Дверь сердца открывается изнутри

Обновлено: 19.05.2024

9 вопросов кардиологу об открытом овальном окне сердца

Что скрывается за диагнозом «открытое овальное окно»? Таит ли данная аномалия угрозу для жизни? Какие причины ее вызывают? Насколько она распространена? Какого лечения требует? На эти и другие вопросы портала interfax.by ответила врач-кардиолог высшей квалификационной категории, внештатный городской специалист по кардиологии г. Гомеля Ирина Забиран.

1. Открытое овальное окно – это порок сердца?

– Нет, открытое овальное окно относят к малым аномалиям развития сердца. Все дети рождаются с отверстием между левым и правым предсердиями с наличием клапана. У здоровых доношенных детей при нормальных условиях развития открытое овальное окно обычно закрывается и перестает действовать в первые 12 месяцев жизни. Иногда процесс зарастания «окошка» затягивается до 2 лет. Бывают случаи, когда окно остается открытым до 5 лет и даже на протяжении всей жизни.

2. Насколько распространена данная аномалия?

– Распространенность ее достаточно высока. По статистике, открытое овальное окно сердца имеют 40-50% здоровых детей в возрасте до 5 лет и от 10 до 35% (по разным данным) взрослого населения.

3. Каковы причины незаращения овального окна?

– Как я уже отмечала, все дети рождаются с открытым овальным окном сердца. В большинстве случаев клапан закрывается плотно и полностью зарастает соединительной тканью – открытое овальное окно исчезает. Иногда отверстие закрывается частично или не зарастает вообще. И тогда при определенных условиях (например, при надсадном кашле, плаче, крике, напряжении передней брюшной стенки) происходит сброс крови из правой предсердной камеры в левую. Основная причина такой патологии – генетический фактор. Доказано, что незаращение клапанной заслонки сохраняется у людей с предрасположенностью к передающейся по наследству соединительнотканной дисплазии (нарушение развития соединительной ткани). О снижении прочности и образования коллагена в соединительной ткани также свидетельствует патологическая подвижность суставов, снижение эластичности кожи, пролапс («провисание») сердечных клапанов, миопия и др.

Незаращение овального окна у детей может быть обусловлено и такими факторами, как:

– воздействие неблагоприятной экологии, особенно в период беременности;

– прием во время беременности нестероидных противовоспалительных средств (эти лекарственные препараты вызывают снижение уровня простагландинов в крови, отвечающих за закрытие овального окна);

– прием алкоголя и курение во время беременности;

– преждевременные роды (у недоношенных детей данная патология диагностируется чаще).

У взрослых открытие клапана овального окна могут провоцировать значительные физические нагрузки. В группе риска спортсмены, занимающиеся тяжелой атлетикой, борьбой, атлети­ческой гимнастикой, а также водолазы и дайверы, погружающиеся на значительную глубину. У последних вероятность развития кессонной болезни в 5 раз выше.

4. Какими осложнениями, последствиями чревато открытое овальное окно?

– Большинство людей с этой аномалией не подозревают о ней и ведут обычный образ жизни. Открытое овальное окно обычно не вызывает гемодинамических нарушений и не оказывает негативного воздействия на здоровье человека. Осложнения могут возникать при увеличенном в размере открытом овальном окне. Так, если оно превышает 7-10 мм в диаметре (по данным эхокардиографии), увеличивается риск образования тромбов в сердце. Это может спровоцировать формирование парадоксальной эмболии, которая проявляется признаками транзиторной ишемической атаки или инсульта, инфаркта миокарда, инфаркта почки.

5. По каким признакам можно заподозрить эту аномалию?

– Чаще всего заболевание выявляется случайно при других обследованиях или при осложнениях. Открытое овальное окно не имеет специфических внешних проявлений и в большинстве случаев протекает латентно, иногда может сопровождаться скудной симптоматикой.

Косвенными признаками открытого овального окна могут являться: резкая бледность или цианоз кожи в области губ и носогубного треугольника при физическом напряжении (плаче, крике, кашле, натуживании, купании ребенка); склонность к частым простудным и воспалительным бронхолегочным заболеваниям; замедление физического развития ребенка (плохой аппетит, недостаточная прибавка в весе); низкая выносливость при физических нагрузках, сочетающаяся с симптомами дыхательной недостаточности (одышкой и тахикардией); внезапные обмороки и симптомы нарушения мозгового кровообращения (особенно у пациентов молодого возраста, при варикозной болезни вен, тромбофлебите нижних конечностей и малого таза).

Пациентов с открытым овальным окном могут беспокоить частые головные боли, мигрень, синдром постуральной гипоксемии – развитие одышки и снижение насыщения артериальной крови кислородом в положении стоя с улучшением состояния при переходе в горизонтальное положение.

6. В каком возрасте обычно обнаруживают открытое овальное окно?

– Чаще всего эта аномалия диагностируется у 5-6-летних детей, когда педиатры начинают обследовать их перед школой. Выслушивают шум в сердце, который к этому возрасту перестает считаться нормой, и направляют маленьких пациентов на дополнительные обследования. Также открытое овальное окно нередко обнаруживают у юношей 15-17 лет в период плановых медицинских осмотров лиц допризывного возраста.

7. Какими методами диагностируют данную аномалию?

– Для установления точного диагноза используются инструментальные исследования и методы визуализации: ЭКГ (в покое и после физической нагрузки), обычная и доплерэхокардиография, дополненная пробой с пузырьковым контрастированием и пробой с натуживанием (пробой Вальсальвы), рентгенография грудной клетки, зондирование полостей сердца.

При открытом овальном окне на электрокардиограмме могут быть изменения, свидетельствующие о повышении нагрузки на правое предсердие. У лиц старшего возраста с открытым овальным окном могут выявляться рентгенологические признаки увеличения правых камер сердца и повышение объема крови в сосудистом русле легких.

У детей старшего возраста, подростков и взрослых «золотым стандартом» обнаружения открытого овального окна является чреспищеводная эхокардиография. Она позволяет провести дифференциальную диагностику с дефектом межпредсердной перегородки – настоящим пороком сердца.

Наиболее информативный, но более агрессивный метод диагностики открытого овального окна – зондирование сердца. Его проводят непосредственно перед оперативным лечением в специализированном кардиохирургическом стационаре.

8. Какого лечения требует открытое овальное окно?

– При отсутствии симптомов открытого овального окна лечение не назначается. У детей в возрасте до 4-5 лет окно может закрыться самостоятельно.

Пациентам с открытым овальным окном при наличии эпизода транзиторной ишемической атаки или инсульта в анамнезе для профилактики тромбоэмболических осложнений назначается системная терапия антикоагулянтами и дезагрегантами (варфарином, аспирином).

Необходимость устранения открытого овального окна определяется объемом шунтированной крови и его влиянием на работу сердечно-сосудистой системы. При небольшом сбросе крови, отсутствии сопутствующей патологии и осложнений операция не требуется.

При выраженном патологическом сбросе крови из правого предсердия в левое выполняют малотравматичную рентгенэндоваскулярную окклюзию открытого овального окна. Операцию проводят под рентгенологическим и эхокардиоскопическим контролем с помощью специального окклюдера, который, раскрываясь, полностью закупоривает отверстие.

При появлении у пациента незначительных жалоб на работу сердечно-сосудистой системы врачи могут назначить препараты, обеспечивающие дополнительное питание сердечной мышцы (магне В6, панангин, аналоги L-карнитина, коэнзима Q).

9. Каких рекомендаций по образу жизни необходимо придерживаться при открытом овальном окне?

– Пациентам с открытым овальным окном рекомендуется ежегодно посещать врача-кардиолога и делать эхокардиографию (УЗИ сердца).

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял режим дня, не страдал от физических и психоэмоциональных перегрузок. В рационе питания следует придерживаться белковой диеты, употреблять достаточное количество овощей и фруктов. Также нельзя запускать любые, даже самые, на первый взгляд, незначительные инфекции: любой сбой организма может негативно отразиться на работе сердца. Детям старшего возраста с открытым овальным окном противопоказано заниматься плаванием, нырянием с аквалангом и некоторыми видами физической нагрузки, где требуются задержки дыхания.

При наличии подобной аномалии сердца опасность для жизни представляют профессии водолаза, дайвера. При быстром опускании на глубину газы, растворенные в крови, превращаются в пузырьки, которые способны проникнуть через шунт овального окна в артерии и вызвать эмболию, ведущую к смерти. По этой же причине люди с открытым овальным окном не допускаются к профессиональной деятельности, связанной с перегрузками (пилоты, космонавты, машинисты, диспетчеры, водители, операторы, аквалангисты, экипаж подводных лодок, кессонные рабочие). Опасно заниматься и любительским дайвингом.

Выполненная операция по поводу открытого овального окна позволяет пациентам вернуться к обычному ритму жизни без ограничений. В первые 6 месяцев после операции необходимо принимать антибиотики для профилактики развития бактериального эндокардита.

Обследование на наличие открытого овального окна желательно пройти пациентам с варикозной болезнью, тромбофлебитом, нарушением мозгового кровообращения, хроническими заболеваниями легких, поскольку у них может развиться парадоксальная эмболия. При обнаружении риска тромбообразования врач назначает лекарства, разжижающие кровь.

При проведении любых оперативных вмешательств у пациентов с открытым овальным окном необходимо проводить профилактику тромбоэмболии, а именно: эластическое бинтование нижних конечностей (ношение компрессионного белья) и назначение антикоагулянтов за несколько часов до операции. О наличии данной аномалии нужно обязательно предупреждать своего лечащего врача.

Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри

Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки – это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».

Как говорит Евангелие, Господь, притомившись, присел около колодца, что было недалеко от самарийского города Сихарь. В самый разгар жары к колодцу пришла женщина с водоносами, чтобы почерпнуть воду. Господь обращается к ней: «Дай Мне пить!» Чем поверг ее в замешательство. Во-первых, на востоке положение у женщин немного другое, чем положение у мужчин, и мужчины так просто к незнакомой женщине не обращаются. Кроме того, она понимала, что у колодца находится иудей – по одежде, по внешнему виду. Что смутило ее еще больше. Она говорит Ему: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».

Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри

И действительно, правоверные иудеи, когда шествовали к Иерусалиму для поклонения святыне, совершали многокилометровый крюк, чтобы не общаться с самарянами и обходить эту область стороной. Общение с этими людьми они почитали опасным для своего духовного здоровья. Так бывает и в нашей жизни – если человек чем-то инфицирован, то он распространяет заразу вокруг себя. Самаряне «болели» язычеством: когда-то они узнали об истинном Боге, потом отвлеклись и перемешали системные понятия веры с язычеством. Ведь в одном сосуде не может быть и горькая, и сладкая вода, и если в чистую воду попадает яд, вся вода становится смертельно опасной. Ведь как мы с вами сейчас живем? По статистике, 72% населения нашей страны считают себя православными, то есть являются крещеными. И в то же самое время 64% из них верят в астрологические прогнозы и знаки зодиака. То есть в сознании людей умещается одновременно и православные понятия, вера в Святую Троицу, и вера во всевозможные приметы и прогнозы, что является, по слову Священного Писания «мерзостью перед Богом».

И вот самарянка эта понимает, что это не совместимо, она удивляется.

А Господь ей говорит: Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе живую воду.

Она еще больше задумалась и говорит: Господин, тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Господь говорит: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Самарянка удивительная женщина, потому что Господь говорил ей о вещах, о которых Он даже со своими учениками не разговаривал.

– Господин! Дай мне этой воды, – говорит эта женщина, – чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

– И тогда Господь просит: Пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

И от того, как самарянка на этот вопрос ответила, зависел весь ход этой встречи.

– Она говорит: У меня нет мужа.

Господь говорит: Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки – это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Ведь самарянка по-разному могла ответить, например, что живет в гражданском браке, что у нее есть мужчина, потому что женщине без мужчины тяжело. В то время - это вообще было немыслимо: как женщина могла быть без мужа, позор! Но она честно говорит Богу, открывая правду о себе: у меня нет мужа.

Отсутствие лукавства! Вот та сердцевина, которую Господь ищет в наших сердцах. Потому что мы все время из себя пытаемся что-то строить. Во-первых, наше лукавство выражается в том, что мы из себя постоянно кого-то изображаем. На современном языке это называется имидж, своеобразная маска. На работе у нас одна маска, дома – другая, с друзьями – третья. В храм пришли – лик очень благочестивый, правильный. Из храма вышли, и вернулись в свою прежнюю колею. Это очень интересный вопрос: в какой из этих ролей я являюсь самим собой? Где я настоящий? В каком образе я целостный? Господь говорит: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», посмотрите на детей, будьте как дети. Не в смысле слабоумные, а подражайте их простоте, отсутствию лукавства. Будьте цельными!

Но есть еще лукавство более страшное, чем та показуха, которую мы из себя изображаем, когда мы пытаемся пыль в глаза пустить, что мы из себя что-то значим, нечто немаловажное. Как один поэт сказал: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Когда звучит Херувимская песнь, священник читает тайную молитву, в которой есть слова: «и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя».

То есть человек может обманывать самого себя, он может себе лгать. Бывают в жизни всякие искушения, но наша совесть, наша душа - это тот маячок, который все время фиксирует, что это – к Богу, правильно; а это – против Бога, это неправильно. И когда совесть болит, душа не на месте, она начинает мучиться. Она сигнализирует: что-то в жизни не так. Но есть такое слово, вернее три слова, когда «уж замуж невтерпеж». И тогда такое желание сильное, человек хочет, несмотря ни на что.

Уж замуж невтерпеж

– Дочка, посмотри, ведь он уже три раза женат, и в два раза старше тебя!

– Мама, я люблю. Это любовь с первого взгляда! Я все преодолею, все смогу.

– Дочка, подумай, потерпи!

Нет, ей хочется, мама ей не авторитет. Что делает дочка? Она едет, ищет старца, чтобы старец благословил это ее желание. Один говорит: «Ты что, дочка, так не надо». Неправильный ответ ее не устраивает, и она идет к следующему старцу! И вот так до тех пор, пока не найдет!

– Делай, как хочешь!

И вот она достигает исполнения своей воли, своего хотения. Полгода проходит, естественно, ничего не выстраивается. А в душе кровавый след – душа же болела, сигнализировала, что нужно послушать совесть, маму, духовника. А ей уж замуж невтерпеж!

Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри

Хочет быть трудником

Бывают ситуации иного плана. Приехал человек на корабле на остров, поселился и говорит, что хочет быть трудником. Его приняли, назначили послушание. Проходит два месяца, он звонит уже из Крыма и говорит, что несет послушание в Инкермане. Через три месяца звонит из Пскова, что там сейчас послушается, потом из Владимирской области. Оказывается, так он искал монастырь по душе. Так хочется найти монастырь по своей душе, духовника по своей воле, обстоятельства жизни по своему хотению. Но проблема в том, что ты же себя всегда с собой носишь. И где бы ты ни оказался, ты всегда оказываешься сам с собой. А обстоятельства всегда одинаковые, одинаковые люди, страсти одинаковые. Но дерево, которое пересаживается часто, не дает плода! Оно корнями не углубляется. Поэтому наш народ давно заметил, что молитва, терпение и труд все перетрут. Нужно углубляться внутрь, вгрызаться, терпеть, молиться и трудиться. Обманывать себя, лукавить перед собой – это самое страшное.

Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри

И вот Господь, увидев в сердце самарянки ее простоту, начинает ей открывать тайны. Но прежде она задает вопрос, понимая, что Он знает ее жизнь:

– Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Господь говорит: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Бог ищет себе тех, кто будет служить Ему в духе и истине, Бог ищет для Себя жертвенник, на котором Ему будут приносить угодные жертвы. Где это место? Это место - наше сердце.

Стою у дверей и стучу

Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854

Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854 – Стою у дверей, и стучу, –говорит Господь. – Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Господь стучится в двери сердца каждого человека, движение должно быть не только от Бога к нам, но от нас к Богу. Иоанн Креститель говорил: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему». Господь грядет, но мы должны для Него приготовить путь к нашему сердцу. На этот стих Священного Писания один из художников (Светоч мира. Уильям Холман Хант, 1854) нарисовал такую картину: хижина, внутри семья сидит, горит очаг, снаружи стоит странник – Господь, и стучится в дверь этой семьи. На выставке эта картина многим понравилась, но критики – народ дотошный. Говорят: «Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки». Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».

Изнутри наше сердце для Бога открывается. Бог не взламывает наши сердца, Он стоит и ждет. А для того, чтобы открыть Ему дверь, надо выключить телевизор, потому что он шумит и из-за него не слышно, кто стучит; нужно встать с дивана, дойти до двери и открыть для Бога дверь в нашу жизнь. А потом нужно сделать самое главное – удержать Бога в своем сердце. Это самое дорогое сокровище, которое самарянка получила в этой истории. Она говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Господь говорит: «Это Я, Который говорю с тобою».

Самая главная цель жизни – найти Христа, открыть Его для себя, узнать Его, возлюбить Его всем сердцем, держаться за Него как наш праотец Иаков. Вспомните, как Иаков боролся с Богом? И, кажется, что он боролся, сопротивлялся. Нет, была схватка, он Его схватил и не хотел отпускать. И когда уже утро наступало, Бог ему говорит: «Отпусти Меня», – потому что нельзя видеть Бога и остаться живым. Он говорит: «Пока не благословишь, не отпущу». Господь его благословил. Вот и нам с вами, дорогие мои, всю эту неделю надо пожить под этим евангельским чтением, еще раз прочесть, подумать, поразмышлять – а кто я в этой истории? А как я на месте самарянки поступил бы? А что у меня с лукавством? А какова моя вера?

Сейчас мы знаем имя этой самарянки, это святая мученица Фотиния. В Евангелие ее имя не было указано, но в церковном предании сказано, что она была ученицей Христовой и стала мученицей. И своих детей научила так верить во Христа и жить ради Него, что они также стали мучениками. Память святой мученицы Фотинии мы совершали совсем недавно, второго апреля.

И как самарянка держалась за Бога до конца своей жизни, и как Иаков крепко за Бога держался, так и нам с вами за Бога нужно крепко-крепко держаться. Не только узнать, не только принять Его в свою жизнь, но и держаться. Благословение Господне да пребывает со всеми вами! Христос Воскресе!

Ещё об открытом сердце

Общие положения всегда нуждаются в уточнении, иначе трактовать их можно будет очень вольно, а использовать практически станет почти невозможно. В традиционных суфийских текстах очень много места уделяется рассуждениям о сердце и о его роли в жизни человека, но в большинстве своём эти рассуждения довольно расплывчаты и оставляют пространство для догадок и разного рода домыслов. При этом сказать, что они не отражают суть того, что происходит в Сердце, в энергетическом центре, который обычно именуют «духовным сердцем», тоже нельзя.

«Сердце – это град, расположенный между владениями Единства и землёй множественности… Сердце – это область всех постижений и совершенства духа; это область, где происходят откровения Богопроявленности различных уровней Сущности (Бога). Арабское слово калб (вращение) указывает на его срединное положение между нафсом и духом» (Джавад Нурбахш, «Психология суфизма»). Интересно, что арабское название сердца – калб – очень близко по смыслу к чакре – которое переводится с санскрита как круг или колесо. То есть то, что вращается. О сердце в суфийской литературе написано очень много, но большинство написанного страдает чрезмерной поэтичностью и малой научностью. Тем не менее:

Проявленность божественных таинств
И отражение божественного света
Находятся не в физическом сердце
А в подлинном сердце
(«Семь престолов», Абд ар-Рахма-на Джами)

Суфии пишут не о физическом сердце, а об энергетическом центре, в котором таинственным образом могут отражаться и божественный Свет, и бесконечность («безмерность области сердца»), отсюда и вращение, благодаря которому этот центр может быть активирован. Для работы с энергетическими центрами (в основном с сердечным, но и с другими тоже), суфии использовали практику сосредоточения на определённых точках тела, латифах, и было изобретено немало способов работы с ними. В результате приложенных усилий дервиш должен был начинать ощущать и видеть свет в своём сердце, а также переживать многие другие эффекты мистического характера.

В те времена не говорилось об открытом Сердце, тогда просто обозначалось, что духовное сердце активировано и через него и благодаря ему человек может воспринимать и переживать необыкновенные вещи. В наш век уровень общих знаний стал таковым, что можно куда более подробно и понятно изложить суть работы с сердечным центром и особенности его функционирования. Для начала нужно понять разницу между духовными и мистическими практиками. Направление внимания в сердечный центр или в соответствующие ему латифы с визуализацией цветов или без неё – есть духовная практика, потому что мы используем в ней энергию собственного внимания, своего Сознания. Так активируется сердечный центр, то есть расширяется его восприятие энергий и возможность самому излучать и получать энергии извне. Поскольку сердечный центр (духовное сердце) расположен в эфирном теле, то и чувствительность растёт поначалу в нём же – то есть начинают, например, ощущаться эмоции окружающих или состояние их энергий, подавленных и невыраженных. Область сердечного центра может начать разогреваться с разной степенью интенсивности, и энергетические реакции подобного рода становятся регулярными. Всё это не то, о чём говорят суфии, и к открытому Сердцу данные эффекты не имеют прямого отношения. Они говорят о том, что вам удалось активировать энергетический центр, привести его в нормальное рабочее состояние, которое отсутствует у большинства людей в силу того, что они живут так, как будто кроме физического тела у них ничего нет. Из-за подавления эмоций, желаний и чувств центры людей «забиваются» и не могут нормально работать. Поэтому восприятие большинства людей становится очень грубым, и они понятия не имеют о наличии у них неких энергетических центров и тонких тел.

Активация сердечного центра совершается за счёт усилий самого человека, и она доступна практически для всех при условии того, что эти усилия прикладываются правильно. Открытие Сердца не может быть инициировано искателем, потому что это мистический акт, осуществляемый свыше. Искатель может только создать ситуацию, в которой открытие становится вероятным; он может подготовить себя к этому, но не более того. Доподлинно известно, что открытию Сердца способствует внутреннее принятие своих обстоятельств, поэтому чем меньше у человека желаний и чем больше принятие себя, людей и мира, тем выше вероятность того, что его Сердце откроется. Однако готовить себя к открытию можно, но вызвать его собственными усилиями нельзя, и лучше всего не становиться одержимым идеей открытия, потому что любая одержимость противоположна принятию того, что есть. А притяжение Восходящего Потока Творения лучше всего ощущается и воздействует на человека именно тогда, когда он не задавлен желаниями, сколь бы «светлыми» или «хорошими» они ни были.

Открытие Сердца – это прорыв, и не заметить такого события нельзя. При этом сначала оно только приоткрывается немного, и нет поначалу всех тех возможностей восприятия, которые приходят с полностью открытым Сердцем. Полное открытие Сердца требует времени, и у каждого человека оно может быть разным. И здесь следует понимать, что время полного открытия Сердца обычно занимает годы – от двух до четырёх лет, а в каких-то случаях процесс открытия может длиться и дольше. Терпение и принятие – вот два главных ключа на тех этапах Пути, где вы уже ничего не можете сделать сами, но можете не мешать тому, что с вами происходит. Чем ближе вы к Восходящему Потоку, тем большим препятствием становится ваша воля, ваша самость. И если вы хотите познать всё величие Бога – вам нужно прийти в состояние позволения, в состоянии сдачи, но перед этим вы должны точно почувствовать Его Присутствие, иначе вы будете сдаваться своим фантазиям. Открытое Сердце – ключ к сдаче себя и главное условие для прохождения суфийского Пути до высших стадий взаимодействия с Богом.

Когда оно открывается, обычно первым переживанием является переживание Света. До этого все рассуждения о Тьме и Свете не более чем умозрительны, и только Сердце, как приоткрытая дверь в Бесконечность, даёт человеку первое истинное переживание запредельного небесного Света. Вначале Сердце и есть – приоткрытая дверь, и только потом оно становится каналом чудес и связи с Богом. Я бы сказал, что существуют этапы полного открытия Сердца, и я могу явно выделить три из них. Первый – само открытие, когда в проекции грудной клетки человека появляется новое пространство, заполненное ярким светом, который не может быть погашен. Это первый прорыв на ту сторону, к Богу, к самой сердцевине всеобщего Бытия.

Второй этап открытия Сердца связан с разворачиванием пространства внутри него – искатель начинает ощущать бесконечность внутри себя, и она ощущается именно в Сердце. Я до сих пор помню тот день, когда в моём Сердце вдруг открылось бесконечное пространство, в которое я мог погружаться, просто направляя в него своё внимание. Описать адекватно это нельзя, но пережить на опыте – можно. Произошло это почти через год после того, как у меня открылось внутри очень небольшое пространство, расположенное прямо в проекции физического сердца. Существуют версии описания разницы между физическим и духовным сердцами, и они, как правило, сходятся в том, что духовное Сердце располагается справа, фактически зеркально отражая положение своего физического собрата. Подобные утверждения можно найти в изречениях многих известных мистиков, как суфийских, так и прочих. Что тут скажешь? Сердце может открываться по-разному, и у кого-то пространство Света возникает в проекции грудной клетки справа. Отсюда и возникают мнения о том, что духовное сердце человека расположено именно там. На самом деле всё не так. Нет у человека никакого духовного сердца. Есть сердечный центр, который, будучи открытым, связывает человека с иными уровнями реальности и с Источником Бытия, который мы по обыкновению называем Богом. Почти тоже самое можно сказать и про латифы, на которых сосредотачиваются искатели во время выполнения суфийских практик по открытию Сердца. Точки, на которые нужно направлять внимание в практиках латаифа, не то чтобы не существуют или не имеют значения – но они уж точно не несут в себе той таинственной функции, которыми обычно их наделяет традиция. Работа с ними призвана открыть Сердце, и все таинственные слова просто создают ученику необходимый уровень мотивации для того, чтобы удерживать на них внимание. Открытое Сердце включает в себя все эти точки, и нет никакой разницы, где там Рух или Сирр.

Так или иначе, второй стадией открытия Сердца я назвал бы переживание бесконечного пространства, вдруг возникающего в нём, но не могу утверждать с полной уверенностью, что все описываемые мной стадии будут проходить у каждого человека в той же последовательности, в которой они случились со мной.

Вселенная и все в ней находящееся,
Как и все, называемое мудростью,
составляющей Его мир,
Теряется в безмерности области сердца;
Это лишь капля в сердце, в Красном море.
(«Семь Престолов»)

Третья стадия относится уже напрямую к восприятию бытия Бога, Его истинности и реальности. Когда она наступает, человек начинает абсолютно ясно ощущать свою связь с Источником. Причём связь эта – именно связь с Источником Бытия, не с Творцом, не с Создателем, которые могли бы иметь некие личностные свойства, но с той точкой (бесконечно далёкой), откуда возникли мы сами, а также всё, что мы знаем, и всё, что не знаем, тоже. Описать данный феномен сложно – но человек, с которым это случилось, абсолютно ясно видит и ощущает эту связь и фактически может с этого момента напрямую общаться с Богом, как бы фантастически это ни звучало. Конечно же, искренняя молитва достигает цели и без открытого Сердца, но когда человек начинает ощущать связь с Источником, возможности взаимодействия с Богом становятся куда более широкими. Например, можно принять Волю Бога, став её сознательным проводником в мире и открыв для себя самую суть мистического служения.

Открытое Сердце может быть развито в полной мере, а может остаться слегка приоткрытым – всё зависит от того, как и насколько упорно человек продолжает работать над собой. За последнее время я видел нескольких человек, следующих по суфийскому Пути, чьё Сердце было открытым. При этом я видел также, что они не очень понимают суть своего состояния и чрезмерно увлечены внешней деятельностью, в силу чего это достижение может оказаться последним серьёзным достижением на их Пути. Открытие Сердца совершенно не гарантирует вам дальнейшего автоматического продвижения к Богу, и если вы внутренне останавливаетесь, наслаждаясь тем мистическим пространством, которое оно приносит, то в нём, возможно, и застрянете. Чтобы подобного не случилось, вы должны следовать принципу «никогда не останавливайся», то есть не считать своё состояние – каким бы высоким, на ваш взгляд, оно ни было – окончательным и предельным, не стремиться к абсолютизации полученного вами опыта и понимать, что за одной вершиной на Пути всегда следует другая, открывающая вам новые уровни опыта, понимания и бытия. Если же вы не очень понимаете, что с вами происходит, двигаетесь наугад, имеете соблазн начать учить других, не вступив в стадию следования Воле Бога – или вообще имея не очень высокий уровень осознанности – тогда и при открытом Сердце вы можете застрять на этой стадии Пути на очень длительное время. Так что никаких гарантий открытое Сердце никому не даёт, и это желательно понимать со всей возможной ясностью. Это первый серьёзный шаг на мистическом пути, и за ним должно последовать ещё немало куда более серьёзных шагов. Хотя в суфийской литературе открытое Сердце воспевается как некий предел мечтаний, но это и понятно, ведь воспевать стадию следования Воле можно, но для поэтов она даёт не очень много пищи, ну и далеко не все авторы сумели до неё дойти. Говорить же о стадии исчезновения в Боге можно только негативно, в терминах отсутствия, и тут вообще не разбежишься. Поэтому много написано о Сердце, и так получается, что оно занимает главное место в суфийском Пути, о чём пишут самые разные исследователи суфизма и говорят некоторые суфийские учителя.

Сердце, безусловно, важно для каждой религии, в центре которой стоит Бог. Только через сердечный центр мы познаём Его реальность и можем встать на Путь сознательного служения Ему и следования Его Воле. Истинное переживание связи с Богом и Бога вообще приходит к нам через Сердце и никак иначе. Если вы работаете не с четвёртым центром, а, например, с седьмым, и вам по Милости Бога удаётся открыть его (не активировать, а именно – открыть), то у вас будет переживание бесконечности, в которой нет никакой сущности Бога, но есть та самая недвойственность, единство всего, о котором говорят истинные адвайтисты. У человека есть несколько дверей, через которые он может соприкасаться с Высшей Реальностью, и в зависимости от того, через какую дверь он выходит, такой она ему будет явлена. На высших этапах своего Пути суфии познают и истину адвайты, но сначала они проходят Путь, который им открывается через Сердце. Учитывая, насколько трудно преодолеть давление Нисходящего Потока, давление желаний и страхов, а также того сна отождествлений, который ими порождается, выход через Сердце, на мой взгляд, является одним из самых лёгких. Путь взаимодействия с Богом, не исключающий, конечно, и собственных усилий, даёт человеку больше возможностей, чем стремление к просветлению или пробуждению только за счёт себя, за счёт своих сил. Но тут каждый выбирает по своему усмотрению и по своим склонностям. В конце концов, Господь любит разнообразие – и в Творении, и в том, что касается Путей к Нему.

Дверь сердца открывается изнутри

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена 31 января 2017 в 20:23

Форма заявки: Прикрепляете спец. фото с надписью "Сторонники добрых дел" с цветным рисунком сердца от руки (без данного фото заявки не рассматриваются) 1) фотографии, подробная информация о болезни и требуемом лечении; 2) реквизиты для помощи с обязательным банковским счетом или картой; 3) отчеты в полном объеме на текущую дату (детализации по реквизитам с начала сбора + подтверждающие скрины); 4) информационные и иные посты на стене группы - стена должна обновляться; 5) свидетельство о рожде

Трансерфинг реальности

трансерфинг ( 3666 ) все зависит от Вас ( 1931 ) счастье ( 1150 ) вадим зеланд ( 1050 ) мудрость ( 719 ) любовь ( 558 ) материализация мыслей ( 455 ) сила мысли ( 438 ) будь собой ( 425 ) живи сейчас ( 388 ) здесь и сейчас ( 378 ) удача ( 354 ) мечта ( 275 ) решения проблем ( 183 ) визуализация ( 144 ) намерение ( 143 )

четверг, 10 сентября 2015 г.

Filled Under: все зависит от Вас, решения проблем

Что делать с нашими ожиданиями

- сентября 10, 2015


Что такое ожидания? Какова их природа?

Я предлагаю вам сейчас взять несколько листов бумаги (или тетрадь) и честно ответить себе:

Давайте разберемся, откуда берутся наши ожидания.

В первую очередь, мы впитываем их от родителей. Мы усваиваем с детства от своих родителей их ожидания от мира и от других людей, в первую очередь, от мамы. Будучи еще в утробе, мы впитываем в себя часть ее идеальной картины мира, а потом продолжаем впитывать с ее молоком. Родительские фигуры оказывают на нас очень большое влияние, мы верим им безоговорочно, поэтому полезно разобраться, что в нашей идеальной картине мира почерпнуто из родительских установок, и действительно ли это нам нужно сейчас в НАШЕЙ жизни?

Во вторую очередь, это те ожидания, которые мы взяли из книг, фильмов, сказок. Если какой-то книжный герой вел себя определенным образом к героине, и для нас это стало идеалом отношений, зацепило нас, то все свои отношения мы будем пропускать через эту призму, будем ждать определенного вида ухаживаний, признаний в любви и т.д. К сожалению, очень часто такие истории отношений очень далеки от реальности, многие авторы, которые пишут романы, сами вообще не состоят в отношениях либо пишут свою идеальную картину мира, которую ждут, но не имеют в жизни. Встречается много случаев, когда женщины, вдохновленные такими историями любви, ждут их в реальности, но реальность такова, что в жизни все иначе. И они не могут и не хотят строить отношения с реальными мужчинами. Перечитайте сейчас свои ожидания, они вообще реальны? Способны ли дать вам все это РЕАЛЬНЫЕ живые люди?

Нам очень важно осознать, что:

2. Окружающие люди не обязаны соответствовать нашим ожиданиям и не обязаны угадывать их;

3. Мы не имеем права требовать, чтобы кто-то соответствовал нашим ожиданиям, мы можем только просить о том, чтобы человек понял нашу картину мира и делал что-то для нас при условии, что это не разрушает его психически и эмоционально.

Вы можете распечатать для себя эти простые истины на листе бумаги и повесить на видное место, если читать это в те моменты, когда мы начинаем впадать во власть своих ожиданий, это очень отрезвляет.

Чем опасны ожидания?

Важно понять, для чего нам именно такие ожидания? Что мы хотим получить в итоге?

Чаще всего своими ожиданиями мы заполняем какую-то пустоту внутри себя или прикрываем какой-то страх. Это важно осознавать. Когда мы понимаем свою истинную потребность, действительно осознаем ее, то нам становится не так важен способ, которым она удовлетворяется, для нас важен сам факт удовлетворения.

Подумайте сейчас (про каждого близкого человека) и запишите это:

И извечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

2. Исцелить своего внутреннего ребенка, если ожидания исходят от него, взглянуть в лицо своим детским травмам и раз и навсегда разобраться с ними, отпустить, простить, исцелив себя и отворив дверь своего сердца;

4. Важно сместить фокус ожиданий с другого человека на себя, то есть вместо того, чтобы ждать, когда кто-то сделает нам приятное, начать самим больше о себе заботиться, больше себя поддерживать и т.д., развивая зрелую самодостаточность.

5. Вернуть себе контроль над своей жизнью, потому что когда мы ожидаем чего-то от других, это означает, что мы отдаем им контроль над своей жизнью, навязываем им ответственность за наше счастье и благополучие.

Откройте двери сердца изнутри!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В XIX веке был такой английский художник У. Хант, он нарисовал картину «Ночной путник», или «Путник Апокалипсиса» («Светоч мира»). На ней изображен Иисус Христос с фонарем, фонарь в закрытом таком сосуде, чтобы ветром не задуло. Спаситель в терновом венце, в дорожной одежде; Он стоит у дверей некоего дома.

Это очень известная картина, чрезвычайно известная, есть много перерисовок ее, и оригинальная картина сама очень любопытна. Христос стоит у дверей некоего дома и стучится в эти двери. Очевидно, это двери сердца человеческого, и Он в них стучится. Он не бьет в эти двери ни локтем, ни плечом, ни коленом, Он туда аккуратненько стучится. У порога этого дома много бурьяна – это значит, что дверь нечасто открывалась, дверь закрыта, она уже заросла, а Он стоит и стучит…

Знаете, как бывает, когда стучат к вам в дом аккуратненько, а вы вдруг музыку слушаете, вам не слышен стук, или у вас пьянка-гулянка, и вам не слышно, или футбол по телевизору – Ура-а-а! – какое там, разве слышно, что Христос в дверь стучится? Не слышно! А вдруг ты спишь, например, – тоже не слышишь… Мало ли, почему ты не открываешь двери своего сердца.

И Ханту, автору этой картины, заметили такую интересную вещь: «Мы понимаем, что это аллегорическая картина: Христос стучится в двери наших сердец. Всё понятно, двери заросшие, не открываются… А вот ручки-то нет! Там, снаружи, ручки нет! Вы забыли здесь ручку нарисовать! У любой двери есть ручка – и снаружи, и изнутри». На что художник сказал: «У этой двери ручка только изнутри». Снаружи у дверей сердца ручки нет. Двери сердца можно открывать только изнутри. Это – чрезвычайно важная мысль!

Человек должен сам открыться Богу. Христос не будет насильно творить чудеса над человеком, который не открывает Ему дверь.

Читайте также: