Бал у губернатора мертвые души освещение дома и зала

Обновлено: 02.05.2024

  1. Рассмотреть роль, особенности бала в России.
  2. Проанализировать выбранные произведения по данной теме с точки зрения использования авторами сцен бала, отражающих их социально-знаковую роль.
  3. Провести анкетирование среди подростков и выявить отношение опрашиваемых к теме бала.
  4. Разработать методическое пособие по данной теме в форме презентации и брошюры.

Методы исследования
: отбор и анализ художественных произведений, анкетирование, математическая обработка данных, обобщение.

Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые — «были почетные чиновники в городе». Они занимали самые важные посты. Почти все они были на балу у губернатора, где «все залито светом» и гости напоминают мух, которые влетели в комнату, «чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче». С первых же страниц произведения Н.В.Гоголя мы ощущаем увлекательность сюжета, так как нельзя не предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: «Позвольте этого вам не позволить»), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя, это символ «человека-коробочки», в котором заложена идея неуемной жажды накопительства. Н.В.Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины, это ярко отразилось в поэме «Мертвые души», в лирических отступлениях писателя. В этом произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и непосредственно лирические, отображающие переживания автора о судьбе России. На балу Чичиков занят размышлениями о мужчинах, знакомится с «весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем», от которых узнает, в каком состоянии находятся их имения и сколько у кого крестьян. Манилов, «имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся», приглашает Чичикова к себе в усадьбу, так как находится от гостя «без памяти». Такое же приглашение Павел Иванович получает от Собакевича. Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она присутствует и в сборнике «Миргород», и в комедии «Ревизор». В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостничества. За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?» Итак, что же изображает Гоголь в своем произведении? Он изображает социальную болезнь общества. Тем’ не менее следует остановиться на том, как ему удается это сделать. Н.В.Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков он умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием — характеристику персонажа через деталь. Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, ‘а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова так и, осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: «Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа».

Похожие материалы:

  1. Будущее и настоящее в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” — произведение не только о настоящем и будущем России времен Гоголя, а о судьбе России вообще, о ее месте…
  2. Н.В. Гоголь как истинный знаток человеческой натуры: типы и характеры человека в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь оставил после себя богатое литературное наследство. Каждое его произведение полно интереснейших образов и неоднозначных персонажей. Поэму «Мертвые души» можно со всей ответственностью назвать…
  3. Губернское общество в поэме Гоголя «Мертвые души» В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в…
  4. Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» Все главные события , составляющие основу сюжета «Мертвых душ» ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова . Завязка сюжета — приезд Чичикова в губернский город….
  5. Народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» В поэме Гоголя “Мертвые души” тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, “угодливые невольники власти и безжалостные…
  6. Характеристика визита Чичикова к одному из именитых помещиков в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» По поводу «Мертвых душ» Гоголь писал: «Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но…
  7. Помещики и народ в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Как известно, что поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную утонченность и образованность очень скоро уступают место в наших глазах объективной картине…
  8. Описательный образ галереи помещиков в гениальной поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени….
  9. Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте —…
  10. Тема Родины в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Основная тема поэмы “Мертвые души” — тема настоящего и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен В том, что Россия…

Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

Коллекция сочинений: Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

Главный характер нашего нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья

беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

Николай Васильевич Гоголь – это удивительный писатель. С детства я буквально «зачмваюсь» его произведениями. Такую яркость и образность языка, по-моему, имеют немногие рассказы писателей. За его простой язык, всегда интересную композицию, обилие художественных средств, я, наверное, и определила Николая Васильевича Гоголя своим любимым писателем.

Много знаменитых и прекрасных работ я прочитала до изучения этого автора по курсу литературы. Но окончательно меня покорил Гоголь «Мертвыми душами». Это просто шедевр!

Когда я впервые прочитала эту поэму, то просто пришла в восторг. Как точно смог писатель раскрыть главный замысел произведения. Ведь все там подчиняется одному общему смыслу.

И раскрытие темы о чиновниках России начинается прямо с первых страниц «Мертвых душ», когда мы вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым попадаем на бал к губернатору.

Перед тем, как ехать с визитом к губернатору, тщательно умылся, оделся «во фрак брусничного цвета с искрой». И в собственном экипаже «покатился» на бал.

Весь дом губернатора был так освещен, что Павел Иванович, входя в зал, «должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный». Эта картина поразила Чичикова своей пышностью и красочностью. Губернатор, увидев нового гостя, подхватив Чичикова под руку, «представил его тут же губернаторше». Потом начались танцы. Стоя в сторонке, Павел Иванович наблюдал за кружащимися парами. Дамы были одеты по-разному: кто по моде, а кто » во что бог послал в губернский город». А Чичиков все стоял и разглядывал гостей. Мужчин он делил на два рода: «одни тонкие, которые все увивались около дам…»; другой род мужчин составляли толстые…» Чичиков относился ни к толстым, ни к тонким, среднего телосложения был. Но, присмотревшись к чиновникам, он решил примкнуть к толстым. Они и удачливее, и места занимают в городе высокие, не то что тонкие: бегают, бегают, а толку от этого никакого. И Павел Иванович Чичиков, приняв такое решение примкнуть к! толстым, начал осведомляться о некоторых чиновниках у председателя и почтмейстера.

Сам он рассказывал о себе мало, «если же говорил, то какими-то общими местами с заметною скромностью, и разговор его, в таких случаях, принимал несколько книжные обороты…» О Манилове и Собакевиче Павел Иванович расспросил более подробно: о том сколько они имеют душ, какое богатство, положение в обществе. Узнав такие данные о помещиках, Чичиков решил, не откладывая дело в долгий ящик, съездить в гости к Манилову, а потом и к Собакевичу.

Вскоре бал закончился.

Николай Васильевич Гоголь описал в этом эпизоде не только «повадки», черты Чичикова, но и рассмотрел проблему «тонких» и «толстых». Как сложилось в умах чиновников того времени, тонкие люди – неудачник, а толстые, наоборот, самые везучие и быстр продвигаются по карьерной лестнице. И Чичиков, поддаваясь общественному мнению принял строну «толстых» людей.

Главным художественным приемом в эпизоде про бал у губернатора, Николай Васильевич использовал антитезу: противопоставление «толстых» и «тонких». Но кроме этого, он, как истинный мастер слова, вплел в описание всего бала очень живые, образные сравнения, которые только добавляют яркости.

Как писал знаменитый критик А. И. Герцен: «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости…» И это высказывание справедливо для творчества Гоголя.

С первых страниц поэмы «Мертвые души», попав вместе с Чичиковым на бал к губернатору, нам раскрываются некоторые черты характера Чичикова, которые в последующем повествовании раскрываются боле зримо. И мы становимся свидетелями рассуждения Павла Ивановича о разных «родах» людей – общественном мнении об удачливости каждого «рода». А примыкание Чичикова к «толстым» будет прослеживаться на протяжении все поэмы. Герой, присмотревшись к помеикам, будет вести дела только с «толстыми», считая, что они более богаты, чем «тонкие».

Такие выводы можно сделать после прочтения первой главы «Мертвых душ». И действительно, понимаешь, что Николай Васильевич Гоголь – истинный мастер слова, который смог с первых страниц ярко нарисовать образ Чичикова и общественные мнения о чиновниках.

что за бал был в "Мертвых душах", когда там еще было общество тонких и толстых? это у кого он был и тд и тп

И раскрытие темы о чиновниках России начинается прямо с первых страниц "Мертвых душ", когда мы вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым попадаем на бал к губернатору .
Перед тем, как ехать с визитом к губернатору, тщательно умылся, оделся "во фрак брусничного цвета с искрой". И в собственном экипаже "покатился" на бал.
Весь дом губернатора был так освещен, что Павел Иванович, входя в зал, "должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный". Эта картина поразила Чичикова своей пышностью и красочностью. Губернатор, увидев нового гостя, подхватив Чичикова под руку, "представил его тут же губернаторше". Потом начались танцы. Стоя в сторонке, Павел Иванович наблюдал за кружащимися парами. Дамы были одеты по-разному: кто по моде, а кто " во что бог послал в губернский город". А Чичиков все стоял и разглядывал гостей. Мужчин он делил на два рода: "одни тонкие, которые все увивались около дам. "; другой род мужчин составляли толстые. " Чичиков относился ни к толстым, ни к тонким, среднего телосложения был. Но, присмотревшись к чиновникам, он решил примкнуть к толстым. Они и удачливее, и места занимают в городе высокие, не то что тонкие: бегают, бегают, а толку от этого никакого. И Павел Иванович Чичиков, приняв такое решение примкнуть к! толстым, начал осведомляться о некоторых чиновниках у председателя и почтмейстера.
Сам он рассказывал о себе мало, "если же говорил, то какими-то общими местами с заметною скромностью, и разговор его, в таких случаях, принимал несколько книжные обороты. " О Манилове и Собакевиче Павел Иванович расспросил более подробно: о том сколько они имеют душ, какое богатство, положение в обществе. Узнав такие данные о помещиках, Чичиков решил, не откладывая дело в долгий ящик, съездить в гости к Манилову, а потом и к Собакевичу.
Вскоре бал закончился.
Николай Васильевич Гоголь описал в этом эпизоде не только "повадки", черты Чичикова, но и рассмотрел проблему "тонких" и "толстых". Как сложилось в умах чиновников того времени, тонкие люди - неудачник, а толстые, наоборот, самые везучие и быстр продвигаются по карьерной лестнице. И Чичиков, поддаваясь общественному мнению принял строну "толстых" людей.
Главным художественным приемом в эпизоде про бал у губернатора, Николай Васильевич использовал антитезу: противопоставление "толстых" и "тонких".
Но кроме этого, он, как истинный мастер слова, вплел в описание всего бала очень живые, образные сравнения, которые только добавляют яркости.
Как писал знаменитый критик А. И. Герцен: "Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости. " И это высказывание справедливо для творчества Гоголя.
С первых страниц поэмы "Мертвые души", попав вместе с Чичиковым на бал к губернатору, нам раскрываются некоторые черты характера Чичикова, которые в последующем повествовании раскрываются боле зримо. И мы становимся свидетелями рассуждения Павла Ивановича о разных "родах" людей - общественном мнении об удачливости каждого "рода". А примыкание Чичикова к "толстым" будет прослеживаться на протяжении все поэмы. Герой, присмотревшись к помеикам, будет вести дела только с "толстыми", считая, что они более богаты, чем "тонкие".
Такие выводы можно сделать после прочтения первой главы "Мертвых душ". И действительно, понимаешь, что Николай Васильевич Гоголь - истинный мастер слова, который смог с первых страниц ярко нарисовать образ Чичикова и общественные мнения о чиновниках.

Дайте пжл краткое описание с 8 главы мёртвых душ

Обитатели города обсуждают покупки Чичикова. Каждый на свой лад предлагает ему помощь для благополучной доставки крестьян на место (конвой, просвещение крепостных, капитана-исправника для усмирения возможного бунта) . Следует описание жителей города. «К почтмейстеру, которого звали Иван Андреевич, всегда прибавляли: «Шпрехен зи дейч, Иван Андрейч? » Многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть «Людмилу» Жуковского и мастерски читал многие места, особенно: «Бор заснул, долина спит» , и слово «Чу!».. . Для большего сходства он даже в это время зажмуривал глаза. Почтмейстер был остряк, цветист в словах.. . А уснащивал он речь множеством разных частиц, как-то «сударь ты мой, эдакой какой-нибудь, знаете, понимаете, можете себе представить, относительно, так сказать, некоторым образом ». Прочие были тоже более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости» , кто даже и совсем ничего не читал.. . Насчет благовидности, уже известно, все они были люди надежные, чахоточного между ними никого не было ». «Дамы города NN были то, что называют презентабельны.. . Что до того, как вести себя, соблюсти тон, поддержать этикет, множество приличий самых тонких, а особенно наблюсти моду в самых последних мелочах, то в этом они опередили даже дам петербургских и даже московских.. . Визитная карточка, будь она писана хоть на трефовой двойке или бубновом тузе, но вещь была очень священная.. . Дамы города NN отличались.. . необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась» , «я вспотела» , «я плюнула» , а говорили: «я облегчила себе нос» , «я обошлась посредством платка» . Чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и потому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых» . Дамы города в восторге от Чичикова. Одна из них даже отправляет ему по-провинциальному слащавое любовное письмо. Чичиков получает приглашение на бал к губернатору. Целый час рассматривает себя в зеркало, принимая различные значительные позы и выражения лица. На балу Чичиков оказывается в центре внимания, пытается определить, кто из дам написал ему письмо. Губернаторша знакомит Чичикова со своей дочерью — шестнадцатилетней красавицей блондинкой, которую Чичиков встретил, когда их брички столкнулись. Чичиков почти влюбляется, но, разговаривая с девушкой, вызывает у нее только скуку (Чичиков — солидный человек, и его речь сильно отличается от речи ветреных военных, умеющих увлечь любую даму светским разговором) . Остальные дамы возмущены тем, что Чичиков уделяет внимание только блондинке. Появляется Ноздрев. Со свойственным ему прямодушием разбалтывает при губернаторе, что Чичиков пытался купить у него мертвые души. Дамы подхватывают новость, как бы не веря в нее, поскольку всем известна скандальная репутация Ноздрева, но «как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека» . Ночью в город приезжает Коробочка, которая интересуется ценами на мертвые души, боясь, что продешевила.

Остальные ответы

Гости у губернатора: Женим! Женим! Остается! Ура!
Чичиков: (плачет) Отпустите меня, а? Пожалуйста! Я домой хочу!
Гости: А вы крестьян как покупали, на вывод или с землей?
Чичиков: Блядь, вот доебались. На вывод, на вывод.
Гости: А куда, в какие места?
Чичиков: Да ебать же мой мозг! Куда. . .куда. . .в хер! Херсонскую губернию! !
Собакевич: Гыгыгы.
Гости: Далекоооооооо от наааас!
Чичиков: Дааааа! Отличноооооооо!

Слуга в гостинице: Вам письмо, от Рыжовой.
Чичиков: Да ёпт, а это еще кто?
Слуга: А вы почитайте!
Чичиков: "Нет, я не должна к тебе писать! " Пиздец интригующее начало. (кидает письмо в печку) .
Слуга: Там кстати в конверте приглашение на бал к губернатору было, на сегодня.
Чичиков: И слава богу, теперь можно не ходить.
Слуга: Да хуй там, вам их еще четыре прислали.
Чичиков: Что ж такое творится-то. (Петрушке) Ты чемодан собрал уже? А че сидим? Чего ждем? ?
Селифан: Барин, звали?
Чичиков: Лошадей готовь! ! Если прижмут к реке, то всем крышка. Я быстро (одевается) .

Губернатор: Кто к нам пришеееееел!
Чичиков: Ну понеслась.
Председатель: Мой будущий зять!
Губернатор: Ага, щас! МОЙ будущий зять!
Дамы: А? Что? Кто зять? где жениться?
Мужья дам: Блядь, когда же он съебет отсюда уже? (громко) Павел Иваныч! Вот вы где!
Чичиков: Здрасьте! Здрасьте! И вам! Привет! Как дела! Мммм, какие люди! Приветик!
Дамы: Оооооооооо! ! !
Мужья: Бляяяяяяя.

Губернатор: А вот моя жена и дочка! Выбирайте любую. Еще есть теща, повариха, гувернантка и уборщица. Вам показать всех?
Чичиков: Пожалуй я тут еще поживу ночку-другую.
Дочка: Папа, это тот хер, который в меня на встречке влетел. Можно я его затравлю собаками? Папочка, ну можно?
Губернатор: Слышь, пигалица. У него крестьян за неделю прибавилось на сто тысяч. А у тебя что по ЕГЭ? Дубль пусто-пусто? Хочешь стать женой губернатора-неудачника как твоя мать?
Дочка: Ээээээээээ. . .(Чичикову) А как вас зовуууут?
Чичиков: (краснея) Павел. . .Иваныч. Можно Паша.
Дочка: А вы милый!
Чичиков: Да и ты ничего так. . уже. У вас в городе квартиры на час сдаются?
Губернаторша: А ниче что я тут стою уже полчаса как дура, и мне ноль внимания?
Чичиков: Нет, нормально.
Губернаторша: Каков наглец, а? И хорошенький. Сколько, говорите, у вас душ?
Чичиков: Одна, и она ваша!
Дочка: Паш, я заказала, тут через дорогу.
Губернаторша: Ты химию выучила? А ну марш в детскую до утра.
Чичиков: А можно мне с ней? Я химию хорошо знаю, у меня по химии пятерки были.
Губернатор: Ну как тут вас дела?
Чичиков: Хуею понемножку.
Губернатор: А я тут уже двадцать лет на должности. Ну пошли в картишки, пиво греется.
Дамы: Нууууууу, куда вы.. .
Мужья: Съебал, слава богу. Надо его "камазом" переехать.

Ноздрев: Бля, ты уже тут!
Чичиков: Вот по кому я больше всех соскучился.
Ноздрев: Слышь, гробокопатель! Всех мужичков уже вырыл, а?
Чичиков: Тебя забыл, но самое время заняться.
Ноздрев: (громко всем) Ведь вы же не знаете главного!
Собакевич: (тихо) Ну не все, кто-то давно уже подозревал.
Ноздрев: Ведь он же накупил мертвых душ! Черный копатель! Санитар леса блять!
Чичиков: А давайте в карты играть, мы же собирались? (валит Ноздрева хуком справа) .
Губернатор: Чето вот я не понял сейчас, что это было?
Чичиков: Да не, показалось ему просто.
Ноздрев: Ну сука!
Собакевич: Нормально я так в город выбрался отдохнуть и развеяться.
Чичиков: Скотина, такой вечер испортил. Пора валить отсюда уже.

2528. Чичиков на балу у губернатора в поэме Мертвые души Гоголь Русский язык

В городе, который просто обозначается буквой Н., жили разные люди. Одни были толстыми, а другие тонкими. Тонкие мужчины старались окружить заботой и вниманием красивых девушек и, наконец-то выбрать себе ту единственную и верную навсегда. А вот толстыми были чиновники. У каждого из них имелся свой пост, и они могли легко и просто решить ту или иную свою проблему, если они появлялись.

Недавно по городу прошел слух о том, что знаменитый и самый богатый губернатор решил собрать бал, на котором будут присутствовать все. Весь зал был украшен красивым золотом, которое светило на солнце. А все люди казались простыми мухами, которые роятся и бегают по всему залу.

Как только читатель начал читать произведение «Мертвые души», то ему сразу же стало интересно узнать, а что же ожидает его дальше. А вот дальше его ожидает встреча с Маниловым и Чичиковым, Собакевичем и Ноздревым. Но только немного погодя читатель поймет, что все герои выстроены по одному принципу: один герой немного хуже, чем предыдущий.

Манилов никому не кажется положительным героем, и это мы рассмотрим ниже. У него дома на столе постоянно лежит одна и та же книга, но самое интересное в ней, что открыта она на одной и той же странице. Но вот если сравнивать его с Плюшкиным, то здесь он будет намного лучше. А вот писатель главным героем выставил Коробочку. А все, потому что он является единым героем для каждого из героев данного произведения. Больше всего на свете ему хочется копить и копить деньги и чтобы их становилось все больше и больше.

Писатель очень сильно переживал за будущее своей родины. И именно это и отразилось в этой поэме. Кроме этого об этом же говорят и все лирические отступления. А их в поэме два. Один из отступлений является эпическим. При помощи него можно раскрыть характер каждого героя. А вот лирическое отступление показывает все переживания за Родину.

На балу он знакомиться с Маниловым и Собакевичем и постепенно выясняет, в каком положении у них находится не только жилище, но и то, сколько имеется в доме крестьян. И оба новых товарища приглашают Чичикова к себе в усадьбу.

В поэме ярко и точно понятен каждый из героев. И можно понять из произведения, что практически все герои и являются мертвыми душами, а все, потому что у них нет дальнейшего развития в жизни. А вот развиваются из них только Плюшкин и Чичиков.

В первом томе поэмы автор изобразил то, что уже произошло с его родиной. А вот оставшиеся два тома должны были отразить настоящее и будущее России.

Учимся вместе!

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем заочную экскурсию по губернскому

городу N, обратим внимание на его улицы, рассмотрим вывески на домах, посетим

присутственные места, губернаторский дом, трактир и гостиницу, в которой останавливался

Выберите одну из тем и проведите "заочн ую" экскурсию по городу N . (по 1 главе) Составьте рекламный проспект по выбранной теме . (ОТВЕТЫ В ТЕТРАДИ ИЛИ ФОРМАТЕ WORD ОТПРАВЛЯЕТЕ НА МОЕ ИМЯ В ДНЕВНИКЕ.РУ )

Темы заочных экскурсий по городу N

1 . Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню

трактире и т. д.).

Каким вам видится город N с первых страниц поэмы? Докажите, что Гоголь рисует его с

иронией.

Каким город видится глазами Чичикова и каким глазами автора?

2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской

сад, афиши и т. д.).

Каким вам видится город N с первых страниц поэмы? Докажите, что Гоголь рисует его с

иронией.

Каким город видится глазами Чичикова и каким глазами автора?

полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их

деятельности и др.).

4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы

разговоров, карточные игры и др.).

С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?

Какой смысл имеет сравнение гостей на балу у губернатора с мухами?

Зачем нужны авторские рассуждения о толстых и тонких мужчинах?

Главы 7 - 10

Ответить на вопросы

1. Сопоставьте провинциальную и столичную жизнь в поэме.

3. В чем актуальность изображения Гоголем чиновников всех уровней и их жен для нашего

1. Какие предположения о том, кто такой Чичиков, высказаны на собрании у

полицмейстера?

цензурой и так дорога писателю?

3. Выберите цитаты, которые иллюстрируют предположения жителей города о Чичикове:

благородный разбойник (романтический герой), вор Копейкин (фольклорный герой), капитан

Копейкин (легендарно-историческая личность).

Бал у губернатора в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя

2.3. Бал у губернатора в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя


Знакомство с чиновниками России в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» начинается, когда мы вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым попадаем на бал к губернатору. «Губернатор и бал – эти два слова обратились в синонимы. Так уж заведено, и губернатор без бала кажется что-то странное …», - писал Н.В. Гоголь [3]. Балы давались, по словам Собакевича, с целью приобрести «любовь и уважение со стороны дворянства».

Перед тем, как поехать с визитом к губернатору, Чичиков тщательно умылся, оделся «во фрак брусничного цвета с искрой» и в собственном экипаже «покатился на бал».

Весь дом губернатора был так освещён, что Павел Иванович, входя в зал, «должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный». Эта картина поразила Чичикова своей пышностью и красочностью. Губернатор, увидев нового гостя, подхватил Чичикова под руку «представил его тут же губернаторше». Потом начались танцы. Стоя в сторонке, Павел наблюдал за кружащимися парами. Дамы были одеты по- разному: кто по моде, а кто «во что бог послал в губернский город». А Чичиков всё стоял и оценивал гостей. Мужчин он делил на два рода: «одни тонкие, которые всё увивались около дам», «другой род составляли толстые». Чичиков относился ни к толстым, ни к тонким, среднего телосложения был. Но, присмотревшись к чиновникам, он решил примкнуть к толстым. Они и удачливее, самые везучие и быстро продвигаются по карьерной лестнице, места занимают в городе высокие, не то что тонкие: бегают, бегают, а толку от этого никакого. Павел Иванович Чичиков, приняв решение примкнуть к толстым, начал осведомляться о некоторых чиновниках у председателя и почмейстера [18].

Сам он рассказывал о себе мало, «если же говорил, то какими-то общими местами с заметною скромностью, и разговор его принимал несколько книжные обороты». О Манилове и Собакевиче расспросил более подробно: сколько они имеют душ, какое богатство, положение в обществе. Узнав такие данные о помещиках, Чичиков решил, не откладывая дело в долгий ящик съездить в гости к Манилову, а потом и к Собакевичу.

После бала, размышляя, Чичиков говорил в сердцах: «Чтоб вас чёрт всех, кто выдумал эти балы!» Он думал о том, что балы проводятся за счёт крестьянских оброков, благодаря взяткам; в то время, когда в губернии неурожай. Чичиков был уверен, что «бал не в русском духе, не в русской натуре», «после всякого бала точно, как будто какой грех сделал…». Хотя Чичиков и не совсем лестно отзывается о балах губернатора, но был доволен тем, что на балу сумел найти полезные для себя знакомства, получил важную информацию о чиновниках, решил некоторые деловые вопросы в неформальной обстановке.

С первых страниц поэмы «Мёртвые души», попав вместе с Чичиковым на бал к губернатору, нам раскрываются некоторые черты характера Чичикова, которые в дальнейшем повествовании раскроются более зримо. Если присмотреться к Чичикову в те моменты, когда он остаётся наедине с самим собой. В нём есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюблённость Ноздрёва, и холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

2.4. Бал в драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова


Замысел «Маскарада» возник у М.Ю. Лермонтова в начале 1835 года. В эти годы Лермонтов – офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество.

На балу нарисован обобщённый портрет светского общества, крупным планом дана фигура Казарина, показана сцена мести Арбенина Звездичу. На балу проявляются лицемерие, фальшь, эгоизм, а также широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати карточной игрой, маскарадами. В облике главного героя есть нечто сходное с писателем Н.Ф. Павловым, который пользовался репутацией одержимого карточной игрой человека и которого Лермонтов знал лично.

Бал-маскарад – это метафора жизни, но эта жизнь под личиной, это в тоже время откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска – это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, вступление в некую игру. Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное – любовь к жене. Но сложные интриги, направленные против героя, осуществляются пяти главными персонажами, которые сосредотачивают в себе наиболее характерные черты светской психологии и морали [17].

Баронесса Штраль умно и тонко оценивает жизнь, но более всего озабоченна своей репутацией в свете (пока искреннее и сильное чувство не пробуждает в ней способности к самопожертвованию). Казарин – картёжник, шулер, со своей циничной философией лицедейства. Князь Звездич – блестящий столичный офицер, ничтожество и глупец, герой сомнительных маскарадных приключений, воплощение (в любой ситуации) пошлых светских «правил». Шприх – интриган по призванию, с помощью низких услуг, завоевавший себе доступ в высшее обществ. неизвестный – фигура полуреальная- полусимволическая, как бы своеобразный символ «света».

Глупое подозрение в измене жены проводят Арбенина к отчуждению, неверию. Ситуация с возникшей дуэлью сложна: Арбенин не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли – это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не даёт ему восстановить честь законным путём. Арбенин, который сам считает себя мстителем, оказывается жертвой собственной мести [6].

Бал-маскарад показывает жизнь светского общества, интриги, игры, в которых проявляется характер главных героев, их чувства, поведение и поступки. На маскараде показана проблема личности, которая противостоит существующему порядку вещей.

Глава 3. Современное отношение к балу


После 1917 года в России балы стали не актуальны, и в Европе к ним охладели. Но сейчас эта замечательная традиция возвращается.

Современные балы - это новая эстетика бала, это общение и деловые контакты. Это место где встречаются известные политики и бизнесмены, дипломаты, деятели культуры, звезды спорта и шоу-бизнеса. Это атмосфера роскоши: великолепный зал, шикарные вечерние платья, изысканный ужин.

В наше время проводятся выпускные балы, к которым девушки покупают или берут напрокат длинные пышные вечерние платья, открылось множество танцевальных студий, где всех желающих обучают историческим танцам, устраивают тематические вечера, многие из которых являются благотворительными. Радует то, что в современном мире проводятся балы, напоминая о красоте и изяществе 19 века.

В настоящее время специально организуется проведение балов в стиле 19 века. Например, в Санкт-Петербурге. События бала реконструируются максимально близко к исторической эпохе, но современная составляющая тоже присутствует. В назначенный день и час в указанный дворец съезжаются гости, звучит духовая музыка, прибывших встречают придворные дамы и кавалеры. Те, кто посетил это место впервые, могут пройти по залам дворца в сопровождении экскурсовода и полюбоваться интерьерами памятника архитектуры. Далее начинается постепенное превращение жителей XXI века в настоящих петербургских аристократов. Костюмер подберет размер, цвет и фасон бального наряда, и вот уже все готово к началу бала: по знаку капельмейстера оркестр заиграет прекрасную музыку, учитель танцев пригласит вас к вальсовому променаду, а официанты начнут сервировать стол к изысканному ужину.

Очень часто в последнее время проводятся интерактивные костюмированные шоу. Программа шоу проходит на высоком профессиональном уровне. Это облегченная миниверсия «Бала в российских императорских традициях». На мероприятие доставляются женские и мужские бальные наряды соответствующие моде 17-19 веков. Костюмер подберет размер, цвет и фасон.

Праздник имеет продуманный шуточный конферанс с элементами импровизации. В программу интерактивного шоу входят старинные и классические бальные танцы. Танцевальным движениям вас быстро и весело обучит профессиональный учитель танцев. Важная часть программы - конкурсы, розыгрыши и старинные игры, в которых играли еще при русском императорском дворе.

Костюмированные интерактивные шоу – это отдых смех и веселье, отличный способ уйти от обыденности и примерить на себя новые недоступные в обычной жизни роли!

В ходе работы была составлена и проведена анкета с целью выяснить отношение к балам у современных подростков. В анкетировании участвовало 26 учащихся МКОУ –ООШ №5 г. Красноуфимска с 5 по 9 класс. Анализ результатов анкетирования показал следующее.

Сбор людей для танцев – 23%;

Танцы, развлечения, знакомства – 38,4%;

Светское время препровождения – 7,6%;

Время отдыха – 7,6%;

Мероприятие, на котором все в красивых нарядах – 11,5%;

Торжественное мероприятие – 3,8%;

Не определились – 7,6%.

Таким образом, подростки понятие бала больше соотносят с танцами, развлечениями, знакомствами, а также с красивыми нарядами. Затрудняются дать определение бала – 7,6% опрошенных.

На вопрос «Как вы относитесь к балу?» 57% опрошенных относятся положительно, 11% - отрицательно, 12% не определились в своём решении (рис.1).

Рис.1. Отношение подростков к балу

На вопрос «В каком бале вы бы участвовали охотнее?» результаты были получены следующие (Рис.2):

Рис. 2. Предпочтения учащихся в выборе бала

Подростки выбирают участие в выпускном бале, проявляют желание участвовать в костюмированном бале, а также упоминают участие в детском, благотворительном, интерактивном балах и в современном бале-шоу. Это говорит о том, что интерес к теме бала у всех учащихся наблюдается, выбор различных видов бала подтверждает их значимость в жизни подростков.

На вопрос «Что по-вашему мнению дают балы?» результаты распределились таким образом (Рис.3):

Рис.3. Положительная роль бала глазами школьников

Из диаграммы видно, что большинство подростков видит положительную роль бала в возможности общаться, получать позитивные эмоции и удовлетворение от развлечений, новых знакомств, а также возможности решать деловые вопросы, показать свой имидж, а для некоторых бал – это способ уйти от повседневной реальности.

На вопрос «Знаете ли вы традиции бала?» большинство учащихся ответило, что знают частично, либо не уверены, что знают, некоторые признались в том, что совсем не знают (Рис. 4).

Бал у губернатора — сочинение

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она присутствует и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". Идея автора «Мертвых душ» показать “мертвые души” в России воплощается не только в образах помещиков, но и в образах чиновников города NN. В главе первой поэмы автор изображает чиновников город NN на балу у губернатора.
Используя такие выразительные средства, как метонимия и сравнение, Н.В.Гоголь передает атмосферу, которая царит на балу: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде…». Сплетни, выгодные знакомства, порочные увлечения - вот что занимает этих людей больше всего на свете. Чичиков на балу «встретил почти все знакомые лица»: прокурора, почтмейстера, председателя палаты, помещиков.
Ещё одно художественно-выразительное средство, использованное Гоголем для создания портрета чиновничества, – антитеза. В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые — "были почетные чиновники в городе". Они занимали самые важные посты. Почти все они были на балу у губернатора, где "все залито светом" и гости напоминают мух, которые влетели в комнату, "чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче".
Таким образом, в поисках ответа на вопрос «Русь, куда же ты несешься?» Гоголь размышляет о России 30-40 годов 19 века. Поэтому так важен эпизод «Чичиков на балу у губернатора», в котором представлен собирательный образ чиновничества в России.

Читайте также: