При наличии пандуса входная дверь должна открываться

Обновлено: 16.05.2024

Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605) (с изменениями и дополнениями)

Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 798/пр (в редакции приказа Минстроя России от 10 февраля 2017 г. N 86/пр) настоящий Свод правил признан не подлежащим применению с момента введения в действие СП 59.13330.2016, за исключением пунктов настоящего Свода правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521, до внесения соответствующих изменений в названный Перечень

Свод правил СП 59.13330.2012
"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605)

С изменениями и дополнениями от:

21 октября 2015 г., 14 ноября 2016 г., 10 февраля 2017 г.

Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility

Дата введения 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

Части настоящего документа были включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений

ГАРАНТ:

Настоящий документ был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений

1 Исполнители - Автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи" (АНО "Оргкомитет "Сочи 2014"); Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Российская ассоциация спортивных сооружений" (ОФСОО "РАСС"); Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" ("Национальное объединение строителей"); Открытое акционерное общество "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (ОАО "ЦНИИПромзданий"); Открытое акционерное общество "Институт общественных и жилых зданий, сооружений и комплексов" (ОАО "Институт общественных зданий"); Общество с ограниченной ответственностью "Институт спортивных сооружений" (ООО "ИСС"). Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 - ООО "Институт общественных зданий"

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 Подготовлен к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики. Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 подготовлено к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. N 605 и введен в действие с 01 января 2013 г. В СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" внесено и утверждено изменение N 1 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 750/пр и введено в действие с 26 октября 2015 г.

Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений", а также п. 2 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип "универсальный проект (дизайн)", который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В настоящем нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Актуализация выполнена авторским коллективом: "Национальное объединение строителей" (руководитель темы - канд. экон. наук С.В. Пугачев); ОФСОО "РАСС" (зам. руководителя темы - д-р психол. наук В.Б. Мяконьков, технический директор Л.Б. Гутман, ведущий специалист И.П. Камчаткин); ОАО "Институт общественных зданий" (зам. руководителя темы по научной работе, общая редакция - канд. архитектуры A.M. Гарнец); ООО "ПожМонтажГрупп" (инженер А.В. Апаков); Департамент социальной защиты населения г. Москвы (специалист А.В. Варсанофьев); ГУП "МНИИТЭП" (нач. электроотдела А.В. Кузилин); ФГОУ ВПО Госуниверситет по землеустройству (д-р архитектуры М.Ю. Лимонад); ОАО "МосОтис" (инженер С.М. Ройтбурд); Минрегион России (канд. экон. наук, нач. отдела технического регулирования и нормирования в строительной отрасли Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики К.А. Жиляев); ОАО "ЦНИИПромзданий" (канд. архитектуры Д.К. Лейкина); ООО "ИСС" (ведущий научный сотрудник Э.Н. Асылгараева); АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" (директор функционального подразделения по подготовке олимпийских объектов и инфраструктуры С.А. Красноперов, старший менеджер по подготовке олимпийских объектов Д.Б. Шишонков), при участии Всероссийского общества инвалидов (зам. председателя О.В. Рысев).

Изменение N 1 к настоящему своду правил выполнено ООО "Институт общественных зданий" (канд. архитектуры A.M. Гарнец).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).

1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

1.3 Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

1.4 Требования нормативного документа не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов.

1.5 Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:

досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

1.6 Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

2 Нормативные ссылки

Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

Не применяется с 15 мая 2017 г. - Приказ Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 798/пр

Обязанность установки пандуса в многоквартирном доме

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность установки пандуса в многоквартирном доме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обязанность установки пандуса в многоквартирном доме

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2021 N 4-КГ21-29-К1
Требование: О признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, вселении в жилое помещение, возложении обязанности заключить договор социального найма.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчикам, проживающим в подлежащем сносу многоквартирном доме, была предоставлена для переселения квартира, однако ответчик-1 уклонился от подписания договора социального найма.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не мотивировано несогласие с выводами заключения специалиста о непригодности предоставленной ответчикам квартиры для проживания инвалидов-колясочников, при этом ответчикам отказано в проведении судебной строительно-технической экспертизы по формальным основаниям. Ранее решением Ивантеевского городского суда Московской области от 27 февраля 2018 г. по делу N 2-82/18 отказано в удовлетворении исковых требований администрации г. Ивантеевки Московской области к Федюшкину Н.И., Федюшкиной Л.П., Федюшкину О.Н., Федюшкиной А.О. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, возложении обязанности заключить договор социального найма.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 02.12.2020 N 309-ЭС20-18897 по делу N А60-22654/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о возложении обязанности привести в первоначальное состояние имущество.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды исходили из того, что ответчик в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома, управление которым осуществляет истец, незаконно демонтировал ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, установил спорное оборудование на фасаде многоквартирного дома, возвел крыльцо и пандус за счет части придомовой территории многоквартирного дома, поэтому должен демонтировать незаконно возведенные конструкции и привести общедомовое имущество в первоначальное состояние. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обязанность установки пандуса в многоквартирном доме

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Жилищные права инвалидов: практика споров и анализ изменений законодательства
(Яковлев Н.)
("Жилищное право", 2016, N 4) Однако с 1 января 2016 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон N 419-ФЗ), который внес изменения в ряд нормативных актов, в числе которых и вышеназванные. В частности, статья 2 Жилищного кодекса РФ была дополнена пунктом 5.1, согласно которому с 1 января 2016 года органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. Однако приведет ли это к тому, что суды в большей степени единообразно будут принимать решения, согласно которым установка пандусов будет признаваться обязанностью государственных и муниципальных органов, покажет практика.

Нормативные акты: Обязанность установки пандуса в многоквартирном доме

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Заключение Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
"На проект федерального закона N 170815-6 "О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации" 1. В настоящее время большая часть многоквартирных домов не приспособлена для обеспечения требования о доступе к ним инвалидов. В связи с физическим износом многоквартирных домов, помимо установки пандусов и иных специальных приспособлений, требуется капитальный ремонт основных конструктивных элементов общего имущества в таких домах (фасада, кровли, фундамента и т.д.). При этом обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по финансированию мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для инвалидов, действующим законодательством Российской Федерации не устанавливается. Проведение работ, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирным домам за счет средств собственников помещений в таких домах может повлечь увеличение финансового бремени на них, что не может быть поддержано Комитетом. В то же время, исходя из толкования содержания части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" соответствующая обязанность возлагается на органы публичной власти. При этом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, а поддержка и социальное обслуживание - субъектов Российской Федерации. Однако, из положений законопроекта представляется невозможным установить субъект, на который возлагается обязанность проведения мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирным домам. В связи с чем, следует конкретизировать данное положение, а также указать источник финансирования таких мероприятий. Также, представляется необходимым конкретизировать мероприятия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов в многоквартирных домах учитывая, что применение данного положения будет осуществляться гражданами, что требует определенности и ясности в понимании правовой нормы.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Заключение Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.05.2014 N 125(4.1)
"На проект Федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" В-четвертых, большая часть многоквартирных домов не приспособлена для обеспечения требования о доступе к ним инвалидов. В связи с физическим износом многоквартирных домов, помимо установки пандусов и иных специальных приспособлений, требуется капитальный ремонт основных конструктивных элементов общего имущества в таких домах (фасада, кровли, фундамента и т.д.). При этом обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по финансированию мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для инвалидов, действующим законодательством Российской Федерации не устанавливается. Проведение работ, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирным домам за счет средств собственников помещений в таких домах, которые объединились в товарищество, может повлечь увеличение финансового бремени на них, что не может быть поддержано Комитетом.

При наличии пандуса входная дверь должна открываться

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В многоквартирном доме проживает инвалид-колясочник, которому необходима установка пандуса в подъезде данного дома. Дом находится на обслуживании управляющей компании. В договоре на обслуживание с собственниками квартир в многоквартирном доме отсутствует услуга по установке в подъезде пандуса.
Кто является собственником общего имущества в многоквартирном доме? За чей счет должен быть установлен пандус в подъезде?
16 июля 2019


1. Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
2. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 N 798/пр), или иного подъемного устройства.
Обязанность по обеспечению инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах жилищным законодательством прямо возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ) и, соответственно, должна осуществляться за их счет*(1).
В свою очередь, управляющая организация обязана проверять состояние конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома, и при необходимости выполнять работы по их восстановлению (п. 29 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290).
То есть управляющая организация должна поддерживать в надлежащем состоянии уже имеющийся пандус, но не обязана сооружать его за свой счет.
Однако, если собственники жилых помещений на общем собрании примут решение об установке пандуса за свой счет (не дожидаясь, пока этот пандус будет установлен органами местного самоуправления), они могут поручить такую обязанность управляющей организации*(2).

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(2) Смотрите решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 16.12.2015 по делу N 2-2339/2015, решение Домодедовского городского суда Московской области по делу N 2-552/2015 (Извлечение), решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 09.09.2015 по делу N 12-1255/2015, постановление Куйбышевского районного суда г. Самары от 10.10.2013 (Извлечение), решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23.06.2015 по делу N 2-2897/2015.

Читайте также: