Ленин на балконе дома кшесинской

Обновлено: 12.06.2024

Первый день Ленина в Петрограде

В апреле 1917 года Владимир Ленин вернулся в Россию после 17 лет эмиграции. Его появление чем-то напоминало античный триумф.

Финляндский вокзал

К появлению Ленина в Петрограде тщательно готовились. На перроне Финляндского вокзала его ожидали солдаты и матросы Балтийского флота. За ними стояли рабочие со знаменами. На вокзальной площади не было пустого места. Оркестр, затянувший «Марсельезу», заглушил первые слова, которые произнес политик, увидев перед собой эту удивительную картину.

Одним из организаторов встречи Ленина был офицер Максимов, командовавший отрядом балтийских моряков. Он первым поприветствовал гостя в Петрограде. Офицер не знал всех обстоятельств приезда долгожданного путника. Когда на следующий день до него дошли слухи о том, что Ленин прибыл в Россию на германские деньги и в германском вагоне, Максимов вместе с другими матросами выпустил резолюцию:

«Узнав, что товарищ Ленин вернулся в Россию с согласия германского кайзера, выражаем глубокое сожаление по поводу его встречи в Питере. Если бы мы знали, то вместо криков «Ура», мы бы сказали: «Вон отсюда, возвращайтесь в ту страну, через которую Вы к нам ехали».

На всех предыдущих станциях Ленин выходил в котелке. В Петрограде он впервые появился в своем главном атрибуте — кепке. В ней лидер большевиков добрался до императорского зала ожидания вокзала. Там эмигранта ждал Николай Чхеидзе — председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Этот эпизод подробно описал Суханов — один из талантливейших журналистов своего времени, также присутствовавший при встрече.

Чхеидзе с угрюмым видом поднялся и вышел на середину зала. Во главе небольшой группы людей вошел Ленин. Чхеидзе по-менторски поприветствовал обладателя шикарного букета цветов, призвав того отказаться от нападок на оппонентов и к «сплочению демократических сил». Ленин, кажется, был готов к этой встрече заранее. Он отвернулся от мрачного меньшевика, по совпадению накануне похоронившего своего сына, и провокационно ответил прямо в окружавшую его толпу:

«Дорогие товарищи солдаты, матросы и рабочие. Империалистическая война даст начало гражданской войне по всей Европе. Да здравствует мировая социалистическая революция!»

5.jpg

Спич на броневике

Только Ленин «ответил» Чхеидзе, как в зал ворвались новые солдаты и матросы. Они распахнули стеклянные двери и понесли вождя большевиков на залитую светом прожекторов привокзальную площадь. Внезапно оратор возник на башне броневика. Инициатором этого выступления был все тот же Максимов, на следующий день разочаровавшийся в Ленине. Выждав минуты, чтобы успокоилась толпа, тот, уже с непокрытой головой, стал выкрикивать приветствия революционному пролетариату: солдатам и рабочим, избавившим Россию от царского деспотизма.

выступление.jpg

Бронеавтомобиль марки «Остин», на котором выступал Ленин, приехал к Финляндскому вокзалу от особняка балерины Матильды Кшесинской. Здание реквизировали большевики. Еще один броневик (несмотря на строжайший запрет) они вывезли из ремонтной мастерской в Петроградском гарнизоне, правда, он так и не понадобился.

Балкон Кшесинской

После пламенной речи на броневике Ленин сел в автомобиль и укатил в особняк Кшесинской. Здесь тоже было битком: солдаты и матросы весь день ждали Ленина, их нетерпение пытались сгладить Каменев и Зиновьев (последний также приехал в Россию в пломбированном вагоне). Каменев же, после амнистии, вернулся вместе со Сталиным из ссылки и стал писать в «Правде».

Радикальные взгляды, которые Ленин, не стесняясь, демонстрировал уже в первый день в Петрограде, смущали даже его сторонников. Все еще шла Первая мировая война, даже опытные революционеры хотели примирения многочисленных партий и фракций ради защиты демократии. Ленин считал ровно наоборот. Его радикальные «Письма издалека», в которых он призывал к свержению Временного правительства, попали в «Правду» в обрезанном виде. Самые смелые формулировки были подвергнуты цензуре Каменевым и (что еще важнее) Сталиным.

Причастность Сталина к событиям вокруг приезда Ленина неизбежно обзавелась множеством мифов. Уже добившись единоличной власти, вождь народов любил рассказывать, что он встречал Ильича не в Петрограде, а раньше — на станции Белоостров, пограничном пункте между Финляндией и Россией. Разумеется, этот «альтернативный факт» на некоторое время стал официальной исторической доктриной. А вот что правда, так это то, что в Белоострове Ленин все еще боялся ареста.

Наконец Ленин приехал в особняк балерины Кшесинской. Там он коротко выступил с балкона. Большевик повторил свои основные идеи: перерастание империалистической войны в революцию, отказ от сотрудничества с Временным правительством, необходимость сделать Петроградский Совет пролетарским. Эта программа коротко описывала суть апрельских тезисов, которые были изданы в «Правде» 7 (20) апреля. «Вся власть советам!», «Есть такая партия!» — обо всем этом, правда иными словами, лидер большевиков говорил и на вокзале, и в особняке Кшесинской.

особняк.jpg

В первый же свой день в Петрограде Ленин продемонстрировал, что не собирается идти даже на малейшие компромиссы со своими оппонентами. Много лет проживший за границей, он отказывался принимать какие-либо реалии своей страны, о которых ему говорили все, в том числе и соратники. Ленин был радикален, он многими считался опасным фанатиком. Правда, его поддержал Троцкий, также вернувшийся из эмиграции и призвавший к скорому восстанию пролетариата. Именно эти двое сделали все, чтобы в Петрограде грянул сигнальный залп «Авроры».

Матильда против Ильича

С апреля по июль 1917 года в особняке Матильды Кшесинской располагался штаб большевиков. Так в одной точке встретились две России – имперская, упадок которой для современников во многом символизировала великая и скандальная балерина, и советская, победа которой была бы невозможна без ленинского напора.

«У меня была масса мелких вещиц от Фаберже… – писала в мемуарах Матильда Кшесинская. – Их так оказалось много, что я телефонировала сестре, что места не хватает, куда все это ставить. Я была за эти слова жестоко наказана, так как через несколько дней все было разграблено и нечего было ставить». Дело происходило 22 февраля (7 марта) 1917 года. Днем ранее здесь же, на Петроградской стороне, горожане громили пустующие хлебные лавки, а на следующий начались массовые беспорядки, обернувшиеся, как известно, падением старой России. В разгар революционных потрясений Кшесинская навсегда покинула свой любимый дом на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне Куйбышева).

Особняку Кшесинской суждено было сыграть собственную партию в дальнейших событиях, в которых самой приме досталась столь непривычная для нее роль пассивной и отнюдь не восторженной зрительницы. Кому-то это покажется справедливой расплатой за те несколько десятилетий, предшествовавших революции, когда хозяйка дома на Троицкой площади была одной из самых заметных героинь петербургской светской жизни, чья связь с мужчинами дома Романовых обросла поистине фантастическими легендами. В начале XX века ее называли чуть ли не «русской Помпадур», а столетие спустя некоторые публицисты награждают ее статусом едва ли не главной коррупционерки распадавшейся империи. Однако много ли оснований для такой репутации? Роскошный особняк на Петроградском острове, безусловно, подогревал многочисленные слухи, но его же история в какой-то степени их и развеивает.

Новый дом на старой площади

Итак, место действия – Троицкая площадь. Когда новая столица только закладывалась, это был самый центр города, средоточие главных учреждений создающейся империи: там располагались Сенат, Синод и коллегии. Но в последующие десятилетия Петербург устремился на противоположный берег Невы. Троице-Петровский собор, в котором Петра I торжественно провозгласили императором, был разрушен в 1930-е годы, и так получилось, что сегодня особняк Кшесинской, построенный чуть более столетия назад, оказался старейшим зданием на первой петербургской площади.

Особняк Кшесинской в Петербурге. 1904–1906. Арх. А.И. фон Гоген

Этот район вернул себе былой престиж лишь на исходе XIX века – с возведением постоянного Троицкого моста, соединившего гряду невских островов, среди которых Петроградский – самый большой, с центром города. Именно сюда в 1904 году, после рождения сына Владимира, решила перебраться Матильда Кшесинская: дом на Английском проспекте, подаренный некогда Николаем II, стал слишком тесен для нее.

Предметом как многочисленных пересудов в дореволюционном Петрограде, так и разнообразных расследований в наше время были и остаются средства, которые балерина потратила на свой великолепный дворец. Грандиозная стройка обошлась не в одну сотню тысяч: только участок земли стоил новой хозяйке, купившей его у некой Ольги Львовны Петровой, вдовы и владелицы бань на другом берегу, 88 тыс. тогдашних рублей.

Суммы, конечно, впечатляют, особенно с учетом того, что ежегодный пенсион балерины Императорских театров не превышал 8 тыс. рублей. А ведь Кшесинская владела и еще несколькими далеко не дешевыми домами, среди которых – дача в Стрельне и вилла на Лазурном Берегу. Короче говоря, столичные обыватели предреволюционной поры вывод сделали однозначный: все богатства достались Матильде от щедрот «любовника» – самого императора Николая II (подземный ход под Невой, ведущий прямиком в царские покои, подразумевался). В литературе слух закрепил Владимир Маяковский, упомянувший «дом Кшесинской, за дрыгоножество подаренный» в поэме «Владимир Ильич Ленин».

Да вот беда: сегодня большинство историков склоняются к тому, что отношения Николая Александровича с очаровательной балериной закончились после его помолвки с гессенской принцессой, будущей императрицей Александрой Федоровной. Так что приходится искать других кандидатов на роль щедрых благодетелей. Правда, с учетом свободных нравов, царивших среди Романовых, это не так уж и трудно.

После разрыва с Николаем новым покровителем Матильды стал великий князь Сергей Михайлович – двоюродный дядя государя, внук Николая I. Не большой любитель светских развлечений, одиночка и флегматик, он был одним из богатейших членов императорской фамилии: на правах великого князя получал ежегодное содержание в 200 тыс. рублей, имел хорошие доходы от собственных предприятий, небезуспешно играл на бирже и, ко всему прочему, занимал должность инспектора артиллерии. На этом посту он неизменно отдавал предпочтение французским орудиям фирмы Шнейдера перед немецкими Круппа. Якобы худшего качества и якобы за «откат». И якобы на эти самые «грязные» деньги и были приобретены шикарные владения Кшесинской. Впрочем, если учитывать внешнеполитическую обстановку – российско-французский союз, направленный против Германии, причины такого выбора инспектора артиллерии не кажутся столь уж очевидно меркантильными.

Наконец, к моменту закладки особняка на Кронверкском слава балерины была так велика, что она вполне могла удовлетворить свои поистине немалые запросы и собственными силами. Достаточно упомянуть, что в 1903 году Кшесинская получила контракт на пять выступлений в Америке на сумму, эквивалентную 35 тыс. рублей. И – что особенно впечатляет – отказалась от него, не желая надолго расставаться с новорожденным сыном еще от одного великого князя – Андрея Владимировича.

Не в том «мораль», что она не нуждалась в деньгах, а в том, что ее балетных заработков вполне хватало «на жизнь» и без коррупции, граничащей с государственной изменой. Как бы то ни было, Матильда Феликсовна, задумавшая поразить столицу самым фешенебельным, самым модным, самым вызывающим домом, своего добилась – построила дом-сенсацию. Трудно сказать, была ли эта неординарная женщина злостной коррупционеркой, но вот большой любительницей роскоши, падкой до внешнего эффекта, – точно была.

Балерина императорского театра

Матильда Кшесинская (1872–1971) – артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Императорских театров, педагог. Родилась в балетной семье, дочь известного польского танцовщика и постановщика Феликса Кшесинского.

В 1890 году окончила Императорское театральное училище, была принята в труппу Мариинки. Танцевала, в частности, партии феи Драже в «Щелкунчике», Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Эсмеральды в одноименном балете, Никии в «Баядерке». Считается первой в мире балериной, освоившей 32 фуэте. В 1896-м получила статус прима-балерины Императорских театров.

Состояла в отношениях с наследником престола Николаем Александровичем (будущим Николаем II) и его родственниками – великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Сын Кшесинской Владимир, высочайшим указом Николая II удостоенный фамилии Красинский и потомственного дворянства, изначально носил отчество великого князя Сергея. В 1921 году, после венчания матери с князем Андреем Владимировичем, 19-летний Володя получил отчество Андреевич. Эмигрировав из России, Кшесинская жила в Париже.


В стиле Людовика XVI

Планировкой дома занимался модный зодчий Александр фон Гоген. «Становление его проходило на рубеже XIX–XX веков в мучительном преодолении эклектики, – пишут историки архитектуры В.Д. Бобров и Б.М. Кириков. – Поборники модерна стремились к кардинальному обновлению и эстетическому преображению предметно-пространственной среды, отказываясь от исторических стилей и отыскивая нетрадиционные средства выразительности».


Белый зал особняка Матильды Кшесинской

Интересно, что на небольшом пятачке в районе Троицкой площади уместились сразу три работы фон Гогена: помимо дома Кшесинской это также Соборная мечеть, в которой северные мотивы явно преобладают над восточными, и памятник миноносцу «Стерегущий», героически погибшему в Русско-японскую войну, – единственный в Петербурге монумент в стиле модерн. Интересно и то, что кроме особняка балерины фон Гогену принадлежит еще одно сооружение, оказавшееся тесно связанным с революционными событиями 1917 года, – Министерский павильон Таврического дворца, которому суждено было превратиться в тюрьму для деятелей старого режима.


Парадная лестница особняка Василия Бранта

На этом совпадения не заканчиваются. Если верить мемуарам Кшесинской, она принимала живейшее участие в планировании собственного жилища: «Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон – в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось». Маленькое пристрастие ко вкусам времен казненного французского короля, по-видимому, не обратило на себя ее внимание, зато наверняка заставило бы ухмыльнуться будущих хозяев дома – большевиков, которые любили сравнивать себя именно с деятелями Великой французской революции.

Для прислуги был отведен небольшой флигель на северной стороне участка. Во дворе находилась прачечная, а также сараи для экипажа и двух автомобилей – и это в те времена, когда автомобили были еще роскошью, а не средством передвижения. Сын Кшесинской не отличался крепким здоровьем, поэтому во дворе располагался и хлев для коровы, благодаря которой у маленького Вовы на столе всегда было парное молоко.


Парадная лестница особняка Матильды Кшесинской

Новая история особняка началась 28 февраля (13 марта) 1917 года, когда толпа демонстрантов ворвалась в него в поисках царской «фаворитки» и управляющего-«кровопийцы». Нашли в итоге только дворника Матвея Денисова, которого здесь все звали дедом Матвеем. Его и приняли за мажордома и собирались расстрелять на месте, но один из солдат обратил внимание на Георгиевский крест, полученный Денисовым в Русско-японскую войну. Дворник мгновенно стал «своим» и был отпущен, а вот его жена, наблюдавшая сцену из окна, не выдержала потрясения и скончалась от сердечного приступа.

«Особняк был занят солдатами автобронедивизиона, – рассказывает Мария Сенцова, старший научный сотрудник Государственного музея политической истории России. – Двое из них были большевиками, и они пригласили сюда своих однопартийцев из Петербургского (Петроградского) комитета, которые в то время ютились на чердаке здания Биржи труда рядом с Сытным рынком. Причем сама Кшесинская в те дни укрывалась в одном из доходных домов по соседству и могла наблюдать за всем происходившим своими глазами».

Случайное стечение обстоятельств, приведшее большевиков в этот особняк, обернулось стратегическими выгодами. Неподалеку были расквартированы гарнизон Петропавловской крепости, Гренадерский, Московский, Павловский и 1-й пулеметный запасный полки. Среди солдат этих частей большевики имели прочные позиции и могли рассчитывать на их защиту.

Солдаты же создавали и постоянную «массовку» во время выступлений большевистских лидеров. В частности, Ленина, который именно в доме Кшесинской впервые огласил перед соратниками свои «Апрельские тезисы», а впоследствии выступил с публичной речью с балкона, выходившего на Кронверкский проспект и Александровский парк.

В общей сложности вождь большевиков проработал в особняке 92 дня, живя все это время у сестры неподалеку, тут же на Петроградской стороне, в нескольких минутах езды на автомобиле.

И именно Ленин стал одним из персональных ответчиков по делу о возвращении особняка, которое Кшесинская затеяла через пару месяцев после революции. Сначала она пыталась договориться по-хорошему: просила петроградских большевиков вернуть ей хотя бы верхний этаж, где собиралась открыть столовую с пансионом, чтобы «жить этим заработком». Категорический отказ. «…Ко мне подошел студент Агабабов, который первым занял мой дом и жил с тех пор в нем. Он предложил мне как ни в чем не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…» – с возмущением вспоминала балерина.

Затем она обратилась в Исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, но там от нее отмахнулись. В итоге попросила о содействии министра юстиции Временного правительства Александра Керенского, который обещал ей помочь. В конце марта к дому «подошел в конном строю эскадрон драгун с каким-то князем, который потребовал, чтобы особняк в двадцать пять минут был освобожден». В ответ «солдаты вызвали из мастерских броневик, и драгуны скрылись».

Тогда Кшесинская решила действовать «по старинке» – через суд, но раз за разом натыкалась на отказ юристов защищать ее интересы. В тревожное время никто не хотел связывать свою репутацию с делом дамы, о «зловещих связях» которой «с проклятым царизмом» только и трубили бульварные газеты.

Наконец, она договорилась с присяжным поверенным Владимиром Хесиным. В качестве ответчиков значились: «1. Петроградский комитет социал-демократической рабочей партии; 2. Центральный комитет той же партии; 3. Центральное бюро профсоюзов; 4. Петроградский районный комитет партии с.-р.; 5. Клуб военных организаций; 6. Кандидат права В.И. Ульянов (лит. псевдоним Ленин); 7. Помощник присяжного поверенного С.Я. Багдатьев; 8. Студент Г.О. Агабабов». Заседание по делу было назначено на 5 (18) мая.

Суд был скорым и вроде бы даже правым: после десятиминутного перерыва мировой судья потребовал, чтобы все перечисленные в иске организации и лица в двадцатидневный срок покинули помещение. Исключение сделали для профсоюзов и Ленина: бюро профсоюзов, согласно поданной справке, к тому моменту оттуда уже съехало, а Ленин, как следовало из дела, формально жил в другом месте.

Одна проблема: это судебное решение так никогда и не было исполнено. Предпринималось несколько попыток, но всякий раз вооруженные большевики отвечали на них с революционной прямотой – угрожая открыть огонь. Некоторые большевистские организации вроде бы даже освобождали занятые помещения – чтобы вернуться туда через пару дней. И все же дни ленинцев в доме Кшесинской были сочтены.

Как «более лучше» одевались большевики

Штурма не было: сопротивления захватчикам никто не оказал.


Матильда Кшесинская в эмиграции. Париж, 1970 год

Казалось бы, разгром большевиков в Петрограде давал балерине надежду наконец-то вернуться в свое «уютное гнездышко». Однако, глядя на события в столице, прима почла за лучшее покинуть город и, возможно, тем самым спасла себя от новых унижений. Несколько следующих лет она провела на юге России, а на исходе Гражданской войны уехала во Францию, как оказалось потом, навсегда.

При советской власти особняк Матильды Кшесинской успел принять в своих стенах с десяток различных учреждений, пока в декабре 1954 года, объединенный с соседним домом лесопромышленника Василия Бранта, не был передан Музею Великой Октябрьской социалистической революции, который позже стал Государственным музеем политической истории России. По легенде, Брант выстроил себе жилище по соседству с Кшесинской, страдая от безответной любви к знаменитой артистке. Так что и в этом соединении есть своеобразный символизм.

По легенде, решение разместить Музей революции в особняке Матильды Кшесинской принял лично первый секретарь ЦК Никита Хрущев. Во время очередного визита в Ленинград он проехал по правительственному Кировскому (Каменноостровскому) проспекту и возле Кировского (Троицкого) моста поинтересовался, что за красивый дом стоит слева. Ему ответили, что это Музей Кирова.

– Да вы тут развели настоящий культ Кирова! Кировский завод, Кировский мост, Кировский проспект, так еще и Музей Кирова! – неожиданно возмутился Хрущев. – Вот у меня давно лежат бумаги: Музей революции никак не может получить новое здание. Отдать немедленно этот дом Музею революции, а Музей Кирова перевести в его бывшую квартиру.

Дома и судьбы. Особняк Матильды Кшесинской. Часть 2

Дома и судьбы. Особняк Матильды Кшесинской. Часть 2, изображение №1

В нашей рубрике «Дома и судьбы» Вы совершите прогулку по старейшему району города, заглянете в старинные особняки и дома Петроградской стороны, узнаете судьбы интересных домов и их владельцев, познакомитесь с людьми, которые строили город и населяли его.

И первый дом с удивительной судьбой, отразившей контрасты истории России – особняк, который построила для себя прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская, - с его балкона взывал к народу вождь мировой революции.

Особняк Матильды Кшесинской, 1917 год. Источник: citywalls.ru

Особняк Матильды Кшесинской, 1917 год. Источник: 2017 год. В столице нарастали уличные выступления и беспорядки. Близость балерины к царской семье создавала угрозу жизни ее и ее семье. Местонахождение особняка представляло стратегический интерес для противоборствующих сторон - из углового окна хорошо просматривались (и простреливались) Троицкий мост и набережная.

Поэтому 27 февраля Кшесинская с сыном и его воспитателем, собрав в небольшой саквояж драгоценные вещи, которые попались под руку, покинула навсегда особняк.

Удостоверение П.В. Дашкевича для переговоров о размещении Петербургского комитета РСДРП (б) в особняке Кшесинской. 9 марта 1917 года Месяц спустя особняк стал штаб-квартирой большевиков, с балкона его не раз выступал Ленин, призывая к пролетарской революции.

Удостоверение П.В. Дашкевича для переговоров о размещении Петербургского комитета РСДРП (б) в особняке Кшесинской. 9 марта 1917 года Месяц спустя особняк стал штаб-квартирой большевиков, с балкона его не раз выступал Ленин, призывая к пролетарской революции.

Митинг у дворца Кшесинской, 1917 год. Источник: pastvu.com

В ночь с 3 на 4 апреля в особняк Кшесинской прибыл Владимир Ильич Ленин. Один из очевидцев этого события Николай Подвойский рассказал о первых часах пребывания Ленина в особняке, его встрече в Белом зале с товарищами по партии: Для беседы выбирается самый отдаленный угол залы. Приносят простой стол, стулья и большие кухонные скамейки. За столом – Владимир Ильич, Надежда Константиновна Крупская, сестры Ленина Мария Ильинична и Анна Ильинична. Это не был доклад, не было и выступление. Шла задушевная беседа со своей старой партийной гвардией, с боевыми друзьями, стосковавшимися о своем вожде

В конце беседы Ленин зачитал присутствующим свои тезисы «О задачах пролетариата в нашей революции». Они вошли в историю под названием «Апрельских тезисов» и содержали ленинский план перехода от революции буржуазной к революции социалистической.

Ленин выступает с балкона особняка Матильды Кшесинской

Ленин выступает с балкона особняка Матильды Кшесинской

В особняке Кшесинской, брошенном перепуганной хозяйкой на произвол судьбы, суждено было обосноваться огромному количеству организаций большевистской партии, взявшей на себя ответственность за крупнейший в истории человечества социальный переворот, какому нет аналогий.

После Февральской революции Кшесинская пыталась вернуть особняк. Судебная тяжба длилась несколько недель. Ни Ленин, ни сама Матильда на процессе не появлялись, их представляли адвокаты.

Летом 1917 года Матильда Кшесинская с сыном оставили Петербург и уехали сначала в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а потом все вместе — за границу. Они поселились в Провансе, там у балерины был собственный дом. Во Франции Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской.

Музей С.М. Кирова, 1937 г. Фото: citywalls.ru

После рево­люции особняк многократно менял своих хо­зяев. С 1923 года здесь разме­щался Дом политпросвещения Петроградского района. С 1926-го—поликлиника и диети­ческая столовая. Затем — об­щество старых большевиков. В 1937 году здание передано Ме­мориальному музею С. М. Ки­рова, который находился в нем на протяжении девятнадцати лет.

Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу

Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу

В 1955–1957 годах здание соединили в комплекс с соседним особняком Бранта (еще один дом в стиле модерн, возведенный архитектором Мельцером) и открыли здесь Музей Октябрьской революции.

После 1991 года в здании располагается Музей политической истории России.

В наше время, в 2013 году, в музее появился просторный атриум с выставочной зоной. Хозяйке особняка посвящена постоянная экспозиция «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы».

В Париже Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию. Ее ученицами стали дочери Федора Шаляпина, Марина и Дарья, и будущие звезды английского и французского балета — Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памела Мей.

Уроки балетного мастерства в балетной студии Кшесинской

Уроки балетного мастерства в балетной студии Кшесинской

Уроки балетного мастерства в балетной студии Кшесинской

Уроки балетного мастерства в балетной студии Кшесинской

Уроки балетного мастерства в балетной студии Кшесинской

Кшесинская много работала и не оставила преподавание даже после того, как у нее начался артрит. Она продолжала заниматься со своими ученицами, когда уже сама ходила с тростью. Балетная школа была единственным источником дохода Кшесинской: в конце 40-х годов балерина увлеклась игрой в рулетку и чуть не разорилась. Ее называли «мадам семнадцать»: она всегда ставила на это число. Объясняли это тем, что именно в 17 лет она познакомилась с Николаем II.

В 1958 году Матильда Кшесинская побывала на выступлении Большого театра, который гастролировал в Париже. Артистка вспоминала: «Хотя я не хожу больше никуда… я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций».

Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. 6 декабря 1971 года она умерла и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.

Дома и судьбы. Особняк Матильды Кшесинской. Часть 2, изображение №12

В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».

Для тех, кто хочет узнать больше о жизни Матильды Феликсовны Кшесинской, мы подобрали интересные книги:

Дома и судьбы. Особняк Матильды Кшесинской. Часть 2, изображение №13

Седов, Геннадий. Матильда Кшесинская: [любовница царей].- Москва : АСТ, 2014. - 349 с.

Блистательная Малечка Кшесинская, прима-балерина и любимица театрального Петербурга стала любовницей Николая II, а затем двух великих князей. Родила сына от одного Великого князя, а жила на деньги второго. Соперницы ославили ее как взяточницу и карьеристку. Чего только не рассказывали о ней.

Забронировать книгу

Дома и судьбы. Особняк Матильды Кшесинской. Часть 2, изображение №14

Асташин, Вадим. Матильда Кшесинская : балет, любовь и воля к жизни. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 252 с.

Книга посвящена Матильде Кшесинской - внучке знаменитого скрипача, дочери танцовщика и актрисы. Она первой освоила фуэте и открыла дорогу целой плеяде русских танцовщиц - Преображенской, Трефиловой, Павловой, Карсавиной, Спесивцевой. Уже в первый свой сезон в труппе Мариинского театра она станцевала в 22 балетах и 21 опере.

Забронировать книгу

Дома и судьбы. Особняк Матильды Кшесинской. Часть 2, изображение №15

Литвинская, Елена. Матильда Кшесинская. Муза последних Романовых. - Москва : РИПОЛ Классик, 2016. - 222 с.

О том, какой была Матильда Кшесинская, как прожила свою жизнь длиною в век, расскажет книга поэта и писателя Елены Литвинской. Издание дополнено цитатами из воспоминаний современников и самой Кшесинской, а также большим количеством фотографий.

Забронировать книгу

Дома и судьбы. Особняк Матильды Кшесинской. Часть 2, изображение №16

Андреева, Юлия. Быть балериной : Частная жизнь танцовщиц Императорского театра / Ю. И. Андреева. - Москва : Алгоритм, 2017. - 350 с.

Известная писательница Юлия Андреева открывает перед читателями панораму "царственного" периода русского балета. Пышные гала-представления, закулисные интриги, изматывающие репетиции, моментально ранящие ноги до крови, истории из жизни известнейших балерин: блистательной Анны Павловой, царицы-босоножки Айседоры Дункан, загадочной Матильды Кшесинской. Из чего складывался быт балерины Императорского театра? Почему велись ожесточенные споры о том, должна ли балерина носить корсет?

Что делал Ленин в особняке Кшесинской?

В 1906 году для знаменитой балерины Матильды Кшесинской был построен роскошный особняк в Петербурге на углу Большой Дворянской улицы и Кронверкского проспекта. После Февральской революции здание в стиле модерн путём самозахвата прибрали к рукам революционные солдаты. Здесь обосновался штаб большевиков и ЦК их партии, а после возвращения из эмиграции в апреле 1917-го здесь работал Ленин. С балкона дворца балерины Владимир Ильич неоднократно произносил речи.


Кшесинская в захваченном большевиками особняке не появлялась, романтических отношений между ней и Лениным не было, так что продолжение фильма «Матильда» вряд ли будет снято. Против захватчиков здания возбудили судебное дело о выселении, процесс широко освещался в газетах, но Ленин на суде остался в тени: даже адвокат Кшесинской просил оставить иск в отношении него без удовлетворения «за необнаружением его места жительства».

Большевики вынужденно съехали из особняка во время вооружённого конфликта в июле 1917 года; они неплохо устроились и в Смольном. Кшесинская ненадолго заехала в свой дворец, была обругана лояльными Временному правительству матросами нецензурно и вскоре уехала в Кисловодск, навсегда оставив свою петроградскую собственность.

Как Кшесинская в 1917 судилась с Лениным за дом с апрельскими тезисами.


93109b7da5eb8eed31221370b370c20b.jpg

8a0a806046795c411cc30303b3fc7a06.jpg


Особняк Кшесинской на открытке издательства «Ришар». 1910-е гг.
Богемная идиллия продолжалась недолго. В первые дни Февральской революции беспокойство за безопасность побудило Кшесинскую уехать из своего дворца. Революционный хаос не заставил себя ждать: драгоценности, ценные и личные вещи балерины частью разграбили, частью вывезли в общественное градоначальство, а к многочисленным комнатам удобного и близкого от центра особняка стали присматриваться революционные организации.
Среди них были, например, центральный комитет и петроградский комитет партии большевиков, петроградский районный комитет партии эсеров, центральное бюро профсоюзов и редакции двух большевистских газет («Правды» и «Солдатской Правды»).

49f536c828a894f55f29b9c4008cf291.jpg


Штейнберг Я. Фотография Матильды Кшесинской в интерьерах её особняка Вернувшись в особняк, Матильда Кшесинская обнаружила в нём не только неизвестных людей, но и сдвинутую мебель, залитый чернилами ковёр из Парижа, солдатские ружья на полках, наполненную окурками ванну, и так далее…
Некий студент Горного института Агабабов, непосредственно живший в особняке, предложил Кшесинской переехать обратно, сказав, что ей уступят комнаты её сына. Обращение к министру юстиции Александру Керенскому не помогло – министр не хотел из-за этого повода развязывать вооружённый конфликт прямо в столице, ибо особняк теперь надёжно охраняли солдаты броневого дивизиона, поддерживавшие большевиков.

f23414eb4e6584b124ad87b97f54de81.jpg


Удостоверение П.В. Дашкевича для переговоров о размещении Петербургского
комитета РСДРП(б) в особняке Кшесинской. 9 марта 1917 года
В апреле 1917 года в Петроград вернулся Ленин, и его речи с балкона особняка Кшесинской стали символом набирающей популярность большевистской партии.
«Сейчас Ленин для многих – модная знаменитость», – писал репортёр «Петроградского листка» в статье «Гайд-парк у Дунькина переулка»; именно такой образ он дал толпе обывателей, ожидавшей у стен особняка очередное ораторское выступление Ильича.

29c7dcf65b66ee6ca0e11683c44a9f4b.jpg


Пусть вас не удивляет непохожесть Ленина. Должно быть, неизвестный карикатурист в апреле 1917 года
и не знал, как выглядел малоизвестный тогда лидер большевиков (Петроградский листок. 1917. 23 апреля)

Популярность большевиков носила двоякий характер, поскольку вместе с ростом сторонников массово тиражировали и кривотолки о германских связях Ленина. Оппоненты социал-демократов могли идти на провокации. Так, в один из майских дней в 5 часов утра в особняк приехали трое неизвестных и, проникнув в здание, подожгли кипу газет с целью вызвать пожар. Проснувшиеся жители особняка успели его потушить, потеряв лишь 40 тысяч экземпляров газет.

Тем временем Кшесинская продолжила попытки вернуть свою собственность. На солдат, занимавших нижний этаж здания, она решила воздействовать через Совет солдатских депутатов, и тот в конце апреля издал постановление об удалении из особняка команды броневого дивизиона. Против остальных организаций, а также нескольких физических лиц (в том числе Ленина), адвокат Кшесинской Владимир Хесин подал судебный иск с требованием выселения. Правда, факт проживания Ленина в особняке доказать не удалось, но тем не менее именно он стал восприниматься в прессе в качестве одного из главных действующих лиц этого дела.

cd54eeb7f77bcf2c5b79b579d1ddee11.jpg


Группа солдат, охранявших особняк Кшесинской в 1917 году

Ни балерина, ни лидер большевиков 5 мая 1917 года, в день «тяжбы Кшесинской и Ленина» в суд не явились. Первую сторону представлял Хесин, вторую – Мечислав Козловский, а также проживавший в особняке Сергей Багдатьев (оба юристы и большевики).
Кадетская газета «Речь», внимательно следившая за процессом, так передавала позицию последних:«Она (Кшесинская) сама оставила свой дом. Да и как можно говорить о законном и незаконном в революции? Ведь вся революция незаконна с точки зрения старого закона и напрасно здесь читали какие-то старые сенатские решения. Если бы броневики (солдаты броневого дивизиона. – В.К.), о выселении которых теперь говорят, не заняли дома Кшесинской, он бы был уничтожен толпой».

«Как может улица создавать законы?» – удивлялся мировой судья таким аргументам. В итоге было принято постановление о выселении революционных организаций в 20-дневный срок. В конце мая «население» дворца Кшесинской попросило продлить срок до 11 июня.
Но даже после этой даты в особняке остался клуб военных организаций, сославшись на отсутствие помещения для переезда. Свободные комнаты были очень быстро заняты клубом, и попытки Хесина обратиться к судебному приставу и даже начальнику петроградского военного округа с просьбой выселить нарушителей силой не увенчались успехом.

12f6d48b1212b83589904884fe728f1a.jpg


Староносов П.Н. В.И. Ленин говорит речь демонстрантам с
балкона дворца Кшесинской 4 (17) июля 1917 года. 1934–1935 гг.

«Петроградский листок» 14 июня злорадно писал:м«Несколько грузовиков перевезли собственность отрицающей собственность партии из дворца Кшесинской в бывшие номерные бани, с великолепного Каменноостровского проспекта в дичь и глушь заплеванной Кавалергардской улицы.

Здесь, среди пустырей, хибар и заборов, как каменный шип, возвышается узкий и длинный пятиэтажный дом.

Бывший владелец, купец, строил его со специальной целью: для торговых бань.
<…>

После „дворца“ Кшесинской в собственном особняке рядом с харчевней – не разгуляешься!»

Однако злорадство длилось недолго. Решившие остаться в особняке солдаты быстро убедились, что о выселении можно не беспокоиться. Параллельно с повторным разгромом в здание потихоньку возвращались и партийные организации. В середине июня они даже провели в нём всероссийский съезд делегатов большевиков из провинции.

e8ad173f060149e6272161a46b41b488.jpg


Разгром в доме Кшесинской. Скорее всего, добровольно сдать особняк большевики и не захотели бы. Именно там военная организация партии разместила свою штаб-квартиру во время неудачной попытки восстания в начале июля. В связи с этим утром 6 июля дом Кшесинской был занят лояльными правительству войсками.
По сведениям «Петроградского листка», кроме оружия и обгорелых номеров «Солдатской Правды», в особняке нашли… кипу открыток с изображением ритуальных убийств и документы совета «Союза русского народа».
Учитывая, что дворец несколько недель был проходным двором, неудивительно, что туда могли занести документы самых разных направлений, поэтому выводы газеты о «тесной связи работы большевиков и черносотенных организаций» оставим на её совести.

8ef0aad6698936fb66596403cfc167db.jpg


Особняк в советское время вызывал устойчивые ассоциации с местом публичных
выступлений Ленина. На фото: спичечный коробок из серии «Ленинские места», 1969 г.
По решению властей, вернувшиеся с фронта солдатам батальона самокатчиков было разрешено расквартироваться здесь. Позже во дворце оказались матросы, а в августе – комитет по формированию отрядов добровольцев из увечных воинов. Матильда Кшесинская осознала, что даже без большевиков и Ленина особняк ей в ближайшее время не вернуть. Уехав из столицы, она сюда уже не вернулась.

953f77529110c58da122afd3c0a5e515.jpg


Самокатчики во дворе особняка Кшесинской. Июль 1917 года

Как балерина Матильда Кшесинская выселила из своего дома Владимира Ильича Ленина

У балерины Матильды Кшесинской был прекрасный особняк в самом центре Петербурга. Жила она себе, поживала, лиха не знала. Но вдруг – Февральская революция.
Матильда с сыном от греха подальше столицу покинули, а в их дом – чего ж добру пропадать? – заселились революционные солдаты. К солдатам тут же приехали большевики, среди которых был и товарищ В. И. Ульянов-Ленин. Ленину особняк приглянулся, и он решил организовать в нем свой главный штаб. Солдаты поспорили-поспорили, но смирились и передали ключи будущему вождю мирового пролетариата.

Матильда Кшесинская. Фото - национальное культурное достояние РФ. Матильда Кшесинская. Фото - национальное культурное достояние РФ.

И началось. Уже через месяц в особняке «снимали» офисы: Петербургский комитет РСДРП (б), ЦК РСДРП (б), редакции газет «Солдатская правда» и просто «Правда». Ленин носился по этажам, как угорелый, и даже однажды выступил с речью с балкона перед собравшимися гражданами.
Но большевики не учли, что до Октябрьской социалистической революции оставалось еще немного времени, и понятие «частная собственность» еще что-то значило. Во всяком случае, значило для Матильды, которая отнюдь не смирилась с потерей своего дома.
Балерина обратилась в Петроградскую судебную палату и потребовала: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».
Суд, уже порядком разложенный революцией, посмотрел на требования владелицы сквозь пальцы. Тогда адвокат Кшесинской подал гражданский иск о выселении лиц, незаконно завладевших имуществом Матильды. В иске фигурировало имя ответчика – «кандидат прав В. И. Ульянов (литературный псевдоним – Ленин».

Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Фото - национальное культурное достояние РФ. Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Фото - национальное культурное достояние РФ.

И Матильда-таки добилась своего! 5 мая 1917 года судья с говорящей фамилией Чистосердов вынес решение о выселении в 20-дневный срок всех незаконно проживающих лиц и офисы революционных организаций. Захватчикам предписывалось освободить помещения от своего имущества и навести в доме порядок. Ленина, впрочем, от ответственности увели, использовав обтекаемую формулировку «указанное лицо в особняке не проживает».
Большевистские комитеты, за исключением военного крыла РСДРП(б), спешно покинули здание. Съехали, кусая от злости перья, и журналисты. Наверное, это была последняя победа правосудия и частной собственности в досоветской России.
Впрочем, победа была Пирровой. Скоро особняк заняли «подчинявшиеся» Временному правительству солдаты, устроившие в доме такой бедлам, что большевикам и не снилось. Юристы Кшесинской все еще требовали возмещения ущерба, но балерина, поняв, к чему «котится» революционная Россия, уехала из Петрограда в Кисловодск, к великому князю Андрею Владимировичу.
Может быть, она думала, что еще вернется домой. Но она ошибалась.
Тем не менее, юридический поединок отважной женщины с правовой системой умирающего государства вызывает уважение.

Ленин и особняк Матильды Кшесинской

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: