порвали связи с миром, отказались от всего ради служения Христу.

Во всем важно разумение, рассуждение и трезвомыслие, растворенные верой, надеждой и любовью. И так с Божьей помощью рождается мудрость.

Правило не держать собаку в доме является скорее исторической традицией. В отличие от кота, домашнего животного, ловящего мышей, собака – служебный зверь, несущий охранную, пастушью, на Севере ездовую функции. Потому их место было на улице, в конуре, в хлеву. Кроме того, это сейчас появились декоративные миниатюрные виды собак, раньше они все были большие, мощные, сильные, и держать их в доме было попросту неудобно.

Но нынче времена изменились. Миллионы людей живут в квартирах, и нет возможности на улице держать собаку. Им лишать себя радости общения с домашним питомцем? Конечно, нет. Если вы хотите держать пса в квартире, держите на здоровье. Тем более что в этом есть еще и хорошая педагогическая функция. Дети учатся любви, заботе, вниманию.

Ведь, в сущности-то, и планета наша является большим домом-квартирой, где Господь поселил человека, собак, кошек и других тварей.

Читайте также: