Как сделать студию звукозаписи на балконе

Обновлено: 20.05.2024

Домашняя студия с нуля: как построить, какие плюсы и возможности?

Работа со звуком — это чистое творчество, которое ограничивается только техническими возможностями и воображением. Нужно ли сразу мчаться в профессиональную студию звукозаписи со своим материалом или стоит вкладывать время в создание собственной творческой мастерской? Данный вопрос остаётся открытым. Сегодня мы поговорим о том, что нужно для создания домашней студии звукозаписи с нуля. Не будем терять время, поехали!

Студия у себя дома — это компромисс?

Пойдём от обратного. Профессиональная студия звукозаписи, построенная в отдельном помещении, конечно, по своим качествам часто превосходит домашние решения, тут не стоит кривить душой. Всё дело в ресурсах, которые затрачиваются на создание такой студии (архитектурные проекты, технические задачи, коммуникации и т.д. — всё это обходится в очень крупные суммы, которые могут исчисляться сотнями тысяч долларов и выше). Домашняя студия потребует от её создателя намного меньше ресурсов и при этом сможет обеспечить качественный процесс работы со звуком. При правильном подборе студийного оборудования вам не придется идти на компромиссы. Если большие студии ориентируются на коммерческую работу, то логически возникает следующий вопрос.

Можно ли в домашней студии создавать коммерчески успешный музыкальный продукт?

Ответ очевиден. Очень важно понимать, что слушателю всё равно, в какой микрофон и через какой предусилитель был записан материал — важна идея! Если вы как автор или продюсер можете дать публике новое звучание, которое станет узнаваемым и по-хорошему «‎навязчивым», то ваш продукт будет успешным без привязки к конкретному месту записи. За примерами далеко ходить не нужно: 2019 год прошёл под мягкий голос Billie Eilish с её дебютным альбомом «‎When We All Fall Asleep, Where Do We Go?». Лонгплей был записан в домашней студии, которая не изобиловала дорогим «‎железом», но какой фурор он произвел! Без преувеличения можем сказать, что певице можно было статуэтки Грэмми на тележке вывозить — так много их было. Кстати, в числе номинаций была и «Лучшая запись года» (не классическая). Вспомним, что премию даёт Академия искусств и науки звукозаписи — это ли не признание? Таких примеров достаточно и в прошлом веке, когда под рукой у автора не было интернета: многие легендарные ныне группы писали свои альбомы в снятых в аренду домах или отелях, используя переносную студию (фургончик со студийным «железом‎») — например, Deep Purple c альбомом «Machine Head‎».


К счастью, сейчас лейблы звукозаписи не имеют такого огромного влияния, как раньше, а значит продвижение и создание записи целиком и полностью находится в ведении создателей. Будет ваша запись со щитом или на щите‎ — решат в сети.

Какие преимущества есть у домашней студии?

Время — деньги. В домашней студии звукозаписи вас никто не будет ограничивать временем одной сессии. Её, конечно, можно продлить, но это деньги.

Не упусти идею. Идея нового трека может подкрасться незаметно и стремительно, и в домашних условиях у вас будет возможность сразу сделать первые музыкальные наброски для дальнейшей работы.

Учимся на своем. Домашняя студия даёт возможность прокачать скиллы по работе с программным обеспечением и оборудованием, которое у вас есть. Подзвучить гитарный усилитель — это тоже искусство, которое требует навыка. Это поможет в работе на профессиональной площадке. Оказавшись в стенах условной «Abbey Road», вы не ослепнете от окружающего разнообразия.

Работа на дом. Если у вас есть доступ к отдельной профессиональной студии, то определённые этапы работы со звуком вы можете забирать домой. Например, мастеринг, который занимает много времени. Отметим, что звучание материала в студии и дома может сильно различаться из-за разного мониторинга, софта и особенностей помещения.

Какие есть недостатки?

«Играющая‎» комната. В плохо подготовленном помещении трудно добиться высокого качества звучания вокала и инструментов, так как комната «‎вмешается» в запись и будет отдельным негативным фактором.

Технические возможности. Профессиональная студия имеет больший технический потенциал для решения студийных задач. Парк микрофонов, преампов, мониторов в отдельной студии намного больше — есть где развернуться.

Отвлекающие факторы. Если вы построили студию у себя дома, будьте готовы, что у соседей может начаться ремонт, который вы точно услышите через «‎картонные» стены. Вся работа на время может быть отложена, так как записывать инструменты под звук перфоратора — не вариант.

Пора переходить к списку студийного оборудования. Берем корзинку и идём разбираться, что понадобится приобрести для студии на дому.

Что должно быть в вашей домашней студии?

Компьютер. В домашней студии всё пишется и хранится в цифровом виде, если у вас, конечно, не завалялся плёночный Studer. Для работы вы сами выбираете удобную для себя платформу — многие сейчас отдают предпочтение «‎яблочным» лэптопам, но PC тоже будет прекрасной рабочей лошадкой. Для компьютера важна высокая тактовая частота процессора — это даст вам возможность работать со звуком в реальном времени без задержек. Также не забывайте об «‎оперативке» и её скорости, так как ваша библиотека сэмплов будет поглощать её в первую очередь.

  • На PC должно быть минимум 8 ГБ ОЗУ — это даст возможность работать со звуком в различных программах одновременно.
  • Отдавайте предпочтение компьютерам с SSD, так как они имеют большую производительность.
  • Используйте операционную систему, к которой вы привыкли, при этом следите за обновлениями.

DAW. Цифровая рабочая станция заменяет сейчас море аналоговых студийных примочек (большие и дорогие контроллеры в домашних условиях неуместны). Мы не будем говорить о конкретном ПО, но их функционал во многом схож, нужно выбирать DAW исходя из своего удобства или предпочтений. Начните с демоверсий, на них можно попробовать функционал и «‎поюзать» интерфейс, пусть и в неполном виде. Хотим напомнить, что покупка DAW — это единственный цивилизованный путь. Часто программы могут прилагаться к внешней звуковой карте, о которой мы будем говорить ниже.


Набор плагинов вместе с DAW будет хорошим подспорьем для работы.

Скачивайте и покупайте только лицензионное программное обеспечение.

Используйте тот софт, который удобен вам, и следите за его обновлениями.

Аудиоинтерфейс. Внешняя звуковая карта будет сердцем вашей домашней студии, в которое по разнообразным кабелям будет идти сигнал от микрофонов, инструментов, сэмплеров и так далее. Мы не советуем экономить на этом компоненте, так как от его качества и возможностей будет зависеть очень многое. При выборе внешнего интерфейса подумайте, что вы планируете к нему подключать и в каком количестве. Например, кому-то будет достаточно двух линейных входов (один с фантомным питанием для микрофона и инструментальный), а кто-то хочет записывать параллельно несколько инструментов и микрофонов.


Убедитесь, что звуковая карта совместима с вашим компьютером.

Обходите стороной вторичный рынок, так как внешняя карта — не самый простой девайс, с подержанной моделью могут быть накладки.

Обратите внимание на количество входов на интерфейсе: чем их будет больше, тем больше возможностей для одновременной записи. Исходите из собственных задач.

Студийные мониторы. Один из самых важных элементов студии — это мониторы, так как от их качества будет зависеть то, насколько информативно вы будете слышать ваш микс. Мониторы должны показывать вам все «‎неровности» и огрехи вашего материала, чтобы вы могли доработать их в процессе сведения и на других этапах. Подробный гайд о том, как выбрать мониторы читайте в нашем материале.


Обратите внимание, где у мониторов фазоинвертор (ссылка на статью находится выше). Фазоинвертор на тыловой части корпуса может усложнить установку динамиков вблизи стен.

Используйте только балансный способ подключения мониторов.

Не покупайте крупные мониторы для маленького помещения — они не смогут в нём раскрыть свои возможности.

Мониторные наушники. Использование в работе со звуком наушников значительно расширяет картину восприятия и позволит более точно работать над миксами. Наушники могут дать большое количество звуковой информации. Мы рекомендуем использовать для мониторинга материала как можно больше источников (мониторы, наушники, смартфоны, портативные колонки), так как это даст вам более полную картину. Непосредственно для процесса записи мы рекомендуем использовать закрытые модели студийных наушников, так как микрофон не будет улавливать их звук. Также хорошо подойдут внутриканальные мониторы.


Для процесса записи отдавайте предпочтение закрытым моделям наушников.

Уделите особое внимание удобству посадки наушников, так как от этого зависит комфорт многочасовой работы.

Пользовательские полноразмерные наушники в большей части не подойдут в качестве мониторных, так как они не имеют ровную АЧХ.

Динамические и конденсаторные микрофоны. В студии вам понадобятся оба типа микрофонов, так как они дополняют возможности друг друга. Конденсаторные микрофоны имеют высокую чувствительность и позволят передать мельчайшие детали вокала или звучания акустических инструментов. Динамические микрофоны более универсальны и могут также пригодиться при записи инструментов и вокала. Подробнее об особенностях микрофонов и о том, какие из них являются любимцами звезд, читайте в нашем материале.


При записи на конденсаторный микрофон обязательно используйте демпфирующий «‎паук», чтобы избежать попадания на капсюль внешних вибраций.

При выборе конденсаторного микрофона отдавайте предпочтение моделям с возможностью смены диаграммы направленности (подробности в статье выше).

Храните микрофоны в специальных кейсах.

При записи вокала используйте поп-фильтр.

MIDI-контроллер. Если вы планируете работать с электронной музыкой и использовать сэмплы цифровых инструментов, то MIDI будет попросту незаменим, так как на него можно ‎подать необходимый звук, а потом записать его на цифровой интерфейс. Например, далеко не у всех дома стоит барабанная установка, и тут на помощь приходит MIDI-контроллер.

Выбирайте клавиатуру, чувствительную к скорости нажатия, она очень многофункциональна.

При выборе MIDI обращайте внимание на количество клавиш (две и более октавы — это оптимально).

Кабели. Для коммутации (соединения) всего того, о чём мы писали выше, нужна целая «‎россыпь» кабелей. Для микрофонов, мониторов и других аналоговых устройств вам понадобятся кабели с разъемами XLR и Jack. USB-кабель будет идти в комплекте со звуковой картой. Также в студии должна быть хотя бы пара инструментальных кабелей на случай, если вам нужно будет подключить к интерфейсу электрогитару или «акустику‎» со звукоснимателем.


Для подключения микрофонов и мониторов используйте балансные кабели.

Не пользуйтесь инструментальными кабелями большой длины (больше 5 метров), так как от них возникает много помех.

Как выбрать место для студии и подготовить помещение?

Сразу скажем, что комната в квартире и тон-зал в студии — это две большие разницы. Значение имеют подготовка помещения и выбор места для вашего рабочего стола. Речь тут не идёт о том, чтобы оклеить стены кассетами от яиц — сразу скажем, что это неэффективный способ, так же как и «‎чудодейственный» пирамидальный поролон.

Намного важнее выбрать удачное место в пространстве для вашего рабочего стола. «Как это сделать?» — спросите вы. Нужно экспериментировать! Задача — найти в комнате место с нейтральной акустикой, где не будет гула, ярких отражений от поверхностей. Нужно будет применить весь творческий талант: хлопайте в ладоши, пойте, цокайте, слушайте мониторы в разных локациях. Как узнать, что место удачное? Если у вас нет измерительных микрофонов, то только по собственным ощущениям: должно быть минимум эха и достаточно «‎воздуха».


В идеале перед выбором рабочего места нужно освободить комнату от всех вещей, чтобы избежать лишних отражений. Мы советуем устанавливать мониторы на специальные стойки или настольные подставки, чтобы ваше рабочее место «не играло‎» вместе с динамиками. Иначе на поверку может оказаться, что «‎жирный саунд» из мониторов — всего лишь приятная иллюзия.

У нас есть готовые студийные сетапы (комплекты), которые станут основой вашей домашней студии. Мы подобрали мониторы, звуковые интерфейсы, микрофоны и аксессуары, оптимально подходящие друг другу.

Сетап №1

Audient iD14 MKII + Focal Alpha 50 + Beyerdynamic DT 770 PRO / 32 ohm + AKG P120

Универсальное решение для записи вокала и акустических инструментов в домашних условиях. В качестве аксессуаров советуем:



Аудиоинтерфейс Audient iD14 MKII Black

Инструментальный вход (Hi-Z): 6.3

Интерфейс подключения: usb

В избранное К сравнению В корзине Купить Быстрый просмотр

Мониторные наушники Beyerdynamic DT 770 PRO / 32 ohm

Вид кабеля: прямой односторонний

Коэффициент нелинейных искажений (КНИ), %: 0.2

Максимальный уровень звукового давления, дБ: 96

В избранное К сравнению 19 000  руб. -16% В корзине Купить Быстрый просмотр

Студийный микрофон AKG P120

Диаграмма направленности микрофона: кардиоидная

Диаметр капсюля, мм: 17

В избранное К сравнению 7 340  руб. -14% В корзине Купить Быстрый просмотр

Студийный монитор Focal Alpha 50

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Диаметр НЧ-динамика, мм: 130

В избранное К сравнению В корзине Купить Быстрый просмотр

Сетап №2

Focusrite Scarlett 2i2 3rd Gen + JBL 306P MKII + SE Electronics X1 A + Thronmax Zoom

Отлично подойдет для записи вокала и работы над стримами. На рабочем столе будет сосредоточено всё, что нужно для качественной записи.


Студийный микрофон SE Electronics X1 A

Бренд: SE Electronics

Диаграмма направленности микрофона: кардиоидная

Максимальная воспроизводимая частота микрофона, кГц: 20

В избранное К сравнению В корзине Купить Быстрый просмотр

Стойка для микрофона Thronmax Zoom

В избранное К сравнению В корзине Купить Быстрый просмотр

Студийный монитор JBL 306P MKII black

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Диаметр НЧ-динамика, мм: 165

В избранное К сравнению 13 640  руб. -16% Быстрый просмотр

Аудиоинтерфейс Focusrite Scarlett 2i2 3rd Gen

Возможность вывода многоканального звука: да

Инструментальный вход (Hi-Z): 6.3, xlr

В избранное К сравнению В корзине Купить Быстрый просмотр

Сетап №3

PreSonus Studio 24C + IK Multimedia iLoud Micro Monitor + Audio-Technica ATH-M50X + SE Electronics X1 S Vocal

Многофункциональный вариант для тех, кто ограничен пространством. Компактные мониторы имеют полновесное звучание, которое трудно ожидать от такого форм-фактора (комплект хорошо впишется в работу с сэмплером и синтезаторами).


Наушники Audio-Technica ATH-M50X Purple

Тип наушников: проводные

Минимальная воспроизводимая частота, Гц: 15

В избранное К сравнению В корзине Купить Быстрый просмотр

Комплект для звукозаписи SE Electronics X1 S Vocal Pack

Бренд: SE Electronics

Диаграмма направленности микрофона: кардиоидная

Максимальная воспроизводимая частота микрофона, кГц: 20

В избранное К сравнению В корзине Купить Быстрый просмотр

Аудиоинтерфейс PreSonus Studio 24C

Возможность вывода многоканального звука: да

В избранное К сравнению В корзине Купить Быстрый просмотр

Студийные мониторы IK Multimedia iLoud Micro Monitor Black

Бренд: IK Multimedia

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 19

Диаметр НЧ-динамика, мм: 76

В избранное К сравнению 41 000  руб. -17% В корзине Купить Быстрый просмотр

Сетап №4

Native Instruments Komplete Audio 2 + ADAM AUDIO T5V + AKG K240 Studio + Lewitt LCT240 PRO VP + Rode PSA1

Если вы планируете создавать и записывать электронную музыку, мы советуем вам обратить внимание на комплект, в котором «‎играют» мониторы ADAM (обратите внимание, что фазоинвертор у них на тыльной стороне, не стоит ставить колонки близко к стене).

Создание рабочего пространства или как я построил студию на балконе!

Всем привет. наверно у многих присутствует такая проблема, как создание рабочего пространства. Такая ка,к ты вроде занимаешься музыкой и тут же кто смотрит телик из близких, вобщем проблем бывают. Я решил свою так, что раз есть балкон почему бы его не использовать. Я живу в однокомнатной квартире с женой и годовалой дочкой, вопрос о том где буду работать как то переместился на балкон. Помещение размерами 1,4 на 2,1м, на полу железный люк к соседям снизу, пришлось поднимать пол см на 20. Пол поднимал простыми деревянными поддонами, по размеру подошли как нужно. Вообщем на пол кинул 2 ковра, с верху поддоны которые оббил изолоном 1см в толщину, ну на фотках все видно. Стол получился тоже из поддонов, которые я обтянул изолоном, а сверху положил столешницу. Также на балконе установлен деревянный карказ, в который я уложил слой мин ваты ( все стены и потолок тоже ) все это дело оббил по кругу ковролином и изоспаном ( изоспан чтобы не пропускать малейшие частицы мин ваты ткань с циркуляцией воздуха в одну сторону ) тем самым утеплив его на зиму. В итоге я имею свою мини студию, даже ночью при нормально уровне громкости мои спят спокойно в соседней комнате, и из-за того, что поднял пол там бас не так сильно уходит к соседям. Тк что можно всю ночь отрываться на балконе ( если прёт конечно ) и никто тебя не услышит.

P.S Я не притендую на звание лучшее помещение для home studio, это просто вариант для рабочего пространства.

28 августа 2011 23:07

Комментарии



Студия на балконе. @ Moment of sight
вообщем вот балкон, маленький до безобразия.



S73R0125 @ Moment of sight
в тарелке картошка в ней благовония, бля арома теряпия



S73R0128 @ Moment of sight
это собственно выход из балкона.



S73R0129 @ Moment of sight
царский трон.

- И тут обвалился балкон.

Балкон будь здоров, дом новый все выдержит.

Если бы писался эл хаус, то не выдержал бы.



S73R0156 @ Moment of sight
мой котопес. )))



Безимени-1 @ Moment of sight
не судите строго.

Нормально!)) Только ощущение, что там будет очень холодно

надеюсь, что нет. буду блог вести. я еще ловушки для баса поставлю буду постепенно фотки выкладывать.

ха))) заходи вместе че нить напишем.

молодец! удачи в творчестве!

надо бы в туалете студию замутить. я просто часто замечаю что акустика там не плохая)))

мысли гениальных людей сходятся.

Да,чувак просто сделал себе место уединения!Чуть что,сьебывается на балкон от семьи,там у него любимая мастерская,кузня музыки.))Норм.))

Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу

Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу

Если вы записываете свою музыку или аудиокниги, озвучиваете видеоролики для YouTube, домашняя студия звукозаписи – это ваше рабочее место. Создать и оборудовать ее самостоятельно вполне реально, было бы желание.

Есть два пути, по которым можно пойти.

Первый – комнатная студия. По сути, это просто уголок в комнате. Все оборудование при необходимости легко убирается. Это самый простой вариант, если звукозапись не является вашим основным занятием.

Второй – это выделенная студия. Например, ею может стать кладовка, в которой помещается хотя бы компьютерный стол (в идеале – комната и студийная мебель). Другой вариант – вокальная кабина (ее называют еще акустической или дикторской), которую можно разместить прямо в квартире. Это оптимальный вариант, если вы планируете заниматься звукозаписью на дому профессионально или полупрофессионально.

Компьютер или ноутбук

Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.


При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.

Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.

Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:

  • Быстродействие и достаточно мощный процессор. Минимум, который нужен для комфортной работы – это четырехъядерный процессор уровня Intel Core i3;
  • Бесшумность работы. Важно также вовремя проводить профилактическую чистку кулера во избежание появления шумов;
  • Размер монитора. Здесь все просто: чем больше, тем лучше. Это важно при редактировании треков в любой программе звукозаписи.

Микрофон

Микрофон – один из самых ответственных выборов, особенно если он будет один. От него в первую очередь зависит качество записи. Микрофоны для Скайпа типа Sven здесь не подойдут – они могут быть хороши для общения, но в записи дают заметный фоновый шум, а качество звука оставляет желать лучшего. Ориентировочный ценник для хорошего микрофона, который подойдет для качественной звукозаписи, – от пяти-шести тысяч рублей.


Студийный микрофон может быть динамическим или конденсаторным. Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокочастотными инструментами (акустическая гитара, клавишные), а динамические – со средне- и низкочастотными (ударные, электрогитара, бас).

Динамические микрофоны считаются идеальными для сцены – они конструктивно более прочные, более устойчивые к перепадам влажности, у них выше запас усиления до появления обратной связи (она возникает, когда несколько микрофонов ведут запись рядом друг с другом).

Для домашней записи голоса чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Они различаются по размеру диафрагмы. От размера диафрагмы зависит уровень записи высоких/низких частот. Так, если вам нужно записать трек с большим количеством высокочастотных инструментов, идеален будет конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой (это «микрофоны-карандаши»).

Но если вы планируете приобрести только один микрофон, как минимум на начальном этапе, оптимальным выбором будет конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Это вариант, подходящий для большинства задач в домашней звукозаписи.

Если вы собираетесь записывать только голос, предпочтительно выбирать настольный микрофон – это позволит обойтись без стойки для него и снизит общие затраты на оборудование.

Приведем примеры нескольких конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой, прекрасно показывающих себя в условиях домашней звукозаписи. Большинство из них можно найти в специализированных магазинах аудиотехники.

Среди рекомендуемых можно выделить:

  • SAMSON METEOR USB
  • SAMSON C01U PRO
  • Studio Projects B1
  • Rode NT1-A
  • RODE NT-USB
  • sE Electronics 2200a II
  • AKG Р120
  • Audio-technica ATR2500USB
  • Blue Yeti Pro
  • Blue Microphones Snowball
  • Blue Microphones Bluebird

Подробный гайд по выбору микрофона читайте на нашем сайтеили в посвященной этому вопросу статье на клубе экспертов.

Поп-фильтр

Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».

При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.


Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.

Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:

  • MAONO AU-B00
  • K&M 23966-000-55
  • Nady MPF-6

Поп-фильтры с металлической мембраной:

  • Stedman Corporation Proscreen XL
  • Avantone PS-1 PRO-SHIELD
  • Blue Microphones The Pop


Микрофонная стойка

Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.

Конструктивно стойка может быть:

  • настольной – оптимальный вариант для домашней записи голоса;
  • напольной прямой или на круглом основании – подходят для вокалистов на сцене, для караоке или в повседневном использовании;
  • низкой – внешне такие стойки похожи на настольные, но используются обычно для басовых барабанов и гитарных кабинетов;
  • надголовной – такая стойка удобна тем, что позволяет легко менять положение микрофона.
  • «журавль» – напольная стойка на треноге с кронштейном.

Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.

Примеры настольных микрофонных стоек:

  • K&M 23110-316-55, компактная и недорогая.
  • QUIK LOK A188 – телескопическая стойка.

Стойки типа «журавль»:

  • K&M 21060-300-87
  • QUIK LOK A300 CH
  • ROCKDALE 3617_T
  • K&M 26200-300-55
  • Boya BY-PB25

Звуковая карта

Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.

    Число входов/выходов. Для большинства случаев вполне достаточно четырех (а иногда и двух), но чем больше инструментов вы планируете подключать и записывать одновременно, тем больше должно быть и число каналов. Например, для записи музыкальной группы нужно минимум 16 входов. Обязательно должны быть отдельные регулируемые входы для наушников и микрофона.

Акустический экран

Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.

Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.

Если вести запись, к примеру, около холодильника или батареи, - звук будет позванивать, если у стены – он окажется глухим, у окна – скорее всего, возникнет эхо.

Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.

Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.

Наушники

Наушники для студийной записи могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые идеальны для записи, поскольку дают лучшую звукоизоляцию. Для редактирования и сведения треков лучше предпочесть открытые наушники, поскольку они дают более высокое качество звука.


Примеры качественных открытых наушников для домашней студии:

  • Beyerdynamic DT990 Pro
  • AKG K 702
  • AKG K240
  • Samson SR850

Примеры закрытых наушников:

  • Beyerdynamic DT240 Pro
  • Extreme Isolation EX-29
  • Sony MDR-ZX110B
  • Sennheiser HD205

Несколько облегчить выбор могут готовые комплекты для домашней звукозаписи. Обычно в них входят звуковая карта на 4-6 входов, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и наушники закрытого типа плюс кабели для подключения всего этого к компьютеру. Это – стартовый минимум для записи и обработки голоса. Иногда в набор могут входить дополнительные микрофоны, поп-фильтр. Выбирая комплект, стоит обратить внимание на конструктивный тип микрофона (ручной, настольный) – возможно, для него придется отдельно приобрести стойку.

Оборудование для домашней студии может быть самым разнообразным и включать в себя разные виды микрофонов и стоек, студийные мониторы, кабели, MIDI-клавиатуры, усилители и многое другое. Мы привели те из них, без которых попросту не обойтись даже на начальном этапе.

Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии

Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии

Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.

Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.

Звукоизоляция

Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.

У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.

Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.


В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.

Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.

Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.

Акустическая обработка

Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.

В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».


Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.

Высокие и средние частоты

Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.


Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.

Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.

Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.


Низкие частоты

Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.

Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.

Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.



Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.

Практические советы для типичных ситуаций

Запись вокала

Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.


Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.

Запись акустических инструментов

Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.

Прослушивание музыки

Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.


Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.

Сведение музыки

Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.


Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.

Читайте также: