Ленин на балконе дома

Обновлено: 04.07.2024

Ленин на балконе дома кшесинской

Что делал Ленин в особняке Кшесинской? — История России

В 1906 году для знаменитой балерины Матильды Кшесинской был построен роскошный особняк в Петербурге на углу Большой Дворянской улицы и Кронверкского проспекта. После Февральской революции здание в стиле модерн путём самозахвата прибрали к рукам революционные солдаты. Здесь обосновался штаб большевиков и ЦК их партии, а после возвращения из эмиграции в апреле 1917-го здесь работал Ленин. С балкона дворца балерины Владимир Ильич неоднократно произносил речи.

Кшесинская в захваченном большевиками особняке не появлялась, романтических отношений между ней и Лениным не было, так что продолжение фильма «Матильда» вряд ли будет снято. Против захватчиков здания возбудили судебное дело о выселении, процесс широко освещался в газетах, но Ленин на суде остался в тени: даже адвокат Кшесинской просил оставить иск в отношении него без удовлетворения «за необнаружением его места жительства».

Большевики вынужденно съехали из особняка во время вооружённого конфликта в июле 1917 года; они неплохо устроились и в Смольном. Кшесинская ненадолго заехала в свой дворец, была обругана лояльными Временному правительству матросами нецензурно и вскоре уехала в Кисловодск, навсегда оставив свою петроградскую собственность.

фото, адрес, история, режим работы

Мастерская В. И. Ленина | izi.TRAVEL

В этой уютной и светлой комнате с видом на Неву, Троицкую площадь и Петропавловскую крепость Матильда обустроила спальню для своего сына Вовы. Здесь в 1917 году Владимир Ленин проработал 90 дней. Обстановка номера - это научная реконструкция по воспоминаниям современников.
Стол Ленина находится в центре комнаты. Слева рабочий стол Елены Свердловой. По воспоминаниям, в комнате был еще один стол.Здесь же работал Григорий Зиновьев, вернувшийся вместе с Лениным из эмиграции. На подоконнике электрическая плита и чайник. В редкие перерывы между приемами посетителей можно было выпить чашку горячего чая.
Обратите внимание на балкон. Ленин использовал его как трибуну для своих выступлений. Первый раз, когда он прибыл в особняк в ночь на 3 апреля. Последний раз это было перед кронштадтскими моряками 4 июля 1917 года. Тогда он уверял их, что лозунг «Вся власть Советам» преодолеет все перипетии истории.В начале июля военная организация партии предприняла первую попытку захвата власти. Демонстрация под большевистскими лозунгами типа «Поднимите власть Советов!» и «Вся власть Советам!», стартовавшая 4 июля. Он двинулся через центр города к Таврическому дворцу, в котором размещались Временное правительство и Петроградский Совет. По дороге произошла перестрелка, а у Дворца она вылилась в вооруженный конфликт с правительственными войсками. С обеих сторон были жертвы.Они вызвали в Петроград воинские части с линии фронта, которые прибыли 6 июля. Начались задержания. Около 800 большевиков были арестованы, а их штаб в особняке Кшесинской разбился. Против Ленина было возбуждено уголовное дело. Ему пришлось уйти в подполье. Переодетый и по поддельным документам был доставлен в Разлив (искусственное озеро в 25 км от Петрограда).

Особняк на Кщесинской

Дом считается образцом петербургского модерна.

Владелица особняка была известна на весь Петербург - это знаменитая балерина, прима Мариинского театра Матильда Кшесинская. Часто бывали у нее Ф. Шаляпин, А. Павлова и С. Дягилев. По легенде, от Кшесинского особняка проходил подземный ход под Невой в Зимний дворец, по которому будущий император Николай II отправился в гости к балерине.

Внутренняя планировка особняка и его внешний вид отражали личные предпочтения прима-балерины. Она написала в дневнике: «Мне понравилось это место. Он располагался в лучшей части города, вдали от заводов. По размерам он позволил построить большой светлый дом и разбить при нем хороший сад. Особняк представляет собой сооружение необычайной красоты, объединяющее два ансамбля залов, шикарный зимний сад и большое количество разнообразных хозяйственных построек в единый ансамбль.В здании даже были сарай и гараж. По воспоминаниям очевидцев того времени, очень часто во дворе особняка гуляли свинья и коза.

У дома богатая революционная история. С апреля по июль 1917 года здесь размещался Петроградский комитет партии большевиков. В комнатах особняка работали Г. Зиновьев и И. Сталин. С балкона особняка выступал В. И. Ленин, потому что там находился его кабинет.

После революции здесь был открыт Музей С.М. Киро, а затем, в 1957 г., был открыт Музей революции. Теперь здесь находится интересный Музей политической истории России. Есть легенда: если подойти к этому дому в полночь и встать на углу с улицей Куйбышева, в одном из окон можно увидеть стройный силуэт величайшей балерины. Она до сих пор любит посещать свой любимый особняк.

Покупаем квартиру в «сталинке». О чем молчат продавцы?

Дома сталинской постройки когда-то считались элитной недвижимостью, сейчас они тоже имеют множество поклонников и почитателей. Несмотря на то, что возраст домов давно перевалил за полвека, многие из них до сих пор сохранились очень хорошо, так как при строительстве их не экономили и строили добротно, на века.

«Сталинки» в Нижнем Новгороде на проспекте Ильича «Сталинки» в Нижнем Новгороде на проспекте Ильича

Вот неполный перечень достоинств «сталинок»:

1. Просторные комнаты с высокими потолками. У комнат замечательная «кубатура», в них много воздуха. Летняя жара переносится легче, поскольку нагретому воздуху есть куда подниматься. Даже в самое жаркое лето в квартире можно жить под простым вентилятором (без кондиционера).

2. Большое разнообразие планировок. Дома не были типовыми как, скажем, «хрущевки». Это дает возможность выбрать квартиру с «изюминкой», например, с несколькими кладовками, окном в ванной комнате или вообще с «черным ходом» в другой подъезд!

3. Большой простор для перепланировки квартиры. Да, это непросто и затратно, но лучше, когда такая возможность есть, чем когда ее нет (как в панельных домах).

4. Толстые стены обеспечивают хорошую шумо- и теплоизоляцию. Летом толстые кирпичные стены нагреваются гораздо медленнее, чем панельки, а зимой лучше держат тепло.

5. Почти всегда просторные лестничные площадки - очень актуально при переезде. А еще там можно, например, оставлять коляски или велосипеды и они при этом не будут никому мешать (попробуйте разместить велосипед на тесной лестничной площадке в «хрущевке»!). Вопрос сохранности, естественно, зависит от контингента, живущего в подъезде.

6. Географическое расположение. Даже если это не центр города, в районе со «сталинками» почти всегда имеется развитая инфраструктура - транспорт, магазины, садики, школы, поликлиники и т.д.

7. Поскольку в доме относительно немного квартир, как правило, не возникает проблем с парковкой автомобиля.

Есть и недостатки:

1. Большой возраст дома и связанные с этим проблемы - изношенность коммуникаций, состояние проводки в том числе общедомовой, кровли, «усталость» самого здания. Это может обернуться крупными затратами при ремонте, так как вслед за одними проблемами почти всегда тянутся другие.

2. В подавляющем большинстве «сталинок» нет лифта, а учитывая высоту этажей, подъем по лестнице на 4-5 этаж потребует гораздо больше сил, чем, скажем, в «хрущевке». Особенно актуальна проблема в период перевозки урожая с дачи :)

3. Такие привычные вещи как балкон или лоджия в «сталинках» встречается гораздо реже, чем в современных домах. Балкон если и есть, то очень маленький. Лоджия – вообще явление исключительное, но уж если она есть, то скорое всего это будет полноценная мансарда!

Это о недостатках. Есть еще ряд особенностей, о которых надо знать, если вы решили приобретать жилье именно в этих домах. О них поговорим подробнее.

Сталинки для «трудовой элиты» и «простых рабочих» – совершенно разные дома

Со словом «сталинка» обычно ассоциируются монументальные дома на центральных улицах города с красивыми фасадами, арками, колоннами, лепниной и статуями, шпилями, эркерами, верандами и прочими архитектурными и скульптурными изысками. Иногда они объединены в целые кварталы, в которых до сих пор чувствуется дух советской эпохи в хорошем смысле этого слова.

«Дом со шпилем» в Дзержинске на проспекте Чкалова – обычный жилой дом, являющийся достопримечательностью города. Вокруг него – целый квартал из трех- четырехэтажных домов, выполненных в таком же стиле. «Дом со шпилем» в Дзержинске на проспекте Чкалова – обычный жилой дом, являющийся достопримечательностью города. Вокруг него – целый квартал из трех- четырехэтажных домов, выполненных в таком же стиле.

«Сталинки» условно можно разделить на «жилье для элиты» и «жилье для рабочих». Деление очень условное, тем не менее.

«Номенклатурные» и «директорские» сталинки

Это те самые помпезные здания, стоящие на центральных улицах и формирующие их архитектурный облик.

«Номенклатурные» дома строились для высшей партийной элиты, ученых, писателей, генералов, заслуженных деятелей культуры и искусства.

«Номенклатурная сталинка» – жилой дом на Котельничской набережной в Москве (фото из Интернет) «Номенклатурная сталинка» – жилой дом на Котельничской набережной в Москве (фото из Интернет)

Квартиры в таких домах даже по нынешним меркам шикарные – светлые и просторные, как правило, не менее 3 комнат (иногда их количество доходит до 7 и более, включая комнаты для прислуги с отдельным «черным» входом в квартиру).

«Директорские сталинки» выглядят попроще, комнат в квартирах поменьше, но все равно квартиры отличаются простором и комфортом. «Двушка» в «директорской сталинке» может превосходить по общей площади «четырешку» в «хрущевке».

«Серый бусыгинский дом» в Нижнем Новгороде – одна из достопримечательностей Автозаводского района. Построен в конце 30-х годов для руководства и передовиков производства Горьковского автозавода. По сути, это архитектурный ансамбль из несколько домов, объединенных в замкнутый контур. Внутри – большой благоустроенный двор, детский сад и особая атмосфера – спокойная и неспешная. «Серый бусыгинский дом» в Нижнем Новгороде – одна из достопримечательностей Автозаводского района. Построен в конце 30-х годов для руководства и передовиков производства Горьковского автозавода. По сути, это архитектурный ансамбль из несколько домов, объединенных в замкнутый контур. Внутри – большой благоустроенный двор, детский сад и особая атмосфера – спокойная и неспешная.

В конце 50-х – начале 60-х годов в целях удешевления строительства руководством страны была дана установка на борьбу с архитектурными излишествами. Таким образом, дома сохранили внутреннюю планировку, но лишились внешних декоративных элементов. Такие дома иногда называют «ободранными сталинками».

На заднем плане «ободранная сталинка». Нижний Новгород, проспект Кирова. На заднем плане «ободранная сталинка». Нижний Новгород, проспект Кирова.

Такие дома не стоит сбрасывать со счетов – они хоть и невзрачные на вид, но почти у всех у них железобетонные перекрытия и годы постройки самые «свежие» для «сталинок».

«Рабочие» сталинки

В 30-х годах неизбежно возникала проблема – куда селить простых рабочих? Ведь их было гораздо больше, чем передовиков и директоров. Проблема решалась двумя способами:

1. Часть «элитных» квартир была отдана под коммунальное заселение. На сегодняшний день коммуналки выглядят как пережиток прошлого, но они до сих пор существуют!

2. Для простых рабочих строились дома попроще - 3-4 этажные «коробки» - типовые и безликие. Квартиры, как правило, небольшие, иногда в них даже отсутствовала ванная комната, а кухня имела размер от силы 5 квадратных метров. Сейчас в такие квартиры умудряются устанавливать сидячие ванны или душевые кабины, отгораживая угол от без того маленькой кухни.

«Сталинка» для простых рабочих, Нижний Новгород, проспект Кирова «Сталинка» для простых рабочих, Нижний Новгород, проспект Кирова

Подобные дома можно встретить, наверно, в любом городе. Внешне они похожи на «хрущевки», но у них крупнее окна и меньше балконов (или вообще отсутствуют, как на фото). Такие дома иногда называют «кировки», но чаще всего в объявлениях пишут «сталинка».

В отличие от номенклатурных и директорских «сталинок» качество постройки у «кировок» изначально было хуже, так как они возводились как временное жилье для рабочих в 30-е годы. Конечно не настолько временное, как бараки, но к моменту наступления коммунизма планировалось эти дома заменить на более комфортное жилье. Вот и сейчас эти дома стоят и ждут, когда наступит коммунизм :)

В «рабочих сталинках» почти всегда деревянные перекрытия. По планировкам возможны разные варианты – от крошечных однокомнатных квартир в 20-25 квадратных метров до вполне просторных «трешек»-коммуналок.

Есть вполне неплохо сохранившиеся «кировки», но их, к сожалению, немного. В основном это жилье пребывает в предаварийном и аварийном состоянии. По этой причине желающих избавится от таких квартир много, а цены на них относительно невысокие. Состояние почти всегда полу- или полностью убитое. По сути, это потенциальный неликвид – продать квартиру в «кировке» непросто, даже если она с хорошим ремонтом.

3. Малоэтажные дома в 1-2 этажа. Эти дома чаще всего расположены не на центральных улицах, а в глубине кварталов. Также их можно встретить на периферии больших городов и в рабочих поселках. Дома строились по типовым проектам и предназначались для рабочих промышленных предприятий. Для их строительства не требовалась дорогостоящая строительная техника, требования к квалификации строителей также были невысоки, многие дома строили военнопленные (поэтому их иногда называют «немецкими домами»). Подвальные помещения часто отсутствовали. Также в таких домах могли отсутствовать ванные комнаты, туалеты в квартирах, подвальные помещения - при этом трубы шли под полом первого этажа. Перекрытия использовались деревянные, стены – либо из шлакоблоков, либо из кирпича, но внутри полые. Эти полости засыпались шлаком. В настоящее время двухэтажные дома, построенные в 50-х годах уже практически полностью исчерпали свой ресурс и идут под снос.

А теперь рассмотрим несколько наиболее типичных проблем, с которыми можно столкнуться при покупке квартиры в «сталинке».

Дом с деревянными перекрытиями – хорошо это или плохо?

Деревянные межэтажные перекрытия могут присутствовать как в «рабочих», так и в «элитных» домах сталинской эпохи. В первую очередь нужно ориентироваться на год постройки. В тридцатые-сороковые годы подавляющее большинство домов строились с деревянными перекрытиями. В начале пятидесятых годов соотношение было примерно 50/50, ближе к шестидесятым «сталинки» почти все строились уже с железобетонными перекрытиями.

Чем плохи деревянные перекрытия?

1. Огнеустойчивость - самый главный недостаток. Если в какой-то квартире пожар, есть риск, что выгорит весь подъезд (а то и дом целиком).

2. Протечка труб тоже не несет ничего приятного – мало того что есть риск пролить всех нижних соседей до первого этажа, так потом перекрытия еще будут долго просыхать, вполне вероятно появление плесени.

3. Звуко/виброизоляция - вы будете хорошо слышать, как ходят соседи сверху. При ходьбе по полу может раскачиваться мебель и звенеть посуда. А еще сквозь деревянные перекрытия бывает слышно, как у соседей сверху бегают коты во время ночных игрищ :)

4. Ограничение нагрузки на перекрытия – при попытке установить что-то тяжелое (большую ванну, например), есть риск, что перекрытия проломятся и эта ванна вместе со всем своим содержимым провалится к нижним соседям. Ведь дерево боится влажности, а в ванной комнате она традиционно высока.

5. Возможность прогиба перекрытий. Из-за этого на потолках крошится штукатурка, а полы приобретают вогнутую форму.

6. Ограниченные возможности в плане ремонта и выравнивания пола. Бетонную стяжку делать нельзя, слишком большая будет нагрузка. Единственный разумный вариант - сухая стяжка и поверх нее листы фанеры.

7. Любая деревянная конструкция имеет ограниченный срок службы. Учитывая возраст домов, вполне возможно, что срок годности перекрытий подходит к концу. Ремонт межэтажных перекрытий в многоквартирном доме - сложное, трудоемкое и затратное мероприятие.

8. Сложности при покупке квартиры в ипотеку. Раньше банки не давали кредиты на покупку квартиры в доме с деревянными перекрытиями. Сейчас такое возможно, но сумма страховки будет существенно выше, нужно быть к этому готовым. Это также затрудняет продажу квартиры, если вдруг такая необходимость возникнет.

9. Сложности при продаже квартиры. Количество желающих покупать квартиру в доме с деревянными перекрытиями с каждым годом все меньше и меньше. Решающую роль в покупке играет либо низкая цена, либо ностальгические чувства конкретно к этому дому.

Чем хороши деревянные перекрытия?

Объективных преимуществ деревянных перекрытий перед железобетонными я не вижу.

Кто-то утверждает, что в домах с деревянными перекрытиями "легче дышится", но я скептически отношусь к этому утверждению. Дышится легче скорее из-за высоких потолков - нагретый воздух всплывает вверх и когда высота потолков 3-3.5 метра, ему есть куда всплывать. Материал перекрытий к этому прямого отношения не имеет.

Дома с коммунальными квартирами

В далекие 80-е годы мне удалось пожить в коммуналке. Мне тогда было лет 7-8, но впечатления остались на всю жизнь.

Что делал Ленин в особняке Кшесинской?

В 1906 году для знаменитой балерины Матильды Кшесинской был построен роскошный особняк в Петербурге на углу Большой Дворянской улицы и Кронверкского проспекта. После Февральской революции здание в стиле модерн путём самозахвата прибрали к рукам революционные солдаты. Здесь обосновался штаб большевиков и ЦК их партии, а после возвращения из эмиграции в апреле 1917-го здесь работал Ленин. С балкона дворца балерины Владимир Ильич неоднократно произносил речи.


Кшесинская в захваченном большевиками особняке не появлялась, романтических отношений между ней и Лениным не было, так что продолжение фильма «Матильда» вряд ли будет снято. Против захватчиков здания возбудили судебное дело о выселении, процесс широко освещался в газетах, но Ленин на суде остался в тени: даже адвокат Кшесинской просил оставить иск в отношении него без удовлетворения «за необнаружением его места жительства».

Большевики вынужденно съехали из особняка во время вооружённого конфликта в июле 1917 года; они неплохо устроились и в Смольном. Кшесинская ненадолго заехала в свой дворец, была обругана лояльными Временному правительству матросами нецензурно и вскоре уехала в Кисловодск, навсегда оставив свою петроградскую собственность.

Ленин на балконе дома

Чужой компьютер

Из Петербурга с любовью

Из Петербурга с любовью

вернуться к странице

Из Петербурга с любовью

.
Из Петербурга с любовью запись закреплена
Телеканал «Санкт-Петербург»

В этом доме находится мастерская, где создают скульптуры и фигуры для одного парка развлечений. Размеры работ большие, поэтому часть из них приходится выносить на улицу. Среди таких оказалась и скульптура Владимира Ленина.

Ленин на балконе дома

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться история в фотографиях Особняк, который «натанцевала» себе Матильда Кшесинская Name: история в фотографиях Page Summary · Anonymous - (no subject) [+1] Latest Month Entry Tags 15th-Jan-2017 07:52 pm

Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта в Санкт-Петербурге началось строительство шикарного особняка в стиле модерн. Туда должна была переехать балерина Матильда Кшесинская, решившая продать куда более скромный дом на Английском проспекте, подаренный ей прежде Николаем II.

Особняк Кшесинская решила построить после рождения внебрачного сына Вовы от великого князя Андрея Владимировича. В свой новый особняк она должна была переехать из дома на Английском проспекте, который она арендовала в начале самостоятельной жизни и который подарил балерине Николай II после окончания их романа. Старый дом она в итоге продала князю Александру Романовскому, герцогу Лейхтенбергскому.

Матильда Кшесинская: «Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Приходилось расставаться с домиком, с которым были связаны самые дорогие для меня воспоминания и где я прожила много, много счастливых дней. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее».

Место на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне — улица Куйбышевская) понравилось Матильде тем, что там не было поблизости фабрик, а участок позволял не только построить дом, но и разбить при нём сад.

План особняка балерина заказала известному в Петербурге архитектору Александру фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана они вместе обсуждали расположение комнат в соответствии с желаниями балерины.


Александр Иванович фон Гоген Особняк получился огромным: два этажа и цокольный этаж. Сама балерина в мемуарах упоминает, что была очень довольна работой архитектора, блестяще выполнившего все её желания. «Под Рождество 1907 года я наконец смогла перебраться в свой новый дом и была очень рада зажить наконец в удобных условиях и с настоящим комфортом», — напишет она в мемуарах. Условия там были по-настоящему удобными. Сегодня с аналогичным размахом дома строят олигархи.

Особняк М. Ф. Кшесинской. Фасад на Дворянскую ул. На первом этаже располагалась кухня для гостей и кухня для прислуги, большая зала, летний сад, несколько гостиных, кабинет Кшесинской, буфет, биллиардная, а также комнаты для прислуги: горничных, лакея и дворника.

Двор особняка.

Кшесинская особенно гордилась хозяйственной частью дома и всегда водила туда гостей. Особенно она любила похвастать кухней.

Матильда Кшесинская: «Мой французский повар Дени содержал кухню в примерной чистоте и опрятности, и сразу после обеда, когда я показывала гостям кухню, она была в таком порядке, что можно было думать, будто никакого обеда там вовсе и не готовили. При доме был свой ледник и специальная холодная кладовая для сухих продуктов. Таким образом, в доме было всегда достаточно запасов, чтобы приготовить экспромтом обед».


Большая и Малая столовая Второй этаж был отведён под две детские комнаты и детскую ванную, спальню Кшесинской и её ванную, комнату экономки и несколько «запасных» комнат для размещения гостей. Также в доме были две гардеробные. Одна из них находилась на втором этаже, а другая — на цокольном. Там же располагался винный погреб, где хранились элитные вина. Там Кшесинская любила проводить вечеринки.

Столовая. Матильда Кшесинская: «У меня был, конечно, винный погреб. Он был наполнен чудными винами и был устроен так, что я могла в нём давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел. В погребе был и специальный шкап — со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе, среди бутылок вина были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало».

Не меньше гордилась балерина своими гардеробными комнатами. Та, что находилась на втором этаже, вся была обставлена дубовыми шкафами и предназначалась для её платьев. В гардеробной на цокольном этаже хранились сценические костюмы Кшесинской, а также туфли, парики, головные уборы. В каждом из четырёх огромных шкафов имелась полная опись всего, что в нём находилось, а дубликат балерина держала при себе. Благодаря этому ей могли в любое время доставить нужный костюм.

На отделку дома Кшесинская не поскупилась. Почти всю мебель, в том числе предназначавшуюся для её личных комнат и двух комнат сына, она заказала самому крупному и известному в Петербурге фабриканту Мельцеру. Комнаты прислуги и хозяйственные помещения обставляла крупная фирма Платонова.


Интерьер гостиной Матильда Кшесинская: «Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн».

Спальня Все бронзовые предметы, украшавшие зал в стиле русского ампира и салона Людовика XVI, балерина заказывала в Париже: люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, шпингалеты, а также все ковры и материал для обивки мебели.

Парадная лестница Также при доме были прачечная, сараи для экипажа и автомобилей, коровник для одной коровы, которую приводили с дачи в город, чтобы сын балерины всегда имел хорошее и свежее молоко, а при ней служила коровница. В доме было немало живности. В сарае также жила «толстая свинья, любимица Вовы». В самом доме жила козочка, которая выступала с Кшесинской в балете «Эсмеральда». Её нужно было приручить, поэтому балерина сама кормила её.

Матильда Кшесинская: «Она стала такой ручной, что даже снята со мною в моей гостиной, на коленях. У меня ещё был мой любимый фоксик Джиби, неразлучный друг. Проходя мимо моего сада, можно было видеть в нём гуляющих вместе: козочку, свинью и фоксика».

Дом балерины в 1910-е годы стал настоящим светским салоном. Она часто давала ужины и принимала знатных гостей. Бывала на её вечерах и Айседора Дункан, которая показывала своих учениц в доме Кшесинской. Но счастье и беспечное веселье быстро закончились.


Матильда Кшесинская в зале.

В начале февраля 1917 года обстановка в Петербурге стала накаляться. Полицмейстер генерал Галле посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки, а её дом, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта, подвергался наибольшей опасности.
Кшесинская на время уехала в Финляндию, но вернулась. 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны. Это был последний приём, который балерина провела в своём доме. 26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасать ценности.

Матильда Кшесинская: «Когда я взглянула вокруг себя на всё, что было у меня драгоценного в доме, то не знала, что взять, куда везти и на чём, когда кругом уже бушует море. На следующий день, в понедельник 27 февраля, с каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее. Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай».

27 февраля Кшесинская покинула свой дом. Как оказалось, навсегда. Она долго скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.

Вскоре балерине позвонил дворник и предупредил, что её особняк начали разграблять. Кшесинская попросила сестру Юлию помочь разобраться в ситуации. Она узнала, что несколько ящиков с вещами были вывезены в дом градоначальника. В итоге сестре удалось вернуть некоторые вещи, в том числе ящики с серебром.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Матильда Кшесинская: «Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья, я поспешила выйти, слишком тяжело было смотреть на это варварство. В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками.
В это время ко мне подошёл студент Агабабов, который первым занял мой дом и жил с тех пор в нём. Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… Внизу, в зале, картина была не менее отвратительна: рояль Бехштейна красного дерева был почему-то втиснут в зимний сад, между двумя колоннами, которые, конечно, были сильно этим повреждены. С тяжёлым сердцем вышла я снова из своего дома; с такой любовью построенный, вот во что он превратился…»
.


Салон, 1916

Все попытки балерины вернуть себе дом не увенчались успехом. В мае ей вернули лишь один из реквизированных автомобилей. Кшесинская тут же продала его, чтобы выручить хоть какие-то деньги. В Петербурге она прожила до середины лета.

«Чем становилось спокойнее, тем мучительнее чувствовалось, что нет больше ничего своего, нет ни дома, ни вещей, но другим было ещё хуже», — напишет в мемуарах балерина.

Вскоре она бежала во Францию, где у неё с 1912 года была вилла в коммуне Кап-д'Ай.

На балконе Малой Монетной скульптура Ленина указывает горожанам путь

На балконе Малой Монетной скульптура Ленина указывает горожанам путь

В Петербурге в Петроградском районе города на балконе одного из домов расположилась скульптура Владимира Ильича Ленина. Вождь стоит в известной всему миру позе и будто бы указывает горожанам верный путь.

Жители Петербурга и гости города с интересом рассматривают фигуру вождя и делают памятные фотографии.

Оказывается, ранее на этом же самом балконе можно было заметить скелет динозавра высотой 7 метров. Он подглядывал за петербуржцами через забор.

Выяснилось, что в этом доме находится мастерская. Здесь создают скульптуры и фигуры для одного парка развлечений.

А потому как работы внушительных размеров, то некоторые из них приходится выносить на улицу. Среди таких оказалась и скульптура Владимира Ленина.

С балкона на Малой Монетной путь петербуржцам указывает скульптура Ленина

С балкона на Малой Монетной, 3Б, путь петербуржцам указывает скульптура Ленина. Очевидцы делают фотографии на память.

Вождь мирового пролетариата в известной позе наблюдает за горожанами с балкона второго этажа. Глядя на скульптуру, создается впечатление, что она указывает путь жителям.

Телеканал «Санкт-Петербург» напоминает, накануне на этом месте жители Северной столицы лицезрели семиметровый скелет динозавра, который смотрел на горожан из-за забора.

Как оказалось, в этом доме находится мастерская, где создают скульптуры и фигуры для одного парка развлечений. Размеры работ большие, поэтому часть из них приходится выносить на улицу. Среди таких оказалась и скульптура Владимира Ленина.

Ленин на балконе дома

Ф. Ф. Раскольников. С. 70

Окончив официальную часть приема, мы направились к выходу. Усадили Владимира Ильича в закрытый автомобиль и намеревались двинуться в объезд многотысячной массы манифестантов прямо в помещение Петербургского комитета. Но эта попытка нам не удалась. Рабочие и солдаты, заполнившие площадь и улицы перед вокзалом, требовали т. Ленина, автомобиль не пропускали. Владимиру Ильичу пришлось выйти из автомобиля.

А. Г. Шляпников. Т. 3. Кн. 45. С. 274

При новой «Марсельезе», при криках тысячной толпы, среди красных с золотом знамен, освещаемый прожектором, Ленин вышел на парадное крыльцо и сел было в пыхтящий закрытый автомобиль. Но толпа на это решительно не согласилась. Ленин взобрался на крышу автомобиля и должен был говорить речь.

— . Участие в позорной империалистической бойне. ложью и обманом. грабители-капиталисты. — доносилось до меня, стиснутого в дверях и тщетно пытавшегося вырваться на площадь, чтобы слышать первую речь к народу новой первоклассной звезды на нашем революционном горизонте… Затем, кажется, Ленину пришлось пересесть в броневик и на нем двинуться в предшествии прожектора, в сопровождении оркестра, знамен, рабочих отрядов, воинских частей и огромной «приватной» толпы к Самсониевскому мосту, на Петербургскую сторону, в большевистскую резиденцию — дворец балерины Кшесинской. С высоты броневика Ленин «служил литию» чуть ли не на каждом перекрестке, обращаясь с новыми речами все к новым и новым толпам. Процессия двигалась медленно. Триумф вышел блестящим и даже довольно символическим.

Н. Н. Суханов. Т. 2. С. 8

Поблизости от нас ехали броневики, на один из них рабочие помогли ему взобраться, и, стоя на броневике, освещенный прожекторами, Владимир Ильич сказал речь.

А. Г. Шляпников. Т. 3. Кн. 45. С. 274

Броневик сдвинулся. Широким просветом раздалась перед ним толпа. Заспешили прожекторы, рассекая перед броневиком путь, выхватывая острыми лучами из потеми солдатские папахи. И винтовки, винтовки, винтовки. алые знамена, рабочие шапки, яркие женские платки.

Гремел победным, походным маршем оркестр. Броневик плыл средь людского моря, под бивший прибоем немолчный приветственный гул.

С. Д. Мстиславский. С. 538

«Да здравствует социалистическая мировая революция!» — бросал Ильич в окружавшую многотысячную толпу.

Н. К. Крупская. С. 228

Но тут же начались и споры. «Как же так, ведь социалистическая революция у нас возможна лишь после того, как она начнется где-либо на Западе». И мы чуть не подрались тут же с одним из товарищей, с которым шли рядом, держа цепь.

М. М. Костеловская. По поручению московских большевиков // Воспоминания о В. И. Ленине. Т. 4. С. 159

С вокзала поехали в особняк Кшесинской. Здесь собрались работники петроградской большевистской организации и большевики — делегаты закрывшегося накануне Всероссийского совещания, всего человек 200300.

В. С. Войтинский [2]. С. 61

Тов. Ленин уезжает в цитадель большевизма, бывший дом фаворитки царя Кшесинской, после Февральской революции занятый нашими руководящими партийными учреждениями. Вслед за ним я тоже отправился в дом Кшесинской.

Ф. Ф. Раскольников. С. 70

Вскоре мне удалось несколько раз увидеть Ленина на балконе особняка эмигрировавшей балерины Кшесинской, ставшего штаб-квартирой большевиков. Вокруг балкона собиралась разношерстная толпа, перед которой Ленин и неизвестные мне тогда его соратники беспрерывно произносили пропагандные речи.

Ю. Анненков. Т. 2. С. 259260

Еще 67 марта [1917] поступила в Исп. Комитет жалоба известной балерины Кшесинской на самочинный захват большевиками ее особняка. В Таврический дворец явилась Кшесинская в сопровождении какого-то адвоката-дельца и настойчиво просила допустить ее в Исп. Комитет. Последний, узнав, в чем заключалась ее просьба, предложил ей обратиться ко мне, а мне было высказано пожелание о мирном улажении этого дела.

Появление Кшесинской в Таврическом дворце свидетельствовало о том, что первоначальный испуг известной части населения столицы, близкой придворным или задворным кругам, быстро проходил. Сама Кшесинская убежала из своего особняка в ночь на 28 февраля, испугавшись угроз женщин ближайших к ее особняку домов, рассматривавших особняк Кшесинской как очаг великосветского разврата и ловушку для молодых и красивых девиц, поставщицей которых была эта старая балерина. На другой день после ее исчезновения из дома, его гаражи, служебные помещения занял прибывший в Питер отряд броневиков, а сам особняк солдаты предложили взять нашему Пет. Комитету. Такова была история «захвата».

Читайте также: